Цели:
Формирование у учащихся умение писать сочинение на общественно важную тему; показать особенности языковых средств публицистического стиля; воспитывать бережное отношение к природе, активную жизненную позицию.
Оборудование:
- Презентация.ppt
- Толковый словарь русского языка.
Тип урока: применение знаний и формирования умений.
Эпиграф к уроку
Природа всё учла и взвесила -
Не нарушайте равновесия! (В.Шефнер)
Ход урока
1.Слово учителя
«Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька – и он умер у меля на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».
Демонстрация и работа со слайдами 2-13.
2.Повторим теорию.
Слайд 14
- Чем сочинение отличается от изложения?
В сочинении мы строим высказывание самостоятельно, а в изложении пересказываем предложенный текст
Это группа предложений, объединённых по смыслу и грамматически. У текста есть тема, идея, он членим, то есть разделён на абзацы
- Какие типы текста вы знаете?
Повествование, описание, рассуждение
Сегодня мы будем писать рассуждение. Чем рассуждение отличается от других типов текста?
Слайд 15
- Дайте определение публицистического стиля?
- Дайте определение публицистического стиля речи?
- Каковы языковые средства, характеризующие публицистический стиль?
Оформление записи в тетради по ходу ответов учащихся
Синтаксические
|
Лексические
|
Морфологические
|
Обращения;
риторические вопросы
восклицания;
побудительные предложения.
|
Торжественная лексика;
образные выражения;
фразеологизмы
|
Местоимения
ты, твой, тебя
в обобщенном значении
|
3.Беседа. Во время беседы уделяется внимание поиску нужных синтаксических конструкций в соответствии с вопросами учителя.
- Какую роль играет природа в жизни человека?
- Что нам даёт природа для жизни?
- Какие писатели, художники, поэты, композиторы воспевали родную природу?
- В каком состоянии находится окружающая среда в наши дни?
- Что или кто загрязняет атмосферу?
- Что или кто загрязняет водоёмы, воду?
- В каком состоянии находятся флора и фауна?
- Какие растения и животные занесены в Красную книгу?
- Какие примеры вандализма, негативного отношения к природе вы знаете?
- Почему, как вы думаете, человек нарушает природный баланс?
- Что может делать государство для охраны окружающей среды?
- Что может делать каждый человек для охраны природы?
Слайд 16, 17
4. Слово учителя.
Слайд 18
5. Работа над составлением схемы сочинения
- О чём можно написать во вступлении? Как подойти к тезису?
О природе и человеке, об экологической обстановке
Сейчас особенно необходимо беречь и охранять родную природу
1.
Вступление
А) прекрасная природа
Б) природа и человек
В) состояние природы сегодня
|
Выразить своё отношение к природе; привлечь внимание к экологической проблеме. В начале сочинения могут употребляться обращения:
Дорогие ребята! Человек! Люди! Дорогие школьники!
|
Любишь ли ты...? Знаешь ли ты, как..?
Посмотри, как...
Человек - это часть природы.
Человек и природа – это единое целое…
В последнее время много говорят об охране природы.
Что оставим в наследство будущим потомкам?...и др.
Вот почему необходимо беречь и охранять родную природу
|
1-2
Переход от тезиса к доказательствам
|
В рассуждении часто используется вопрос почему?, частица ведь или такие предложения, как: И вот почему. Это можно доказать так (следующим образом). Докажем это. В этом легко убедиться. Это объясняется следующим…и т.п. [2]
|
А что даёт нам природа? Почему её надо охранять?
|
1-2
Переход от тезиса к доказательствам
|
В рассуждении часто используется вопрос почему?, частица ведь или такие предложения, как: И вот почему. Это можно доказать так (следующим образом). Докажем это. В этом легко убедиться. Это объясняется следующим…и т.п. [2]
|
А что даёт нам природа? Почему её надо охранять?
|
2. Основная
часть
|
Аргументы, факты, доказательства.
|
|
Д1. Природа даёт нам солнце, воздух и воду, без которых нам не обойтись
|
• Что даёт нам природа для здоровья?
• Почему так важно пить чистую воду, дышать чистым воздухом?
|
Мы дышим чистым воздухом, мы хотим пить чистую воду. Они нам жизненно необходимы. Без них…
|
Д2. Природа кормит и одевает нас
|
- Что мы берём от природы?
- Что мы едим? Что мы пьём?
- Почему природная пища более качественная и полезная?
- Какой природный материал мы используем для одежды?
|
Кроме того, природы кормит и одевает нас. Она, как заботливая мать…
|
Д3: От природы мы получаем вдохновение и умиротворение
|
- Какое состояние приходит к нам на лоне природы?
- Какими картинами мы любуемся?
|
А сколько вдохновения и умиротворения мы получаем от природы! Зайди в лес, и ты увидишь… Выйди на косогор, и ты почувствуешь…
|
2-3
Переход
|
-Но… -Однако наблюдается и другая картина...
Вопрос
– Но так ли всё хорошо?
-Но всё ли, действительно, хорошо?
-Но волнует то, что наравне с этим ещё встречаются и отрицательные явления…и т.д.
|
|
3
Отрицательные изменения, которые произошли за последние годы
|
Что волнует, вызывает протест?
|
Мусор; вытоптанная трава;
старые деревья;
сломанные кустарники;
выкорчеванные деревья;
большие асфальтированные площадки;
сломанные скамейки;
мойка машин у водоёма;
загазованность;
нахождение скверов недалеко от трассы и т.д.
|
2-3
Переход
|
-Но… -Однако наблюдается и другая картина...
Вопрос
– Но так ли всё хорошо?
-Но всё ли, действительно, хорошо?
-Но волнует то, что наравне с этим ещё встречаются и отрицательные явления…и т.д.
|
|
3
Отрицательные изменения, которые произошли за последние годы
|
Что волнует, вызывает протест?
|
Мусор; вытоптанная трава;
старые деревья;
сломанные кустарники;
выкорчеванные деревья;
большие асфальтированные площадки;
сломанные скамейки;
мойка машин у водоёма;
загазованность;
нахождение скверов недалеко от трассы и т.д.
|
3-4
Переход от доказательств к выводу
|
Вывод связывается чаще всего с доказательствами посредством вводных слов итак, таким образом и др., слов и сочетаний поэтому, вот почему; предложений типа Обобщим всё сказанное выше. Подведём итоги. Из всего сказанного выше следует, что…Сделаем вывод… и т.д. [2]
|
|
4.
Заключение
|
Что можно и нужно сделать во имя охраны природы? (Побудительные предложения, призывы)
|
Стань другом и защитником природы! Прояви чувство ответственности во взаимоотношениях с природой, и тогда планета будет жить! Береги и охраняй природу!
Именно от нас зависит, какой будет природа завтра… и т.д.
|
6. Самостоятельная работа
Учащиеся составляют черновик сочинения-рассуждения.
7.Домашнее задание.
Отредактировать черновой вариант сочинения, закончить творческую работу в тетради. |