Главная » Разработки уроков » Русский язык

Развитие речи. Сочинение-рассуждение о роли каждой личности в жизни общества

Цель: помочь учащимся осмыслить роль каждой личности независимо от половой принадлежности в жизни общества; совершенствовать умения анализировать, сравнивать, обобщать, создавать собственные высказывания, учить отстаивать свою точку зрения; повторить строение сочинения-рассуждения;  продолжить воспитание гражданской позиции, формирование гуманных отношений, толерантности.

Тип: урок-диспут

Оборудование:  мультимедийная презентация «Галерея  образов  великих  сего мира»

                                                Ход урока

І.Орг. момент.

ІІ. Мотивация учебной деятельности.

  Слово учителя.

Один из основных принципов демократического общества – это признание равных прав женщин и мужчин во всех сферах жизнедеятельности человека.

                                                  профессия  

    общество                                                                            семья

                                                  ЧЕЛОВЕК

Поэтому сегодня на уроке мы постараемся выяснить, в какой мере возможно в нашем обществе достигнуть равноправия между мужчиной и женщиной, создать равные условия и возможности самореализации каждой личности.

ІІІ. Работа над культурой и развитием речи.

Слово учителя.

Древние мудрецы говорили: «В споре рождается истина».

Сегодня наши команды «Реформаторы», «Сторонники традиций», «Эксперты»  постараются ответить на вопрос: «Возможно ли в нашем государстве равноправие мужчины и женщины, что нужно понимать под словом «равноправие»?

Выступление команд.

«Эксперты»:

- Исследования и опросы показали, что в нашем обществе до сих пор существуют «двойные стандарты»:

-наличие «мужских профессий» (финансовый директор, менеджер по развитию, инженер-проектировщик);

-заработная плата мужчин больше, чем у женщин;

-различные степени доступа к услугам и ресурсам.

Доминирует патриархальное сознание:

жёсткое разделение мужских и женских ролей;
мужчине принадлежит ведущая, активная роль, а женщине – пассивная, подчинённая;
жизненные ценности различны: семья и любовь – для женщины, а работа, дело, самореализация вне семьи – ценности для мужчин;
осуждение поведения женщины, в котором доминируют ориентации на карьеру, профессиональные достижения;
мужчина глава семьи и вносит основной вклад в её бюджет.

«Сторонники традиций»: (мультимедийная презентация)

И это преимущество доказывают исторические факты:

- в науке великие достижения принадлежат мужчинам:

  Пифагор (570-490 гг.до н.э.) – математик, философ, космолог древности, ему принадлежат научные работы о количественных закономерностях развития мира, изучение свойств числа и пропорции;

  Ньютон (1642-1727) – закон всемирного тяготения, три закона механики;

  Эйнштейн (1879-1955) – основатель современной теоретической физики, лауреат Нобелевской премии.

« Реформаторы»: (мультимедийная презентация)

Позвольте с вами не согласиться, история знает немало примеров женщин-учёных:

Ипатия (370-415гг. н.э.) – математик, астроном, философ: расчеты астрономических таблиц, комментарии по коническим сечениям, по арифметике, изобрела плоскую астролябию, планисферу;

Софья Ковалевская (1850-1891) – математик и механик, с 1889 года член-корреспондент Петербургской АН; открыла третий случай разрешимости задач, доказала существование аналитического решения задач, 1889- большая премия Парижской академии;

Мария Кюри (1867-1934) – физик и химик, открыла элемент радий и полоний, дважды лауреат Нобелевской премии: по физике (1903) и химии (1911).

«Сторонники традиций»: (мультимедийная презентация)

- Только мужчины могут управлять государством, должна чувствоваться твёрдая и сильная рука:

Юлий Цезарь (100г. до н.э.- 44г. до н.э.)- древнеримский государственный и политический деятель, блестящий стратег и тактик, реформатор римского общества;

Пётр І (1672-1725)- первый Всероссийский Император, при его правлении Россия стала могущественным государством.

Джордж Вашингтон(1732-1799)- первый президент Соединённых Штатов, содействовал претворению в жизнь принципов конституции.

