Главная » Разработки уроков » Русский язык

Урок развития и культуры речи. «Русская национальная одежда».Описание русской национальной одежды по картине

Цель:

 развитие навыков чтения, культуры речи, умения обьяснять лексическое значения слов, умения пользоваться словарями толковыми, этимологическими, орфографическими; умения планировать групповую работу, проводить сравнительную работу, составлять и разыгрывать по ролям диалоги. Совершенствование и обогащение устной и письменной речи учащихся. Работа над устным сочинением – описанием по картине, расширение кругозора, пополнение словарного запаса. Воспитание патриотизма, уважения к традициям и культуре братских народов (в частности русского), толерантности, чувства взаимопомощи, развитие эстетического вкуса.

Повторение изученного материала по темам «Лексика»,  «Морфология и орфография», «Словообразование».

Создание проекта «Виртуальный русский этнографический музей».

Оборудование:

 учебники, тетради, репродукции картин Васнецова, словари, национальные костюмы Украины и России, Снегурочки, записи песен «Кострома», «Калинка-малинка», матрешки, ложки, балалайка, самовар, вышитые рушники, компьютер, видеоролики презентации, раздаточный материал.

Физ.минутка – элементы русского народного танца.

Характеристика учебного проекта (по типологическим признакам)

1.По доминирующей деятельности: практико-ориентированный.

2.По предметно – содержательной деятельности: межпредметный проект (зарубежная литература, история, изобразительное искусство, этика, музыка, украинский язык ).

3.По характеру контактов: внутренний.

4.По количеству участников: групповой.

5.По продолжительности выполнения: долгосрочный (2 полугодие).

6.Режим работы: внеурочный.

Cтруктура урока

I. Организационный момент.

   1. Приветствие.

   2. Проверка посещаемости.

II.  Сообщение темы и целей урока.

III. Постановка проблемы.

IV. Организация проектной мастерской.

      1.Деление учащихся на группы по 5 человек.

      2.Определение поэтапных задач.

V. Самостоятельная деятельность обучающихся в творческих группах.

      1. Презентация творческой группы «историков».

      2. Словарная работа.

      3.Презентация творческой группы «этнографов».

      4. Презентация творческой группы «модельеров».

      5. Презентация творческой группы «языковедов и литературоведов».

      6. Презентация творческой группы «искусствоведов».

      7. Работа над устным сочинением-описанием русского национального костюма по картине.

VI.  Подведение итогов.

        Рефлексия.

        Оценивание.

VII. Постановка домашнего задания.

Ход урока

1.Оргмомент.

II. Объявление темы и цели урока.

III. Озвучивание проблемного вопроса

Братья учащихся нашего класса Фирсова И. и Матюнина В., Никита и Глеб, очень любят читать русские народные сказки и смотреть мультфильмы. Особенно им понравились

«Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алеша Попович и Тугарин Змей».

Но ребята не просто зрители, а допытливые и любознательные ученики нашей школы, которые пришли со своими вопросами к старшим братьям.

(Диалог между братьями) Демонстрация отрывков из мультфильмов

- Илья, как так получилось, что князь Киевский, а земля Русская. Ведь Киев - столица Украины, а не России. Мне не понятно, помоги!

- Слава, мультфильм – увлекательная сказка, герои смелые, находчивые, сильные, красивые. Но выглядят как- то странно, непривычно. У них иная, чем у нас одежда, обувь,    головные уборы. Мне интересно, как называется эта одежда и удобно ли им в ней было. Помоги!

- В чем сила этих героев,  старшие братья?

- Сила - в знаниях!

- Знания да наука на вороту не виснут. Придется помочь, мы же старшие братья.

-Да, задача непростая. А вот кто нам поможет, может друзья – одноклассники? Как говорится в пословице: «Одна пчела много меда не натаскает».

-Ребята, конечно же, поможем, ведь в одиночку не одолеешь и кочку.

- С миру по нитке – голому  на рубаху.

- Кстати, а рубаха – это национальная одежда?

