Главная » Разработки уроков » Русский язык

Повторение и обобщение изученного материала за І семестр орфограммы (разделы «Фонетика», «Лексикология»)

Цели урока: повторить и обобщить основные сведения по изученным темам (орфограммы (по выбору учителя), разделы «Фонетика», «Лексикология»);

развивать умения учащихся рассуждать, делать выводы, обобщения; совершенствовать написанное;

воспитывать стремление вырабатывать собственный «почерк», выделять самое яркое, интересное, описывать наблюдаемое красочно, последовательно, полно.

Оборудование: доска, схемы, таблички с названиями «станций», карточки, кроссворд, компьютер, проектор.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний, умений и навыков.

Форма проведения: урок – игра.

Ход урока.

Мотивация обучения.

Сообщение темы и целей урока.

Актуализация опорных знаний, умений и навыков учащихся.

Фронтальный опрос.

Какие разделы науки о языке мы изучали в І семестре?
В каком разделе мы познакомились со звуками речи?
Назовите основную единицу языка.
Из чего состоит слово?
Как получается, что мы узнаём слова, знаем их значение?
Чем отличаются синонимы от антонимов?
Какие словари вы знаете и как ими пользоваться?

Конкурс на быстрое и правильное произношение скороговорок наизусть.

Проверка домашнего задания.

Слово учителя.

 – На этом уроке мы повторим и обобщим знания, умения и навыки по изученным темам.

Урок проведём в виде игры «Путешествие по станциям знаний». Станций пять:

«Орфографическая».
«Фонетическая».
«Переводческая».
«Занимательная».
«Лексическая».

(Ученики – путешественники переходят со «станции» на «станцию», проверяя свои знания по изученным темам.На каждой станции свой начальник, который помогает учителю.)

Лексическая

Переводческая

Занимательная

Фонетическая

Орфографическая

Работа над темой урока.

(Перед каждой «станцией» прибывают ученики – путешественники из ст. «Занимательная», которые проводят весёлые минутки…)

Фонетическая зарядка.

(Учитесь правильно говорить).

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было все понятно.

Станция «Орфографическая».

Карточка 1. (Ученик работает у доски, остальные учащиеся пишут в своих тетрадях).

  Записать пропущенные буквы.

З…лёная тр…ва, л…сная тр…пинка, см…трю фильм, т…яжёлый день, наступила з…ма, х…дить по коридору, идём д…мой, пр…стой человек, уд…вил друга, резвая л…шадка.

Карточка 2. Дописать окончания (ого – его).

Сонлив… не добудишься, ленив… не дошлёшься. Всяк сво… счастья кузнец. Хорош… понемножку. Добр… помалу. Для хорош… друга не жаль ни хлеба, ни досуга. (Ученик выполняет за партой карточку 2).

Начальник станции проверяет работу и оценивает её.

Станция «Фонетическая»

Карточка 3. На экране монитора задание. Класс выполняет это задание. Начальник станции проверяет работу.

– Расставить ударения.

Ворота, хвоя, щавель, его, звонит, красивее, хороший, крапива, смотрит, местный, свёкла, звонят.

Карточка 4. Ученик за партой выполняет.

Записать слова в транскрипции

День –                          листья –                        сердце –

Соль –                          полюс –                        её –

Вьюга –                        лес –                                       здесь –

Карточка 5. У доски ученик выполняет задание.

Я –                                зима –                           снег –

Ей –                              метель –                        ещё –

Её –                              шёл –                            небо –

У доски 4 ученика выполняют фонетический разбор слов: шёл, лист, лес, иней. (Начальник станции проверяет работу и оценивает её.)

На экране монитора.

Выучить волшебные фразы

Фока, хочешь поесть щец?

(все глухие согласные).

Мы же не забывали друга.

(все звонкие согласные).

Станция «Переводческая»

– Перевести текст на русский язык.

Зима. Навколо біліють сніги. Мороз ніби пензлем розмалював вікна. Дерева обсипані інеєм і обліплені снігом. Нерухомі, білі, немов кришталеві, стоять вони, як у казці, і сяють самоцвітами від першого променя січневого сонця.

(Ученик читает на родном языке, а затем переводит на русский. Озаглавить текст).

– 2 ученика у доски. Один ученик называет слова на украинском языке, а другой – переводит на русский.

1 вариант. Называет слова.

