Главная » Разработки уроков » Литература

Использование классических произведений в литературе на примере романов Ф. Достоевского „Преступление и наказание” и Б. Акунина „Ф. М.”

ЦЕЛИ: Актуализировать интерес учащихся к чтению классики через современную литературу.

Формирование навыков сравнительного анализа двух произведений, разъединенных хронологическими рамками.

Познакомить учащихся с формой литературной загадки.

Развитие у учащихся эстетического вкуса.

ТИП УРОКА: комбинированный.

ЗАДАЧИ  УРОКА:

- провести анализ двух художественных произведений, разъединенных хронологическими рамками, раскрыв трансформацию теории Раскольникова в современном обществе;

- формировать навык  работы с литературными загадками;

- доказать, что использование классической литературы в современной литературе привлекает читателя к классике.

ХОД УРОКА.

1.   Оргмомент.

Создание творческой мотивации, определение проблемности материала, вынесенного на обсуждение на уроке

Учитель.

 В одном из интервью Акунин так ответил на вопрос о прототипах своих героев: «В этом романе мне интересно было пофантазировать, как выглядели бы герои «Преступления и наказания», выведенные в современную нам реальность: как бы они разговаривали, как бы себя вели. Чем глубже я зарывался в Достоевского, тем больше я обнаруживал там вещей, от которых просто мороз по коже».

Давайте и мы сегодня окунемся в мир Достоевского с его проекцией на современный социум.

2.Литературоведческие сообщения учащихся (с предварительной подготовкой).

  А)  Неизвестные страницы истории создания романа «Преступление и наказание» Федором Достоевским. (Предлагается следующий материал).

Истоки «Преступления и наказания» восходят, вероятно, ко времени пребывания Достоевского на каторге. Он писал 9 октября 1859 года брату из Твери: «В декабре я начну роман...Не помнишь ли, я тебе говорил про одну исповедь-роман...Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его на каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения... Исповедь окончательно утвердит мое имя». Но в 1859 году «исповедь-роман» не был начат. «Вынашивание» замысла длилось шесть лет. За это время Достоевский написал «Униженные и оскорбленные», «Записки из Мертвого дома» и «Записки из подполья». Главные темы этих произведений: тема бедных людей, тема бунта и тема героя-индивидуалиста, синтезировалась      затем        в «Преступлении и наказание».

Прося денег у Краевского, 8 июня 1865 года, Достоевский предлагал ему для «Отечественных записок» свой новый роман «Пьяненькие». Краевский ответил Достоевскому отказом. Испытывая большую нужду, Достоевский вынужден был заключить кабальный договор со Стелловским. За те же три тысячи рублей, которые Краевский отказался выплатить за роман, Достоевский продал Стелловскому право на издание полного собрания сочинений в трех томах. Этот договор помог Достоевскому выплатить неотложные долги и выехать в конце июля 1865 года за границу. Но за пять дней в Вистбадене Федор Михайлович проиграл в рулетку все, что имел, вплоть до карманных часов. Отчаянная нужда принимает катастрофические размеры. В отеле его лишают обеда, света, не чистят платья и сапоги. Итак, в маленькой комнатке, без денег, без еды и света, «в самом тягостном положении» и в «совершенном отчаянии», «сжигаемый какой-то внутренней лихорадкой», Достоевский приступает к работе над своим величайшим созданием - романом «Преступление и наказание».

В сентябре 1865 года Достоевский решил предложить новую повесть журналу «Русский вестник». В письме к издателю этого журнала Каткову Достоевский излагает подробную программу произведения, главную идею «психологического отчета одного преступления».