IV. Организация проектной мастерской.                                                                                                                            

1.Деление учащихся на 4 команды по5 человек(от каждой творческой группы по представителю). Каждая команда придумывает себе название, связанное с темой урока

« Русский национальный костюм».Выбор названия для команды, в котором был бы элемент одежды:

1команда «Сапоги-скороходы»

2команда «Валенки»

3команда «Шапка Мономаха»

4команда «Кокошник»

 2. Слово учителя

- Ребята, вы знаете, что такое музей?

(учереждение, занимающееся собиранием, хранением и выставкой для обозрения чего-нибудь)

- В каких музеях вы побывали? Какие еще знаете?

( Исторические, Художественные; а во Франции есть музеи колоколов, лошадей, птиц, мельниц, музыкальных инструментов, роз и даже настоящий музей шоколада)

- Любите ли вы ходить в музеи? Почему?

-…………………………………………………………..

- Я предлагаю вам принять активное участие в создании «Этнографического русского музея», где вы сможете ответить на все вопросы «почемучек» и приобщиться к истории русской народной культуры.

Этот проект рассчитан на 2 семестр. Наша задача - создать 3 виртуальных зала.

            1.Русская национальная одежда.(Сегодня мы этим и займемся )

            2. Народные умельцы России.

            3. Любимые уголки России.

V.  Самостоятельная деятельность учащихся в творческих группах. Работа над созданием проекта.

      1.Презентация творческой группы «историков»: «Братская любовь пуще каменных стрел».

Вывод: Когда мы русские и украинцы жили в одном государстве Киевской Руси, у нас много общего в традициях, обычаях, культуре. Родитель у нас один, а затем братья выросли и        решили жить самостоятельно, независимо.

Выдать по матрешке №1 каждой команде

    2.Словарная работа

       1.) «Всякому мила своя сторона» - задания творческой группы «историков»:

            А) подобрать к существительным «Украина» и «Россия» прилагательные (на русском и украинском языке соответственно);

            В) сравнить правописание и словообразование прилагательных в двух языках.

            Повторение изученных орфограмм.

Украiна (яка?)

Рiдна

Незалежна

Квiтюча

Люба

Спiвуча

Калинова

Волелюбна

Працелюбна

Хлiбосольна

Кобзарева

Гiрська

Морська

Молода

Слов янська

Россия (какая?)

Богатая

Славная

Добрососедская

Православная

Многонациональная

Красивая

Демократическая

Петровская

Казацкая

Независимая

Необъятная

Пушкинская

Милая

Сказочная

(В русском языке в отличие от украинского, суффикс – ск- пишется без мягкого знака. Перед – ск – мягкий знак пишется только после буквы л: сельский, а так же в прилагательных, образованных от существительных – названий месяцев: февральский, июньский; исключение январский.

Окончания у прилагательных в русском языке ед.ч., ж.р., И.п., - ая, а в украинском  - а.

Общее: а.)соединительные гласные – о, е – в сложных словах  в русском и украинском языках, но различное произношение;

б.) суффикс –н-, при помощи которых образуются прилагательные от существительных, а также бессуффиксный способ образования прилагательных;

 в.) лексическое значение.)

Вывод: Близкородственные языки одной группы, схожие между собой и в  грамматике, происходят от одного языка «родителя», одна родина  -  Киевская Русь.

      2.) Задание творческой группы «модельеров» - «Горе в чужой земле безьязыкому»:подобрать к прилагательному «национальный»(-ое, -ая, -ые) существительные;  подобрать к существительному «костюм» прилагательные.

Костюм (какой?)

Национальный

Модный

Вечерний

Свадебный

Строгий

Лыжный

Праздничный

Спортивный

Рабочий

Купальный

Дорожный

Маскарадный

театральный

Национальный (-ое,-ая,ые)

Костюм

Флаг

Интерес

Символ

Вопрос

Язык

Блюдо

Кухня

Святыни

Поэт

Движение

Политика

искусство

         3.) Словарный диктант «Цвета одежды» для других групп.

              Слово учителя.

              Для пошива одежды применялись ткани ярких цветов: красные, синие, зеленые, малиновые, лиловые, розовые, белые и пестрые.

