Главная » Разработки уроков » Русский язык

Сочинение на общественно важную тему (экологическую) «Береги и охраняй родную природу»

Цели:

Формирование у учащихся умение писать сочинение на общественно важную тему; показать особенности языковых средств публицистического стиля; воспитывать бережное отношение к природе, активную жизненную позицию.

Оборудование:

  • Презентация.ppt
  • Толковый словарь русского языка.

Тип урока:  применение знаний и формирования умений.

 

           Эпиграф к уроку

                              Природа всё учла и взвесила -
                                              Не нарушайте равновесия! (В.Шефнер)

 

Ход  урока

1.Слово учителя

         «Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька – и он умер у меля на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем». 

Демонстрация и работа со слайдами 2-13.

2.Повторим теорию.

Слайд 14

  • Чем сочинение отличается от изложения?

     В сочинении мы строим высказывание самостоятельно, а в изложении пересказываем предложенный текст

  • Что такое текст?

    Это группа предложений, объединённых по смыслу и грамматически. У текста есть тема, идея, он членим, то есть разделён на абзацы

  • Какие типы текста вы знаете?

    Повествование, описание, рассуждение

Сегодня мы будем писать рассуждение. Чем рассуждение отличается от других типов текста?

Слайд 15

  • Дайте определение  публицистического стиля?
  • Дайте определение  публицистического стиля речи?
  • Каковы языковые средства, характеризующие публицистический стиль?

Оформление записи в тетради по ходу ответов учащихся

Синтаксические

Лексические

Морфологические

Обращения;

риторические вопросы

восклицания;

побудительные предложения.

Торжественная лексика;

образные выражения;

фразеологизмы

Местоимения

 ты, твой, тебя

в обобщенном значении

3.Беседа. Во время беседы уделяется внимание поиску нужных синтаксических конструкций в соответствии с вопросами учителя.

  • Какую роль играет природа в жизни человека?
  • Что нам даёт природа для жизни?
  • Какие писатели, художники, поэты, композиторы воспевали родную природу?
  • В каком состоянии находится окружающая среда в наши дни?
  • Что или кто загрязняет атмосферу?
  • Что  или кто загрязняет водоёмы, воду?
  • В каком состоянии находятся флора и фауна?
  • Какие растения и животные  занесены в Красную книгу?
  • Какие примеры вандализма, негативного отношения к природе вы знаете?
  • Почему, как вы думаете, человек нарушает природный баланс?
  • Что может делать государство для охраны окружающей среды?
  • Что может делать каждый человек для охраны природы?

Слайд 16, 17

4. Слово учителя.

     Слайд 18

5. Работа над составлением схемы сочинения

  • Вступление
  • О чём можно написать во вступлении? Как подойти к тезису?

          О природе и человеке, об экологической обстановке

  • Каков будет наш тезис?

         Сейчас особенно необходимо беречь и охранять родную природу

1.

Вступление

А) прекрасная природа

Б) природа и человек

В) состояние природы сегодня

Выразить своё отношение к природе; привлечь внимание к экологической проблеме. В начале сочинения могут употребляться обращения:

Дорогие ребята! Человек! Люди!  Дорогие школьники!

Любишь ли ты...? Знаешь ли ты, как..?

Посмотри, как...

Человек - это часть природы.

Человек и природа – это единое целое…

В последнее время много говорят об охране природы.

Что оставим в наследство будущим потомкам?...и др.

Вот почему необходимо беречь и охранять родную природу

  • Переход от части к части

1-2

Переход от тезиса к доказательствам

В рассуждении часто используется вопрос почему?, частица ведь или такие предложения, как: И вот почему. Это можно доказать так (следующим образом). Докажем это. В этом легко убедиться. Это объясняется следующим…и т.п. [2]

А что даёт нам природа? Почему её надо охранять?

1-2

Переход от тезиса к доказательствам

В рассуждении часто используется вопрос почему?, частица ведь или такие предложения, как: И вот почему. Это можно доказать так (следующим образом). Докажем это. В этом легко убедиться. Это объясняется следующим…и т.п. [2]

А что даёт нам природа? Почему её надо охранять?

2. Основная     

    часть

Аргументы, факты, доказательства.

 

Д1. Природа даёт нам солнце, воздух и воду, без которых нам не обойтись

•      Что даёт нам природа для здоровья?

•      Почему так важно пить чистую воду, дышать чистым воздухом?

Мы дышим чистым воздухом, мы хотим пить чистую воду. Они нам жизненно необходимы. Без них…

Д2. Природа кормит и одевает нас

  • Что мы берём от природы?
  • Что мы едим? Что мы пьём?
  • Почему природная пища более качественная и полезная?
  • Какой природный материал мы используем для одежды?

Кроме того, природы кормит и одевает нас. Она, как заботливая мать…

Д3: От природы мы получаем вдохновение и умиротворение

  • Какое состояние приходит к нам на лоне природы?
  • Какими картинами мы любуемся?

А сколько вдохновения и умиротворения мы получаем от природы! Зайди в лес, и ты увидишь… Выйди на косогор, и ты почувствуешь…

2-3

Переход

-Но… -Однако наблюдается и другая картина...

Вопрос

– Но так ли всё хорошо?

-Но всё ли, действительно, хорошо?

-Но волнует то, что наравне с этим ещё встречаются и отрицательные явления…и т.д.

 

3

Отрицательные изменения, которые произошли за последние годы

Что волнует, вызывает протест?

Мусор; вытоптанная трава;

старые деревья;

сломанные кустарники;

выкорчеванные деревья;

большие асфальтированные площадки;

сломанные скамейки;

мойка машин у водоёма;

загазованность;

нахождение скверов недалеко от трассы и т.д.

2-3

Переход

-Но… -Однако наблюдается и другая картина...

Вопрос

– Но так ли всё хорошо?

-Но всё ли, действительно, хорошо?

-Но волнует то, что наравне с этим ещё встречаются и отрицательные явления…и т.д.

 

3

Отрицательные изменения, которые произошли за последние годы

Что волнует, вызывает протест?

Мусор; вытоптанная трава;

старые деревья;

сломанные кустарники;

выкорчеванные деревья;

большие асфальтированные площадки;

сломанные скамейки;

мойка машин у водоёма;

загазованность;

нахождение скверов недалеко от трассы и т.д.

3-4

Переход от доказательств к выводу

Вывод связывается чаще всего с доказательствами посредством вводных слов итак, таким образом и др., слов и сочетаний поэтому, вот почему; предложений типа Обобщим всё сказанное выше. Подведём итоги. Из всего сказанного выше следует, что…Сделаем вывод… и т.д. [2]

 

4.

Заключение

Что можно и нужно сделать во имя охраны природы? (Побудительные предложения, призывы)

Стань другом и защитником природы! Прояви чувство ответственности во взаимоотношениях с природой, и тогда планета будет жить! Береги и охраняй природу!

Именно от нас зависит, какой будет природа завтра… и т.д.

6. Самостоятельная работа

   Учащиеся составляют черновик сочинения-рассуждения.

7.Домашнее  задание.

Отредактировать черновой вариант сочинения, закончить творческую работу в тетради.

Сочинение на общественно важную тему (экологическую) «Береги и охраняй родную природу»

Скачать конспект (1.30Mb)



Автор разработки: Климашевская Ольга Анатольевна

Учебный предмет: Русский язык

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 746 | Загрузок: 40 | Комментариев: 0

Ключевые слова: сочинение, природа

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»