«Реформаторы»: (мультимедийная презентация)

- Но нельзя недооценивать роль женщин-правителей:

Клеопатра (69-30 гг. до н.э.) - царица Египта, имела достаточно мужественный и твёрдый характер, чтобы доставлять беспокойство римлянам;

Екатерина ІІ (1762-1796)- период её правления считают золотым веком Российской

 империи; началось системное развитие женского образования; была основана Российская академия.

Елизавета ІІ (1926г.) – царствующая королева, является королевой 15 государств, верховный  Главнокомандующий британскими вооружёнными силами.

«Сторонники традиций»: (мультимедийная презентация)

Согласитесь, чтобы решать политические вопросы, нужны твёрдость характера, владение стратегией и тактикой, что свойственно мужчинам, а женщины часто эмоциональны; поэтому в политике преобладают мужчины: Авраам Линкольн, АлександрІІІ Миротворец, Фридрих Вильгельм II, Уинстон Черчилль, Франклин Рузвельт, Джон Кеннеди, Михаил Горбачёв.

«Реформаторы»: (мультимедийная презентация)

А история приводит немало примеров, когда женщина-политик добивалась или добивается больших успехов на политическом поприще: Индира Ганди, Маргарет Тэтчер, Ангела Меркель, Агата Барбара, Элизабет Домитьен, Корасон Акино, Юлия Тимошенко.

«Сторонники традиций»: (мультимедийная презентация)

  Но тема освоения космоса однозначно принадлежит мужчинам, хотя вы можете привести единичные примеры участия женщины в космических полётах, одних из них – Валентина Терешкова.

«Реформаторы»: (мультимедийная презентация)

Вы правы, женщин-космонавтов мало, но в своём упорстве они не уступают сильному полу; в последнее время всплывают факты, которые подтверждают  сознательное торможение допуска женщин в космические исследования; не многие знают, что в советские времена была специально подготовлена группа из женщин-космонавтов: Жанна Ёркина, Татьяна Кузнецова, Валентина Пономарёва, Ирина Соловьёва, которые так и не были допущены к полётам.

3.Слово учителя.

Аргументы показывают, что изменяется роль женщины в общественной жизни и с ней она справляется с честью. Но что происходит в нашей стране по этому вопросу?

 «Эксперты»:

Исследования показали, что в Украине:

- в органах законодательной власти – 5,1% женщин,

- среди руководителей центральных и местных органов исполнительной власти- 7%,

- заработная плата на треть меньше, чем у мужчин,

-безработных женщин значительно больше, чем безработных мужчин,

- наблюдается откровенная дискриминация в объявлениях о работе, рекламных сообщениях.

Учитель:

Что же можно предпринять для решения этого вопроса? Ведь Украина, провозгласив себя демократическим, правовым государством, взяла обязательство придерживаться требований международного содружества.

«Реформаторы»:

Верховная Рада Украины ещё 08.09.2005 г. приняла Закон Украины «Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин»

Поэтому для решения гендерной проблемы необходимо:

- адоптировать законодательство Украины к законодательству Европейского Союза в сфере гендерного равенства,

- осуществлять контроль над соблюдением гендерного равенства во время решения кадровых вопросов в центральных и местных органах исполнительной власти,

- поддержка общественных инициатив, направленных на формирование гендерной культуры,

- проведение информационно просветительской работы по ликвидации всех форм дискриминации по признаку пола.

Слово учителя.

 Во многих странах действует гендерная политика (англ. gender- социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается), которая уже предоставляет равные возможности для мужчин и женщин. Наши эксперты подготовили несколько примеров таких стран.

«Эксперты».

1.В Испании принят закон о равноправии полов, который позволил:

- женщинам, которые занимаются бизнесом, предоставить банковский кредит;

- в избирательных списках на выборах любого уровня участвует 40-60% женщин;

- отцам брать бюллетень по уходу за больным ребёнком вместо работающей матери;

- снять ограничения на доступ женщин на службу в Вооружённые Силы, полицию и жандармерию.

2. Швеция, принято 5 законов:

1) закон о равноправии в сфере трудовых отношений;

2) о равном отношении к студентам ВУЗов;

3) о равноправии в сфере начального, среднего и средне-специального образования;

4)о запрете дискриминации по половому признаку;

5) об отпуске по уходу за ребёнком.