  Другие цвета, встречающиеся в описях Оружейной палаты:

алый, белый, белый виноградный, багровый, брусничный, васильковый, вишневый, дымчатый, жаркий, желтый, крапивный, травный, красно-вишневый, кирпичный, лимонный, маковый, осинный, огненный, песочный, рудо-желтый, сахарный, соломенный, светло-зеленый, серо-горячий, шафранный.

Учащиеся выполняют взаимопроверку, называют орфограммы.

Выдать по матрешке №2 каждой команде

3. Работа творческой группы «этнографов».

 1.)Слово учителя:

 - Где, ребята, вы уже встречали русские костюмы? (на картинках, в мультфильмах и кинофильмах, в народных песнях и танцах, в выступлениях фигуристов).

 - А какие героини Ваших любимых сказок одеты в старинные русские костюмы? (Елена Прекрасная, Василиса Премудрая, Царевна-Лебедь, Снегурочка, Марья-искусница).

 2.) Учащиеся.

     Есть такая профессия – этнограф. Этнографы – удивительные люди. Они ездят в самые глухие дальние деревни, находят там бабушек, которым скоро сто лет, может быть, исполнится. Эти бабушки поют старинные песни, открывают свои сундуки, достают старинные вышивки, украшения, костюмы, а также прялки, веретена и другие инструменты, которые в свою очередь доставались им от их бабушек и прабабушек. Таким образом можно проникнуть на 150-200 лет назад в прошлое. Потом по зарисовкам создаются народные костюмы.

Этнография – отрасль исторической науки, изучающая состав, происхождение, расселение, и культурно-исторические взаимоотношения народов мира, их материальную и духовную культуру, особенности быта.

Поэтому наш музей будет этнографическим. В конце урока вам надо будет предложить свое название музея.

Презентация творческой группы «этнографов»: «Русский национальный костюм».

(выдать учащимся словарь « Русская национальная одежда).

Вопрос к учащимся:

- Какие слова использовала группа «этнографов»  в своей презентации по времени появления и  употреблению ? ( устаревшие, т.е.вышедшие из активного употребления)

Диалектные, т.е. употребляемые жителями одной местности )

Выдать по матрешке №3 каждой команде

4.Работа творческой группы «модельеров».

1.)Презентация.

 2.) Приветствие.

      – Мир вам, гости долгожданные, что явились в добрый час. Встречу теплую, желанную мы готовили для Вас.

- Хлебосольством и радушием знаменит наш русский край,

- Для гостей и песни русские, и медовый каравай.

- И места для них приметные за праздничным столом.

- Пусть с гостями радость светлая входит в наш модельный дом.

2.) Разрешите представиться, мы художники – модельеры.

       Модельер – это специалист по изготовлению моделей, образцовых экземпляров изделия, например одежды.

  3.) Показ моделей одежды русского и украинского костюмов.

  4.)Задание: записать слова – профессионализмы, которые использовали модельеры во время показа.

Выдать по матрешке №4 каждой команде

5.Презентация творческой группы «литературоведы и языковеды».

Первый слайд.

Нас окружает огромный и разнообразный мир. Он описан писателями в книгах, изображен художниками на картинах, звучит в произведениях композиторов. О нем  мы рассказываем, его описываем, о нем рассуждаем, составляя высказывания, разные по стилю речи.

Второй слайд.

Наиболее распространенный тип речи – повествование. Чаще всего он встречается в научном и художественном стилях. В повествовании не только сообщается о последовательных событиях и действиях, но и меняющихся состояниях предмета, явлениях. В повествовательных текстах встречаются и описания, и рассуждения.

Его структура: начало действия – развитие действия – завершение действия.

Третий слайд.

Описание – это характеристика признаков предмета речи.

Описывать можно не только предметы, животных, но и внешность человека, его действия, внутреннее и внешнее состояние помещения, природу.

Описания бывают разные: научные и художественные. Художественное описание – яркое, образное, эмоциональное. Научное – точное, строгое, логически последовательное. Описание природы – это пейзаж.

