Главная » Разработки уроков » Русский язык

Значимые части слова

Цель урока:

   Образовательная:

   – сформировать представление учащихся о морфемах слов русско языка, их роли и значениях;

   – формировать навыки деления слов на морфемы;

 Развивающая:

      – способствовать развитию творческих способностей и образного мышления школьников;

     – способствовать развитию связной речи;

     – обогащать словарный запас учащихся;

 Воспитательная:

     – способствовать воспитанию внимания школьников.

Оборудование: учебник, тетрадь, раздаточный материал, интерактивная доска, рисунки, поделки на осеннюю тематику.

Тип урока: комбинированный.

                    Ход урока.

  1. Организационно- подготовительный этап.

Проверка готовности учащихся.

  1. Актуализация опорных знаний.

1.Проверка домашнего задания: сочинение – миниатюра на тему: «Золотая осень», «Поздняя осень» по вариантам. (3-4 человека).

 – Ребята, а есть среди вас те, кому нравится осень? Известно, что осень была любимым временем года многих людей творческих, а особенно ее любил А.С.Пушкин, у него есть такие строки:

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и  золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

     Всем этим строчкам можно найти подтверждение в ваших сочинениях, а также в выставке на эту тему. (выставка рисунков и поделок)

2.Разминка:

Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка №1

Найди значение слова(соедини стрелкой)

блестеть

Сильно блестеть, но не ровно

сиять

Светиться не очень сильно, как бы вспыхивая искрами

сверкать

Излучать или отражать яркий свет

искриться

Издавать блеск

блистать

Близко по значению к слову блестеть, но ярче блеска и больше поражает

Карточка №2

Найди значение слова (соедини стрелкой)

Карточка №3

Подобрать антонимы к прилагательным.

Ранняя весна – …, письменная работа – …, веселая музыка – …, сердечный, добрый человек – …, незнакомая тропинка – …, скучный рассказ – …, спокойные волны – …, будничный вечер – …

Карточка №4

Синтаксический разбор предложения. (ученик у доски)

Три  д.вицы (под) окном пряли поз.но  в.ч.рком.

В это время с классом:

Запись на доске:

1) очарованье, угрозы, увяданье;

2) редкий, пышное, варежка;

3) седой, пора, луч.

Учитель: Прочитайте написанные на доске группы слов. Найдите в каждой из них слова, которые можно объединить по  одной из изученных  орфограмм. (слайд №1 с разобраными словами по составу  после ответа учащихся)

  1. очарованье, увяданье – раздельтельный ь;
  2. редкий, варежка – сомнительный согласный;
  3. седой, пора – безударный гласный в корне  слова, проверяемый ударением.

II. Мотивация учебной   деятельности.

                         Учитель:

  • В каких частях слова вы нашли орфограммы? (в корне, в суффиксе)
  • Одинаковы ли слова по строению? (нет)
  • Так вот. Сегодня мы и узнаем, из каких частей состоят слова.
    1. Изучение нового материала.

(слайд №2)

Из чего строятся слова?

1). Слово учителя.

    Вы помните: заголовок – это не просто слова. Эти слова – всему голова. Задумайтесь над заголовком. О чем, по-вашему, поййдет речь в этой главе? Разумеется, о том «строительном материале», из которого создаются слова нашего языка.

         Все на свете состоит из чего-то: лес – из деревьев, облака из множества водяных капелек.  Есть даже шуточная песенка, в которой рассказывается, «из чего сделаны мальчишки и девченки».  (аудиозапись песенки)

           Мы надеемся, что мальчишки понимают шутки и не обижаются.

           А слова сделаны из своего «строительного материала»

«Строительные блоки» для слов называются морфемами. Их четыре: приставка, корень, суффикс, окончание.

Вот, например, морфема -ш-. Вам понятно, что она обозначает? Сознайтесь, что нет. А теперь прочитайте слова с  этой морфемой: шла, прошли. Вдумайтесь в их смысл. Нетрудно понять, что корень -ш- обозначает движение. Причем не всякое движение, а движение человека пешком. А в одиночку без других морфем этот корень ничего выразить не может.

      Правда, многие другие корни и в одиночку могут справиться с выражением смысла. Например, -слон-, -дом-. Но мы специально взяли такой «беспомощный» корень, чтобы было видно, как хорошо морфемы работают вместе. Каждая из них вносит в слово свою часть смысла – «смыслиночку». И получаются интересные и выразительные слова. Морфемы строят их дружно, общими усилиями создавая такое колличество слов, что из них складывается весь язык.