Достоевский продолжает усиленно работать над планом новой повести в Висбадене, затем на пароходе, возвращаясь из Копенгагена в Петербург, и, наконец, в самом Петербурге. Именно в Петербурге поветь перерастает в большой роман, и Достоевский решает пожертвовать всем, что уже написано, и начать все сначала. «Я все сжег, - теперь в этом можно признаться», - пишет Достоевский Врангелю 18 февраля 1866 года...  Главы нового романа в середине декабря 1865 года Достоевский отправил в «русский вестник», и первая часть романа уже появилась в январском номере журнала за 1866 год. Его успех обрадовал и окрылил Достоевского и 29 апреля он пишет священнику Янышеву: «Вся моя будущность в том, чтобы закончить его хорошо».

В последующем Достоевскому пришлось одновременно с «Преступлением и наказанием» думать над другим романом, обещанным Стелловскому при заключении кабального договора. «Я хочу сделать небывалую эксцентрическую вещь: написать в 4 месяца 30 печатных листов, в двух разных романах, из которых один буду писать утром, а другой вечером, и кончить к сроку».  И Достоевский совершил писательский подвиг, правда, не в 4, а в 6 месяцев. В Люблине был составлен план «Игрока» - романа для Стелловского - и продолжалась работа над «Преступлением и наказанием». Однако, возвратившись в Петербург, Достоевский совсем забыл об обязательстве Стелловскому: за месяц до истечения срока контракта ни одной строчки «Игрока» еще не было написано.

Достоевский 4 октября 1866 года начал диктовать «Игрока» стенографистке, Анне Григорьевне Сниткиной - своей будущей жене, другу и помощнику, и 1 ноября 1866 года рукопись «Игрока» была доставлена Стелловскому, и Достоевский снова вернулся к «Преступлению и наказанию». В ноябре и декабре были написаны последняя, шестая, часть романа и эпилог, и «Русский вестник» в декабрьской книжке 1866 года закончил публикацию романа.

Сохранились три записные тетради с черновиками, заметками к «Преступлению и наказанию»: первая (краткая) редакция, вторая (пространная) редакция и третья (окончательная) редакция, характеризующие собой три стадии, три этапа работы: висбаденский этап, петербургский этап (с октября по декабрь 1865 года), и, наконец, последний этап (1866 год).

Висбаденская «повесть», как и вторая (пространная) редакция, еще задумана в форме исповеди преступника: «Я под судом все расскажу. Я все запишу. Я для себя пишу, но пусть, но пусть прочтут и другие, и все судьи мои, если хотят. Это исповедь. Ничего не утаю». Но в процессе работы, когда в «исповедь» вливается материал романа «Пьяненькие» и замысел усложняется, прежняя форма «исповеди» от имени убийцы, который фактически отрезал себя от мира и полностью ушел в свою «неподвижную идею», становится слишком тесной для нового психологического и социального содержания. Достоевский останавливается на «новой форме» - рассказ от имени автора - и сжигает в ноябре 1865 года первоначальную редакцию «повести».

Б) Роман Б.Акунина «Ф.М.»

Таким образом, Б.Акунин использовал факт уничтожения одной из рукописей для сюжетной линии своего романа «Ф.М.»Завязка в романе «Ф.М» Б. Акунина проста: некий Филипп Борисович Морозов, нашел неизвестную редакцию классического романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» и решил её продать. Вышло так, что он попадает в больницу с черепно-мозговой травмой, а рукопись, разделенная на четыре фрагмента, оказывается в руках четырех абсолютно разных людей (наркомана, коллекционера автографов, литературоведа и молодого издателя). Николасу Фандорину («Ф.М.» - это третий роман из цикла «Приключения магистра», первые два: «Алтын- толобас» и «Внеклассное чтение») дают задание собрать неизвестную повесть великого русского писателя. По мере поиска читателю предлагается ознакомиться с данной рукописью, в которой главным героем выступает Порфирий Петрович, а Раскольников никого не убивал, хотя его в этом постоянно подозревают.

Роман интересен тем, что имеет несколько пластов исследования: историко-литературную часть и современный аспект. Сам Акунин определяет жанр своего произведения как авантюрно-приключенческий роман. Данный жанр характеризуется «динамичностью, остротой сюжета, изобилует загадками, тайнами, неожиданностями, исключительностью ситуаций, сложностью и напряженностью действия, внезапными его поворотами. Сюжеты насыщены преследованиями, похищениями, переходами от опасности к избавлению. Действие часто протекает в необычных условиях». 