Его структура:

-общее впечатление от предмета речи;

-признаки предмета речи;

- оценка предмета речи.

Четвертый слайд.

В жизни человеку приходится не только наблюдать, но и размышлять над увиденным, услышанным, прочитанным. Общаясь, мы не только слушаем и задаем вопросы, но и стараемся убедить собеседника в правильности наших суждений, подбираем убедительные доказательства.

Его структура:

-тезис (мысль, которую нужно доказать);

-аргументы (доказательства);

-вывод.

 1.)Определить тип текста.

       I.команда

        А Марьюшка с подружками приданое дошивала. Холсты белые, чтоб мужу и детям рубахи шить, она уже давно наткала, полотенца вышитые для украшения избы и  на каждый     день тоже стопочкой лежали. Несколько больших скатертей цветами и петухами вышила. Их на свадебный стол друг на дружку постелят и после каждой перемены блюд по одной       снимать будут, так что гости невестино уменье оценить смогут.

(повествование) Р.Юрин «Птица Сирин и всадник на белом коне».

      II команда.

     Как стали к венцу собираться, девушки опять жалобные песни запели. Надели на Марьюшку длинную, белую, венчальную рубаху, вышитую на груди и рукавах, а сверху широкий           красный сарафан весь в ярких цветах.

Под сарафан, в тайный кармашек, кусочек пирога и кудели незаметно положили, для счастливой богатой жизни.

(повествование + описание) Р.Юрин «Птица Сирин и всадник на белом коне».

III.команда

 Шел он близко ли, далеко ли, долго ли, коротко ли, сапоги проносил, кафтан истер, шапчонку дождик иссек.

Сказка «Мудрая жена».

«Вскинул на девицу глаза царский сын, да так и обомлел: до чего хороша девица! Весь белый свет обойти, эдакой не сыскать. Коса русая ниже пояса, голубые глаза ярче звезд горят, щеки – маковый цвет, а сама вся будто утренняя заря».

IV команда

На ней был голубой аксамытный летник с яхонтовыми пуговицами. Широкие кисейные рукава, собранные в мелкие складки, перехватывались повыше локтя запястьями или зарукавниками. Такие же серьги висели по самые плечи; голову покрывал кокошник с жемчужными наклонами, а сафьяновые сапожки блестели золотой нашивкой.( А.К.Толстой « Князь Серебряный»)

- Какой тип речи не представлен?( рассуждение).

2.) Конкурс на знание пословиц и поговорок, в которых упоминаются элементы русской национальной одежды. Значение одной пословицы растолковать. Каждая команда демонстрирует своим соперникам иллюстрации к пословицам(2шт)

      3.)Ответьте на  вопрос:

          - Для чего писатели описывают одежду героев? (  раскрыть характер героя, показать его достаток, как следствие трудолюбия или лени, исторические временные            рамки,использовать элементы одежды как поучительный образ, отразить традиции и обычаи народа)

Выдать по матрешке №5 каждой команде

6.Презентация творческой группы «искусствоведов».

Слайды:

1.)Неповторимую красоту старинного русского национального костюма, поиски национального образа и его эстетическое осмысление мы находим в произведениях изобразительного искусства. (Рябушкин, Суриков, Репин, Васнецов).

2.) Виктор Михайлович Васнецов – русский живописец, создавший произведения на темы национальной истории, русских былин и народных сказок, и почти полностью посвятивший им свое творчество.

Все Васнецовские проекты «отражают неизменную заботу художника о сохранении национальных ценностей прошлого», - заметил искусствовед В.М.Лобанов.

3.) Благодаря Репину, Васнецов познакомился с известным русским меценатом Саввой Ивановичем Мамонтовым, о богатстве, широте натуры, уме которого ходили по Москве легенды. Вся его семья жила искусством, сценой, пением. В доме веяло художественной атмосферой. На сцене домашнего театра С.И. Мамонтова была поставлена пьеса А.Н. Островского «Снегурочка». С удовольствием писал Васнецов декорации и костюмы к этой пьесе. Репин в последствии назовет их шедеврами. Берендеи и берендейки были одеты в костюмы с пестрым и радостным узорочьем, которое Васнецов выискал в «Истории русской одежды» Прохорова и в Московском историческом музее, но главным образом видал и изучал в родных вятских и подмосковных деревнях.