В стране 25%  женщин-директоров частных акционерных обществ,

47% парламента состоит из женщин,

41% занимают женщины на областном и муниципальном уровнях.

4. Работа над понятием толерантность.

1) Слово учителя.

Психологи считают, умение сопереживать, сочувствовать начинается от умения представить, что чувствует другой человек, умение принять боль и чужую радость как собственные. В такие минуты мы становимся душевно тоньше, добрее, мы учимся толерантности, без которой невозможно полное понимание между женщиной и мужчиной.

Словарная работа.

Толерантность (лат.tolerantia – терпение) – терпение к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, верованиям.

2) « Эксперты».

                            Ценности толерантности:

уважение и признание прав другого человека,
принятие и понимание многообразия культур нашего мира,
равенство всех людей независимо от социальной принадлежности, пола, национальности, возраста.

3) Работа над статьёй о толерантности.

    Слово учителя.

 Сейчас вы познакомитесь с отрывком из статьи, ваша задача: составить схему «Какими качествами должен обладать современный человек»

 а) Ознакомление с отрывком из статьи.

Понимание толерантности в разных языках неоднозначно. В английском – это «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь». Во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, этических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным - значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском языке толерантность – «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, снисходительность, благосклонность, терпение, расположенность к другим». В персидском – «терпение, выносливость, готовность к примирению».

б) Составление схемы

                        милосердие          выносливость        целеустремлённость                             

                                                        ЧЕЛОВЕК 

 терпение                                                                                      духовность     

                              сопереживание                    уважение                      

                                                                         

ІV. Работа над сочинением.

Слово учителя.

Результатом этого урока будет ваше сочинение « Мужчина и женщина в современном мире». Вы прослушали выступление наших команд, сделали свои выводы, которые и изложите в вашей работе. В ней будут изложены ваше мнение, мысли, ваша гражданская позиция, каждая из которых имеет право на существование. Главный вопрос: считаете ли вы возможность равноправия мужчины и женщины в нашем обществе, приемлема ли нашей стране гендрная политика?

Вспомним строение сочинения-рассуждения:

           І. Тезис (основная мысль): почему?

           ІІ. Обоснование: аргументы и примеры (что из этого следует?)

          ІІІ.Вывод (перекликается с тезисом).

Язык сочинения: во-первых, во-вторых, я считаю, по-моему, мне кажется, я уверен (а), разумеется, следовательно, таким образом…

Авторская позиция: должен  доказать выдвинутый стержень.

Домашним заданием было подобрать афоризмы о равноправии, свободе, терпимости. Каждый выберет к своему сочинению эпиграф, может он будет среди этих афоризмов.

«Делать то, что доставляет удовольствие,- значит быть свободным».

                                                                               Вольтер

 «Равенство прав не в том, что все ими воспользуются, а в том, что они всем предоставлены».

                                                                                    Сенека

«Равенство – пробный камень справедливости, а вместе они составляют существо свобод                                                                                                         

                                                                                       Зёйме

«Все люди по своей природе равны».         

                                                                                      Гоббс

«Высшим результатом образования является терпимость».

                                                                                      Хелен Келлер

V.  Рефлексия. Подведение итогов.

  Заключительное слово учителя.

 Перед нами прошла галерея образов: учёные, правители, политики. Все они, независимо от половой принадлежности, внесли свой весомый вклад в развитие и процветание своей страны, своего народа. Мир развивается, изменяется, вместе с ним изменяется и человек, его возможности, которые должны реализоваться, и в этом обществу помогут такие качества, как толерантность, критическое мышление, независимость. Не всем дано стать великими и знаменитыми, но каждый имеет право  почувствовать себя личностью.

VI. Оценивание.

VII. Домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение на заданную тему.

Развитие речи. Сочинение-рассуждение о роли каждой личности в жизни общества

Скачать конспект (15.3 Kb)



Автор разработки: Винниченко Т. В.

Учебный предмет: Русский язык

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 909 | Загрузок: 179 | Комментариев: 0

Ключевые слова: общество, развитие речи

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»