Особо хотим обратить внимание, что на суд читателя была вынесена «настоящая» рукопись Достоевского. Подделанная рукопись была настолько высокого качества, что определить, что это подделка, было очень трудно. Акунин в интервью указывает автора этой подделки: «Страницы романа мне сделал замечательный питерский каллиграф, специалист по рукописям, художник Юрий Клочков. Он не только написал текст, но и нарисовал картинки. Чернила были сделаны по правильным аутентичным рецептам, бумага старинная». Кроме этого, в интервью Акунина мы находим: «Мой роман- это перевод классики в пространство беллетристики, массовой культуры».

Данный жанр как серьезный жанр начал рассматриваться приблизительно с 1900 года. Роман Достоевского «Преступление и наказание» имеет жанр - история убийства. До 1960-ых годов, читая выпуск книги криминального романа в мягкой обложке, обычно считали «дешёвым чтивом» для обывателей, способных потреблять художественную продукцию «незначительного» качества. Образованный и цивилизованный мир признавал классическую литературу.

Идея главного потока литературной продукции предположила, что любое книжное отклонение в содержании или в форме, или в том и другом одновременно, от установленной нормы высокого искусства были дешевы, и любой читатель, заинтересованный популярной литературой, был не образован и бесхитростен. В то же время в современной литературе обширная продукция популярной беллетристики больше не могла быть проигнорирована. С точки зрения популярной литературы и «высокого» искусства, роман «Преступление и наказание» в своё время современники, по всей видимости, отнесли бы к популярной беллетристике. Акунин смог через кажущуюся легкость произведения привлечь внимание к произведению XIX века.

Таким образом, роман «Ф.М.» мы можем определить как авантюрно-приключенческий роман, как произведение- игрушка. Как видим, «Ф.М.» соответствует данному жанру: необычность клиники, методов лечения, тайны, связанные как с детективным сюжетом, так и с мистификацией.

3.Групповая работа. Работа с литературными загадками из романа «Ф.М.

 Учитель.

 Акунин определяет свой роман как книжку- игрушку. Он ведёт с читателями игру. Это прежде всего название «Ф.М.». Сам автор пытается дать читателю варианты разгадок названия романа в 16 главах, название которых состоит из слов на Ф и М . Приведите примеры.

(«Форс-Мажор», «Фата-моргана», «Фри-масон», «Фарширователь мозгов», «Финальный матч», «Фальшивая монета» и другие).

В течение всего повествования встречается несколько литературных загадок, что повышает напряжение действия романа, заинтересовывает читателя. Результаты загадок обеспечивают движение действия в тексте. Своеобразным призом является предложение читателю получить при разгадке перстень Порфирия Петровича.

А) Задания группам:

- Найти разгадку четверостишья:

Пять камешек налево полетели.

Четыре вниз и не достигли цели.

Багрянец камня светит на восход.

Осиротев, он к цели приведет.

 Б) Расшифровать записки Дарьи Францевны.

 В) Морозов задает загадку Фандорину:

И сказал ему Му-му:

«Столько я не подниму,

Не хватает самому.

Так что, Феденька, уволь-ка,

Хочешь, дам тебе пол - столько?

Но и только, но и только.»

Г) Расшифровать номер телефона, принадлежавшего Лузгаеву Вениамину Павловичу.

ВЫВОД. Особую роль для усиления напряженности играют дополнения и примечания в конце романа. Почти во всех романах детективного жанра в конце текста разъясняются все хитросплетения и разоблачаются все виновники, объясняются все их действия. У Акунина много недосказанности, и только в примечаниях находим компромисс с читателем: внутри самого романа оставляет только необходимые разъяснения, а разоблачение мелких фокусов выносит в отдельную главу. Это и знакомство с неизвестными для читателя историческими личностями (Сперанский М.М. - государственный деятель, Бирон и др.), это и разъяснение некоторых эпизодов (звонок Фата - Моргана к неизвестному лицу - Аркадию Сергеевичу), рассказ о формировании убийцы Олега Сивухи.