4.)Ученик в роли Васнецова:

« Многие удивлялись, откуда я взял такие краски для Снегурочки. Ответ у меня очень простой, от народных гуляний в Вятке, в Москве на Девичьем поле, от переливчатой игры жемчугов, бисера, цветных каменьев на кокошниках, телогрейках, шубках и прочем женском одеянии, которые видел у себя на родине и которыми еще была переполнена Москва 80-х годов 19 века».

5.) Позднее я написал картину «Снегурочка - дитя Мороза и Весны». В белой княжеской шубке идет Снегурочка в стране берендеев.

- Значит, Вас тоже можно назвать художником-модельером?

- Конечно, прошу любить и жаловать! Снегурочка!

Выступление Снегурочки: чтение стихотворения собственного сочинения.

Стихотворение Снегурочки

(автор - ученица 6-А класса Тонкошкур Александра)

И зимою, и весною

Молода и хороша!

Обхожу свои владенья

Ежедневно, не спеша!

Загляну в озерный глянец –

Вам приметен мой румянец?

Все друзья мне,

Всем я рада!

Помогу я, если надо,

У родителей спрошу,

Может, чудо сотворю!

И на встречу всем  друзьям

Выйти грустной, стыд и срам!

К своему я настроенью

Добавляю украшенья!

И зимою хороша,

И весною неплоха.

Я зимой одену шубку,

Белые сапожки, шапку,

Хотя, что я говорю?

Вы же все меня видали

На своем Новом году!

А весною так прекрасно!

Хорошо же утром встать,

Гладко косы причесать!

Я в них ленты заплетаю

И кокошником венчаю!

А потом иду гулять,

Веселиться и плясать!

 

Кто ж обул меня, одел?

Мой художник – модельер.

Васнецов – наш добрый гений,

Чародей он без сомнений!

6.) Для зала заседаний Донецкой железной дороги Мамонтов С.И заказал Васнецову написать картины: «Битву русских со скифами», «Ковер-самолет», «Три царевны подземного царства».

Картины мыслились сказочными иллюстрациями к пробуждению новой железной дороги богатого Донецкого края.

Первая картина должна была изображать далекое прошлое этого края. «Битва славян с кочевниками» - одно из самых острых батальных произведений в мировом искусстве. Многие века терзали кочевники славянские земли, убивали, мучили, уводили в плен славян. Но настал час – и грянула битва! Художник изображает и кочевников такими же храбрыми, ловкими, увертливыми, как и славянские витязи. Однако, все симпатии Васнецова на стороне славян. В их облике не только мужественность, но и красота, благородство.

      7.)   Вторая – « Ковер-самолет» изображает сказочный способ передвижения. Ковер, плавно выгибаясь, летит по воздуху, как гигантская птица, а на нем стоит Иванушка и держит клетку с добычей, с пойманной  Жар-птицей. Ему нехотя уступают дорогу зловещие совы, внизу расстилаются просторы степей.

     8.)   Третья картина « Три царевны подземного царства»  изображает царевен золота, драгоценных камней и каменного угля, символ богатства недр пробужденного края.

В выборе сюжета картины  Васнецов обратился к образам одноименной русской сказки. Крестьянский сын Иван, спустившись под землю, нашел  царство золотое, драгоценных камней и железное и вывел на землю царевен этих царств. Художник изображает трех царевен в роскошных убранствах

. Наша задача описать их костюмы.

9) Описание национального костюма по картине « Три царевны подземного царства» по опорным словосочетаниям, с использованием прилагательных всех разрядов и степеней сравнения, а также прилагательные из словарного диктанта(цвета).

    Трем командам - по одной царевне, а 4- Снегурочка.

Задание

Описание русской национальной одежды по картине «Царевны подземного царства».

