Главная » Разработки уроков » Химия

Химические свойства спиртов. Использование спиртов. Ядовитость спиртов, их влияние на организм

Цель урока. Изучить химические свойства спиртов на примере метанола, этанола и глицерина; формировать знания учащихся о использовании спиртов; показать их ядовитость, вредное влияние метанола и этанола на организм человека.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: этанол, глицерин, натрий, гидроксид  меди, пробирки.

Структура  урока:

  1. Организационный  этап. Постановка познавательной  задачи.
  2. Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности.

- На доске показать особенности строения спиртов. Чем отличаются спирты и углеводороды по строению?

- Изобразите структурно формулы 1-бутанола; 2-метил-1-пропанола.

- Будут ли отличаться спирты и углеводороды по химическим свойствам?

  1. Изучение нового материала.

Спирты нейтральне вещества, не изменяющие окраску индикатора, не вступают во взаимодействие со щелочами и кислотами. Горючи.

1. реакция горения  2С2Н5ОН+7О2 --> 4СО2+6Н2О+Q

2. взаимодействие с активными металлами 2С2Н5ОН+2Na -->2С2Н5ОNa+H2 ^

На доске записать реакции взаимодействия метанола и глицерина с натрием.

3. Реакция взаимодействия с галогенводородами. С2Н5ОН+HCl--> С2Н5 Cl    + Н2O

4. Реакция получения эфиров. С2Н5ОН+HOC2H5--> C2H5 - O - C2H5+ Н2O

5. Реакция дегидротации. С2Н5ОН  t<140°C   C2H4+ Н2O

                                                         H2SO4

6. Лабораторный опыт 16. Характерная реакция на глицерин. Взаимодействие с гидроксидом меди.

Задача. Вычислить массу этанола, которая полностью провзаимодействовала с 5 моль натрия.

4. Мини-конференция. Вредное  влияние метанола и этанола на организм человека.

1 ученик. Метанол и этанол- два наиболее распространенных спирта. Они практически не различимы по запаху, поэтому довольно часто втречаются случаи употребления метанола. В отличие от этанола метанол является более сильным ядом. Даже небольшие его количества приводят к слепоте (повреждению глазного нерва) и более 20 миллилитров могут вызвать смерть. Виной тому – еще более сильный яд- формальдегид, который образуется в организме при окислении метанола. Противоядием для метанола является этанол. При отравлении метанолом, кроме промывания желудка, необходимо принять этанол.

2 ученик.Как же действует этанол на организм человека? Из желудка и кишечника он всасывается в кровь и кровью разносится по всему организму, по всем клеточкам тела.

Вызывать угнетение всех функций - вот стихия алкоголя. Особенно губительно он сказывается на нервной системе, в первую очередь на коре головного мозга, определяющей интеллект и индивидуальность человека. Под влиянием алкоголя происходит то, что физиологи называют ослаблением процесса торможения - человек теряет способность контролировать свое поведение, речь, выражение чувств. Снижается концентрация внимания и логичность мышления, хуже становится память.

Присутствие алкоголя в крови увеличивает ее свертываемость, что приводит к закупорке сосудов, питающих клетки мозга, а недостаток питания приводит к их массовой гибели. При длительном употреблении алкоголя наступает необратимое изменение структуры мозга (так называемый «сморщенный мозг»), проявляющееся в слабоумии.

3 ученик. Кровь от желудка и кишечника идет к главной «химической лаборатории» организма-печени. Печень очищает кровь от ядов и токсинов. При высокой концентрации спирта,  печень не справляется со своей санитарной функцией, и алкоголь свободно поступает в ткани организма. Клетки печени отмирают и заменяются жировой тканью. Это приводит к циррозу печени - человек худеет, в брюшной полости накапливается жидкость- человек гибнет.

4 ученик. Алкоголь влияет на сердечно-сосудистую систему. У пьяного лицо краснеет, увеличивается потоотделение, ускоряется пульс, давление крови может повышаться или понижаться. Синеют губы, нос. Злоупотребление приводит к инфаркту, кровоизлияниям в мозг. Сердце увеличивается в размерах, его мышцы теряют эластичность и начинается сердечная слабость. В таком состоянии человек не может выполнить незначительную физическую работу. Разрушаются эритроциты, снижается содержание     гемоглобина, понижается иммунитет. Повышается свертываемость крови, что ведет к образованию тромбов в сердечной мышце. Результат-инфаркт миокарда.

5 ученик. Попадая в желудок, спирт обжигает слизистую, что приводит к воспалению слизистой желудка (гастрит)  и кишечника, язвенной болезни, злокачественным опухолям.

Пораженная слизистая желудка выделяет меньше ферментов и желудочного сока -затрудняется процесс пищеварения и всасывания питательных веществ в кровь.

6 ученик. Воспаление легких, хронический бронхит, эмфизема легких у больных алкоголизмом  наблюдается в 2-4 раза чаще. Острые пневмонии протекают особенно тяжело.

7 ученик. От употребления алкоголя поражаются    почки, развивается острая почечная недостаточность, что проявляется отеками лица и конечностей. В результате нарушения почек возникает отравление организма.

8 ученик. Алкоголь поражает многие железы внутренней секреции: гипофиз, щитовидную железу, надпочечники, половые железы, что ведет к необратимым изменениям в процессе роста и развития всего организма. Могут развиться сахарный диабет и другие эндокринные заболевания, нарушается половое созревание.

9 ученик. Профессор В. А. Таболин писал: «Вот беременная женщина с вечера выпила и к утру протрезвела, а плод ее еще много дней пьян, потому что незрелые его ферменты не в состоянии нейтрализовать алкоголь, который влила в него мать. И маленькое существо час за часом, день за днем отравляется этой спиртовой молекулой, которая, не встречая сопротивления, блуждает в его крови…»

Алкоголь, проникая через плаценту в кровь плода, токсично действует на клетки, вызывая различные аномалии, пороки развития: проявляющиеся в отставании физического развития, в меньшем размере головки, умственного развития. Могут быть врожденные незаращивания верхней губы («заячья губа») и неба («волчья пасть») и недоразвитые конечности, и порок сердца, и изменения в других органах.

10 ученик. Дети, родившиеся от пьяниц,  растут слабыми, капризными, обидчивыми, неуравновешенными, иногда угрюмыми, злобными, жестокими. У таких детей часты невротические состояния, сопровождающиеся тиком, заиканием, ночным недержанием мочи, расстройствами сна, чувством страха.

5.Самостоятельная работа с учебником. Применение метанола, этанола, глицерина.

6.Подведение итога урока. Оценивание работы учащихся.

Задание на дом: § 24,25, задача 7. 

Химические свойства спиртов. Использование спиртов. Ядовитость спиртов, их влияние на организм

Скачать конспект (8.9 Kb)



Автор разработки: Николаенко Ольга Николаевна

Учебный предмет: Химия

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 1304 | Загрузок: 197 | Комментариев: 0

Ключевые слова: спирт

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»