Такие приёмы литературных загадок не только усиливают экспрессию действия романа, но и заставляют читателя.

4. Презентация проектов отдельных групп учащихся.

А) Трансформация теории Раскольникова в современной литературе (учащиеся представляют электронную презентацию, основой которой служит таблица).

Формула трансформации идеи Раскольникова в современной

«Я не старушонку убил, я себя убил».

жизни (Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»).

"Во чтобы то ни стало надо решится, хотя бы на что-нибудь, или отказаться от жизни совсем, послушно принять судьбу, как она есть, и задушить в себе все, отказавшись от всякого права действовать, жить, любить".  

«Людям необыкновенным закон не писан».

Борис Акунин «Теорийка»

(«найденная» рукопись Ф. М. Достоевского)

Б. Акунин «Ф.М.» Образ Олега Сивухи                                            

5. ВЫВОД:

Учитель.

Борис Акунин, обращаясь к классической литературе, вводит в современную культуру явление инородное по жанру и стилю - русскую литературу XIX века. По словам современных исследователей в области литературы, именно роман «Ф.М.» является наиболее ярким и удачным примером этой «игры»: в современный детектив врезана литературная мистификация. Фигурирующая в книге повесть «Теорийка» - это якобы версия романа «Преступление и наказание», написанная Достоевским в период острого безденежья и сожженная писателем.

Читая роман, можно понять, что Акунин пишет не только ради развлечения читателя (как делают большинство современных писателей). Детектив ориентирован на несколько уровней читательской аудитории: любителей детективов, вдумчивых любителей детективов, любителей русской литературы и поклонников литературных игр. Первые две категории найдут в романе мистические захватывающие сюжеты и немного окунуться в мир и творчество Достоевского. Третьи смогут взглянуть свежим взглядом на хорошо знакомое произведение, а четвертые с интересом начнут искать, где в тексте звучит умелая стилизация под Достоевского, а где - подлинная цитата из «Преступления и наказания».

Перенося на современную почву, в современную (XXI век) жизнь идею Раскольникова, Б. Акунин предлагает читателю несколько Раскольниковых, любой ценой жаждущих своего: Рулет - наркотиков, доктор Зиц-Коровин - власти над умами, Сивуха-отец - бессмертности в истории, Олег Сивуха - реванша за физическое уродство, власти над людьми.

Разъединенность людей, утрата нравственных ценностей, одиночество, преклонение перед властью денег, вседозволенность, разрыв поколений - основа преступлений, совершаемых в XXI веке.

Таким образом, если провести векторы в современность, то роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского получается весьма шокирующим произведением, предупреждением современникам об опасности даже появления мысли об убийстве, т.к. после преступления обязательно наступит наказание.

Акунин идет дальше Достоевского: Раскольникова терзали муки совести, Олега такие «глупые» вещи уже не беспокоят. Вот к чему пришло общество за 140 лет истории.

В интервью Б. Акунин указывает: «На мой взгляд, классика остается живой до тех пор, пока она вызывает желание с ней спорить. Для меня какие-то классические тексты - только литературные памятники, а какие-то живые, потому что они чем-то меня зацепляют. Достоевский для меня живее любого писателя из моих современников».

6.Домашнее задание. Творческая работа «Актуален ли роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание» для современного читателя».

Использование классических произведений в литературе на примере романов Ф. Достоевского „Преступление и наказание” и Б. Акунина „Ф. М.”

Скачать конспект (20.1 Kb)



Автор разработки: Каракашьян Людмила Ивановна

Учебный предмет: Литература

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 968 | Загрузок: 253 | Комментариев: 0

Ключевые слова: Достоевский, Акунин

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»