Ответьте на вопросы:

  1. Кто изображен(а)?
  2. Что делает?
  3. Во что одет(а)?
  4. Какой головной убор?
  5. Во что обут(а)?
  6. Что выражает лицо?
  7. Какие краски использовал художник?
  8. Какое чувство вызывает персонаж картины?

3 группа

2 группа

4 группа

Царевна золота,

 тяжелая неподвижность?

платок шелковый в тонких пальцах;

переливы блестящей парчи, расшитой жемчугом;

крупные золотые серьги;

безразлична и равнодушна,

холодная красивость, Закатное небо.

Центральная фигура,

скрещенные руки, аккуратно сложенный платок,

многоярусное одеяние (опашень, ферезея, ожерелье);

кокошник,

полупрезрительная усмешка,

оранжевая складка длинных рукавов, блеск металла, цветные орнаменты, созвучие с цветом туч.

гордячка.

Изящная фигура,

покорно опущенные руки лежат вдоль тела; атласное платье,

скромно потупила глаза, умиротворенность и величавость, спокойное выражение лица,

серебристые украшения; алмаз, излучающий зеленое пламя,

глубокий провал,печальная царевна.

1 группа – описание Снегурочки с натуры

Выдать по матрешке №6 каждой команде

10.) Ученик в роли Васнецова: «Я всегда был убежден, что в жанровых и исторических картинах, статуях и вообще каком бы то ни было произведении искусства, в сказке, песне, былине, драме сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим. Только больной и плохой человек не помнит и не ценит своего детства, юности. Плох тот народ, который не помнит, не любит и не ценит своей истории»

11.) Вопросы к Васнецову.

( Где сейчас находятся  упомянутые3 картины Васнецова?)

- Для вокзала картина оказалась мала, и управление железной дороги не утвердило заказ  С.И.Мамонтова, тогда он купил работу Васнецова для себя.

Выдать по матрешке №7 каждой команде

VI. Подведение итогов.

1.Рефлексия. Понравился ли вам урок? Что нового вы узнали? Что вызвало больший интерес? В чем испытывали трудности? Как вы оцениваете свою работу?

2.Каждая команда составляет пословицу, афоризм, поговорку  из слов, которые были в матрешках.

3.Каждая команда дает название музею. (1-«Поезд  «Киев-Москва»»,2-«Самовар»,3-«Березка»,4-«Русский дом»)

4.Оценивание учителем результатов работы команд

VII. Объяснение домашнего задания.

Готовить материал для второго зала виртуального музея, формировать группы по ремеслам. Индивидуальное задание Матюнину и Фирсову: подготовить описание русского костюма для братьев.

Каждому ученику выдается словарь и критерии оценивания

Словарь

Епанча (япанча) – старинный длинный широкий плащ, безрукавный, надевавшийся в ненастье.

Жупан – старинный полукафтан.

Зипун – старинная верхняя одежда из грубого самодельного сукна.

Опорки – изношенные, стоптанные сапоги.

Позумент – тесьма, обычно шитая золотом или серебром.

Сафьян – выделанная козловая кожа высокого качества.

Яхонт – старинные названия драгоценных камней, рубина и сапфира.

Онуча – обмотка для ноги под сапог или лапоть, портянка.

Ферязь – старинная русская одежда, мужская и женская, с длинными рукавами, без воротника и перехвата. Парадная одежда, надевалась поверх кафтана. Женская ферязь называлась               «ферезея» и  носилась поверх рубашек. По указу от 19 декабря 1680 года  ферезеи были разделены на три разряда: золотые, бархатные и объяринные.

Ферязь была широкой в подоле, до 3 метров, с длинными, свисающими до земли рукавами. Ферязь надевали следующим образом: в рукав продевали лишь одну руку, собирая его во множество сборок; другой рукав спускали вдоль фигуры до земли. Благодаря ферязи появилось выражение «работать спустя рукава». По краю ферези пришивалась «круживо» — кайма с украшениями.

Ферязь шили на подкладке (холодная ферязь), иногда и на меху, из дорогих тканей, бархата, с применением золота.