Ранок –                        діти –

Будинок –                    рік –

День –                          білі –

2 вариант. Меняются местами. Теперь один ученик называет слова на русском языке, другой – переводит на украинский.

Дочь –                          папа –

Семья –                        улица –

Дом –                           работа –

Станция «Занимательная».

– Ученики читают весёлые стихотворения по изученным темам.

1 ученик. (Безударные гласные, проверяемые ударением).

         Коль в слове гласный под сомненьем,

         Его проверьте удареньем,

         И этот безударный гласный

         Под удареньем станет ясным.

         Тростинка – трость,

В гостиной – гость,

Котенок – кот,

Летать – полёт.

                   2 ученик.

                            Когда с тобой мы слово пишем,

                            Его в уме мы как бы слышим.

                            Когда же люди говорят,

                            То произносят звуков ряд.

                            А изучает их, заметим – ка,

                            Раздел грамматики – «Фонетика».

                   3 ученик.

                            Что такое алфавит?

                            Вам, ребята, он известен.

                            Буква в нем всегда стоит

                            На своем особом месте.

                                      Учим, учим назубок

                                      Алфавит мы дружно,

                                      Чтобы он найти помог

                                      В словарях, что нужно.

                   4 ученик.

                            Коль хочешь узнать ты значение слова,

                            Словарь открывай под названьем «Толковый».

                            В нем на страницах большая страна,

                            Лексикой, школьник, зовется она.

                            Прямое и переносное значение слова.

                            Железную подкову кузнец ковал коню.

                            Я в человеке волю железную ценю:

                            Хоть звона наковальни не слышала она,

                            Но как железо, прочной и крепкой быть она должна.

                   5 ученик.

                            Говорит с крылечка Ната:

                            Гребешок пропал куда – то.

                            Петушок, петушок,

                            Дай мне свой гребешок.

                            Расчешу я косу

                            И назад принесу.

                   6 ученик.

                            Слова – синонимы

                            Всегда близки по смыслу,

                            Разнятся лишь оттенками подчас:

                            Родимый край – Отечество – Отчизна

                            Как много в них священного для нас!

                   7 ученик.

                            Минус – плюс, огонь – вода,

                            Дерзкий – осторожный.

                            Все антонимы всегда

                            Противоположны.

Начальник станции дает задание. По кругу написано шесть букв. Сколько слов можно прочитать?

4 (лес, око, сок, лесок);
10 (лес, око, сок, лесок, колесо, оселок, село, осел, сокол, кол);
5 (лес, сок, сокол, кол, осел).

Станция «Лексическая».

У доски три ученика. Учитель диктует старославянские слова. 1 ученик записывает, 2 – переводит на русский язык, 3 – на украинский.

Елей –                          дщерь –

Око –                            тать –

Очи –                           длань –

Чело –                          выя –

Ланиты –                      власы –

Уста –                           град –

Карточка 6.

У доски ученик выполняет задание. Подобрать антонимы к словам

Мир –                           белый –                        идти –

Любовь –                     красивый –                   говорить –

Друг –                          сладкий –                     веселить –

Зима –                          холодный –                           работать –

Начальник станции проверил задание и оценил. Он предлагает разгадать кроссворд.

По горизонтали:  1. Искусственное русло.

                            4. Стадо лошадей или оленей.

                            5. Наружный запекшийся слой хлеба.

По вертикали:     1. Площадка для катания на коньках.

2. Несколько инструментов, предназначенных для какой – нибудь работы, например, для выпиливания.

                   Для справок: лента, табун, канал, набор, каток, корка.

Подведение итогов урока.

«Микрофон»

[*]     Закончить предложение: «На уроке я вспомнил(а)…», «На уроке я научился…».

Учитель перепроверяет карточки и оценивает вместе с «начальником» станций по ходу урока. (Получили оценки 19 человек).

Подводим итоги и выставляем оценки.

Учитель показывает на экран монитора, а там снеговик, он благодарит ребят за урок. Ребята по буквам на рисунке читают эти слова.

Домашнее задание.

Повторить изученные темы.
Запишите 5 любимых пословиц. Устно объяснить смысл одной из них.

Повторение и обобщение изученного материала за І семестр орфограммы (разделы «Фонетика», «Лексикология»)

Скачать конспект (66.8Kb)



Автор разработки: Цвигун Дина Романовна

Учебный предмет: Русский язык

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 524 | Загрузок: 71 | Комментариев: 0

Ключевые слова: лексикология, фонетика

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»