       Приставкины «смыслиночки»

Предлагаю сыграть в игру. В ней будут такие участники: вы, два веселых человечка, дорога, два домика – один в начале дороги, другой в конце, а на дороге – мостик через речку и большая лужа. (слайд №3)

А еще в игре будут участвовать морфемы. Во-первых, корень -ш-, который обозначает движение. Во-вторых, суффикс -л-, в глаголах он обозначает прошедшее время. В-третьих, окончание -и. Соединив морфемы, вы получите слово ШЛИ. (слово получаем на экране доски). А в-четвертых, в игре будут участвовать разные приставки, которые вы вспомните сами.

       Ваша задача в игре – описать действие веселых человечков, образуя от слова ШЛИ другие слова с разными приставками.(слова записываются на экране доски)

           Как видите, приставки помогли вам из одного слова ШЛИ сделать целый «дорожный рассказ».

           «Смыслиночки» суффиксов.

 Большую строительную работу выполняют в словах и суффиксы. Даже две работы. Во-первых, они из одних слов делают другие. Например, из слова УЧИТЬ  суффиксы могут сделать и учителя, и ученика, и училище, и учение. (слайд№4 слова с выделенными суффиксами)

            Во-вторых, суффиксы могут придавать словам самые разные  смысловые оттенки. Например, показывать, большой предмет или маленький, симпатичный или противный.  Угадайте, о каких людях идет речь, о больших или маленьких, в книге Н.Носова «Незнайка в Солнечном городе»: Козявкин, Букашкин, Таракашник, проферсорша Мордочка. Ясно, это малыши.  Если бы они были великанами, у них были такие фамилии: Тараканищин, Букашинищин. А проферсорша,наверное, была бы Мордища.

Фотодиктант. Назови животных, изображенных на фотографиях ласково. (слайд №5)

«Смыслиночки» окончаний.

    Окончания тоже вносят свой вклад в смысл слова. Они сообщают нам, сколько предметов – один или много: КОШК -А  – КОШК-И. Окончание может рассказать, в каком роде стоит прилагательное:   (слайд №6)

   С помощью окончаний образуются различные формы слова, а с помощью приставок и суффиксов  – чаще всего новые слова.

IV Закрепление изученного.

  1. Из текста выписать в две колонки а) однокоренные слова, б)формы слова.

(слайд№7)

В сад пришел поработать садовник:

посадил он цветы и шиповник.

Взял большую садовую лейку

и поставил ее на скамейку.

А по саду ворона гуляла,

за садовником тем наблюдала.

«Вот в посадке садовника нету,

и цветов не посадят там к лету!» –

с огорченьем ворона сказала

и по саду гулять перестала.

  1. Игра «Четвертое лишнее». Запишите слова, выделите в них корни. В каждой группе одно слово не является однокоренным. Найдите его. (слайд №8)

1.Вода, наводнение, водить, водяной.

2. Пахнуть, запах, пахарь, пахучий.

3. Морить, море, морской, моряк.

4.Пара (лошадей), париться, запарился,  испарения.

  1. Игра «Составь слово». Из слова «воздать»  – взять приставку;

                                                       «любить» – корень:

                                                       «водить» – суффикс;

                                                       «бегал»  – суффикс;

                                                       «река» – окончание.

               (слайд №9)   ВОЗЛЮБИЛА.

  1. Работа с учебником. Упражнение №352.

V. Итог урока. Рефлексия.

– Что нового узнали сегодня на уроке?

VI. Домашнее задание.

К словам: лес, осень, рыба, холод, город подобрать однокоренные слова, разобрать их по составу.

Использованная литература:

  1. Русcкий язык: учебник для 5кл. Общеобразовательных учебных заведений с украинским языком обучения/ Н.Ф.Баландина, К.В.Дегтярева, С.А.Лебеденко.-.Киев: Мастер-класс, 2008.
  2. Г.Г.Нранник, С.М.Бондаренко, А.А.Концевая. Секреты орфографии. – М.: Просвещение,1991. – 144с.
  3.  О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. Практическое пособие по развитию речи. ЗАО «Премьера» ГИППВ. 1999.

Значимые части слова

Скачать конспект (272.7 Kb)



Автор разработки: Задко Алина Анатольевна

Учебный предмет: Русский язык

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 892 | Загрузок: 189 | Комментариев: 0

Ключевые слова: части слова, значимые части

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»