Опашень - старинная верхняя русская одежда, мужская и женская. Слово «опашень» происходит от «распахнуть».Также как охабень, опашень имел откидные длинные широкие рукава. Рукава сужались к запястью. Руки продевались в особые разрезы, а рукава висели вдоль фигуры. Воротника не было. Опашень никогда не подпоясывали.

Женский опашень — с частыми пуговицами, украшенный по краям шёлковым или золотым шитьем. Пуговицы золотые или серебряные; могли быть величиной с грецкий орех. Сзади пришивался подбитый мехом капюшон, висевший до середины спины. Женщины с опашнём носили круглое накладное ожерелье из собольего или бобрового меха.

Панева (поня, понява, понька) – женская шерстяная юбка. Представляет собой, поясную одежду из трех и более частично сшитых кусков ткани из шерсти. Эта одежда преимущественно замужних женщин.

Сарафан – народная русская одежда. Платье, чаще всего без рукавов.

Ожерелье – нарядный воротник в одежде, из расшитого жемчугом или камнями атласа, бархата, парчи. Пристегивался к кафтану, шубе. Воротник стоячий или отложной.

Рубаха – косоворотка – основная мужская одежда. В народном костюме рубаха была верхней одеждой, а в костюме знати, нижней.

Штаны (гачи, порты) – заправлялись в сапоги или онучи при лаптях.

Коко́шник  — старинный русский головной убор в виде гребня (опахала или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма.

Кокошник представляет собой лёгкий веер из толстой бумаги, металлической ленты или венца, пришитых к шапочке или волоснику; он состоит из убранного начельника и донца, или же начельника и волосника, со спуском позади ленты. Сверху гребень украшали орнаментом: искусственными или живыми цветами, парчой, позументом, бисером, бусами, речным жемчугом, золотыми нитями, фольгой, стеклом, у наиболее богатых — драгоценными камнями. Вышивкой золотыми нитками часто покрывалась и затылочная часть.

 Cзади кокошник фиксировался с помощью лент. По краям кокошника могли быть пущены рясны (спадающие на плечи жемчужные нити), сам он мог быть обшит поднизью (сеткой) из жемчуга. Поверх кокошников часто носили шелковые или шерстяные платки, плотно вышитые орнаментом из золотых и серебряных нитей — убрус; тонкое легкое покрывало, украшенное вышивкой, кружевом или позументом — фата, дымка, вуаль.

Критерии оценивания презентаций ( 12 баллов )

Четкость и доступность ………………………………………………0-2 балла

Глубина знаний проблемы …………………………………………..0-2 балла

Качество ответов на вопросы………………………………………..0-2 балла

Артистизм, умение заинтересовать аудиторию…………………….0-2 балла

Использование наглядности, технических приспособлений………0-2 балла

Оригинальность и грамотность……………………………………...0-2 балла

Критерии оценивания работы в команде (12 баллов )

Участие в исследовательском этапе…………………………………3 балла

Участие в «мозговом штурме»………………………………………..2 балла

Обсуждение распределения обязанностей…………………………..1 балл

Соответствие  роли (модельера и т.д.)…………………………….....2 балла

Презентация  сочинения-описания по картине……………………...3 балла

Рефлексия ( самооценка)……………………………………………….1 балл

Критерии оценивания устного сочинения-описания  русского национального костюма по картине

1.Полнота раскрытия темы.

2. Грамотность ( соблюдение норм орфоэпии, словообразования)

3.Стиль.

4. Правильное употребление в речи устаревших слов, с которыми познакомились на уроке.

5. Использование прилагательных всех разрядов и степеней сравнения.

6. Культура речи.

Результаты работы

по описанию русского национального костюма по картине Васнецова «Три царевны подземного царства» и описание костюма Снегурочки.

1команда

Описание костюма Снегурочки

У нас в гостях Снегурочка. Пришла она из сказочного леса, на ее лице - свежий румянец. Снегурочка поведала свою историю, что она Дитя Мороза и Весны, что Васнецов В.М. является ее художником-модельером. С особым интересом все стали разглядывать ее убранство. Одета Снегурочка в ярко-васильковую легкую шубку,  подол и  края рукавов которой обшиты белым мехом. К шубке пристегнут круглый меховой воротник. По борту шубы располагались 12 стеклянных пуговиц. На голове у Снегурочки – высокий кружевной кокошник из полупрозрачного материала, что придает ее фигуре легкость и воздушность. Гребень кокошника сверху украшен серебристым позументом, бисером, стеклом. Сам он обшит понизью, сеткой из жемчуга. Среди украшений заметны  длинные до плеч серьги в форме снежинок. На изящных ножках Снегурочки – сафьяновые сапожки сахарно-белого цвета на небольшом каблучке. Она принесла с собой ощущение праздника, чувство радости и вдохновение.

2 команда

Описание царевны драгоценных камней

Центральная и самая высокая фигура царевны драгоценных камней. Она отличается тяжелой неподвижностью. На царевне многоярусное одеяние. На ферезее парчовой длинные широкие рукава с особыми разрезами, поэтому видны складки на их оранжевой подкладке. Цветные орнаменты одежды перекликаются с красками неба, особенно красив зелено- голубой орнамент на опашне, созвучный с таким же цветом туч. Из-под сарафана виден красный носок сапог. В ее скрещенных руках – аккуратно сложенный платок сахарно-белого цвета. А вся царевна подобна шкатулке, в которой хранятся драгоценности. И кокошник усеян камнями разноцветными, по краям его пущены рясны, спадающие на плечи яхонтовые нити, и ожерелье, нарядный воротник, расшито камнями, и серьги сапфировые. Вторая сестра относится к происходящему безразлично и равнодушно,  хотя на лице ее виден румянец.

3 команда

Описание царевны золота

Царевна золота отличается тяжелой неподвижностью, этим художник олицетворяет металл. Она словно срослась с землей, стоит ниже всех, на первом плане. Скрестив руки, держит в тонких пальцах шелковый кружевной платок.Верхняя одежда-  длинная до земли ферезея, подол и края рукавов которой украшены орнаментом. В переливах блестящей парчи одеяния царевны золота отражается пламенеющее закатное небо и его угасающие желтые тона. Чувствуется холодный блеск металла, в котором играют желто-красные лучи. Пуговицы на ферезее крупные золотые, похожи на орех. Венчает голову кокошник, он украшен речным жемчугом, спадают на плечи жемчужные нити. Серьги тоже золотые крупные в виде бантов. Царевна в золотой одежде полупрезрительно улыбается, она единственная  среди сестер закрыла глаза. Ее красивость холодная.

4 команда

Описание царевны каменного угля

Печальная царевна стоит около глубокого провала, откуда не может выйти их спаситель, крестьянский сын Иван. Она моложе, ниже ростом, беднее сестер. В отличие от них

Царевна каменного угля не закрывается руками, руки ее не скрещены, а лежат покорно вдоль тела. Нет и белоснежного платка в руках. Все это придает ей умиротворенность величавость. На третьей царевне – атласное иссиня-черное платье с короткими рукавами, украшенное драгоценными камнями серебристо-стального цвета. Только на ее одеянии мы видим изящный тонкий пояс дымчатого цвета, завязанный на талии в маленький узелок. На темном фоне платья он хорошо виден. На голове у царевны нет традиционного русского украшения- кокошника. Блестит и переливается алмаз, излучающий зеленое пламя. Как не вспомнить образ современного шахтера с фонариком на каске. Черные  прямые волосы распущены.Глаза девушки как два черных уголька. Выражение лица царевны спокойно, она вызывает симпатию. Цвет ее платья и украшений мягко сочетаются с сумраком скал, в тени которых она стоит. 

Урок развития и культуры речи. «Русская национальная одежда».Описание русской национальной одежды по картине

Скачать конспект (7.28Mb)



Автор разработки: Рябова Марина Юрьевна

Учебный предмет: Русский язык

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 458 | Загрузок: 41 | Комментариев: 0

Ключевые слова: описание по картине, развитие речи, одежда

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»