Главная » Разработки уроков » Русский язык

Однородные члены предложения. Однородные члены с союзной, бессоюзной и смешанной связью, их роль в предложении

Цели урока: повторить и углубить знания о предложениях с однородными членами;

формировать у учащихся умения находить однородные члены предложения, определять их синтаксическую роль, составлять схемы предложений с однородными членами;

рассмотреть особенности в речи, провести наблюдения над выразительными возможностями;

обучать умению правильно строить предложения с однородными членами, уместно употреблять их при составлении собственных высказываний;

формировать у школьников ценностное отношение к человеку.

Тип урока:     комбинированный.

Межпредметные связи: украинская  и русская литературы.

Оборудование:

 Мультимедийный экран.
 Оформленная доска.
 Импровезированный цветок подсолнуха.
 Учебники.

Методы и приёмы работы:

 Незаконченное предложение.
 Эпиграф.
 Формулирование ожидаемых результатов.
 Беседа с учащимися.

Формы работы:

 Коллективная.
 Групповая.
 Индивидуальная.

 

Эпиграф:  В человеке всё должно быть прекрасно:

и  одежда, и лицо, и душа, и мысли.

А. П. Чехов

Ход урока

 

І. Ориентация, мотивация деятельности учащихся.

1. Слово учителя.

Сегодня на уроке мы повторим и систематизируем знания об однородных членах предложения и поговорим о красоте.

Несомненно, каждый подросток мечтает о том, чтобы окружающие люди считали его красивым. Вы тоже часто задумываетесь над вопросами: «Что такое красота?», «В чём её тайна?»,  «Какого человека можно назвать красивым?»

На уроке мы постараемся найти ответы на эти вопросы. (Обращение к эпиграфу).

 

ІІ. Целеполагание.

Сообщение темы, цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности.
Определение ожидаемых результатов.

Учитель. Перед вами на партах лежат лепестки подсолнуха. Запишите на них, чего вы ожидаете от сегодняшнего урока, и прочитайте. А теперь «оживите» этот цветок, похожий на солнце.

 

ІІІ. Целереализация.

Актуализация опорных знаний, навыков и умений.

Синтаксический разбор предложения: Человека украшают честность, трудолюбие и образованность.
Беседа с учащимися:

а) какие члены предложения называются однородными?

б) какие члены предложения могут быть однородными?

в) назовите признаки однородных членов предложения (главных и второстепенных);

г) какие из них являются общими для главных и второстепенных членов предложения?

Изучение нового материала, его восприятие и осмысление.

Работа с учебником (§19, с. 90-91).
Учитель. В предложении может быть несколько рядов однородных членов.

Прочитайте записанное на доске предложение.

Как прекрасен и внешне, и внутренне человек добрый, скромный, открытый и внимательный к окружающим!

Вопрос к учащимся:

а) сколько в предложении пар однородных членов?

б) какие члены предложения являются однородными?

в) какие однородные члены связаны в предложении попарно?

Работа с учебником (§20, с. 94-95).

Первичное использование полученных знаний.

Объяснительный диктант.

Увиденное ошеломило и ослепило скульптора. На широчайшей равнине ярко золотились пышноголовые, стройные, неисчислимые подсолнухи. Вокруг было ясно, чарующе и празднично.

В первой из девушек скульптор узнал Меланью. Что-то почти величественное было сейчас в её позе, во взгляде, в движениях. Она не шла, а наплывала из душистого золотистого моря, гордо выпрямившись, легко и ритмично позванивая в золотые литавры подсолнечников. Девушка увлекалась работой и, видимо, совсем не замечала скульптора. Лицо вдохновенно разгорелось и стало тоньше, богаче. На нём появилось много новых, неожиданных оттенков. Откуда взялись и красота, и характер, и идеальная чистота линий! (По О. Гончару).

 

Задания.

Объяснить знаки препинания.
Подчеркнуть однородные члены.
Указать виды связи между однородными членами.
Составить схемы выделенных предложений.

Использование навыков и умений на готовом материале в стандартных условиях.

Редактирование предложений с однородными членами.

Меланья была девушкой приветливой, трудолюбивой, но часто застенчивая.

(Именная часть в однородных составных сказуемых стоит в разных падежах.)

Правильно: Меланья была девушкой приветливой, трудолюбивой, но часто застенчивой.

Золотистые подсолнухи были восхитительны и прекрасные.

(Именная часть в однородных сказуемых выражена полной и краткой формой прилагательных.)

Правильно: Золотистые подсолнухи были восхитительны и прекрасны.

Пыльца вьётся над девушками и оседала на косынки, на ресницы, на брови…

(Однородные сказуемые выражены глаголами настоящего и прошедшего времени.)

Правильно: Пыльца вьётся над девушками и оседает на косынки, на ресницы, на брови…

Меланья поражает и вызывает чувство глубокого уважения.

(При двух однородных членах есть общий второстепенный член, который грамматически не связан с первым сказуемым.)

Правильно: Меланья поражает окружающих своей душевной красотой и вызывает чувство глубокого уважения.

Работа с учебником (§20, с. 95).
Учитель. Таким образом, однородные члены – это ещё и синтаксическое средство выразительности. Ряды однородных членов привлекают внимание читателя, позволяют полнее охарактеризовать описываемый предмет. Выразительными возможностями обладают и те предложения, в которых содержится парное соединение однородных членов.

Какое из них вам кажется более выразительным?

Подсолнухи неожиданно оживали, летели навстречу друг другу, соединялись на мгновение а поцелуе, снова разлетались в разные стороны.
Подсолнухи неожиданно оживали, летели навстречу друг другу, соединялись на мгновение а поцелуе и снова разлетались в разные стороны.

Вывод. Таким образом,  парное соединение однородных членов производит более сильное впечатление на читателей, если ещё при этом в роли однородных членов вступают слова, контрастные по значению.

Релаксация.

Мультимедийная презентация «Подсолнечники».  (См. приложение)

Применение обобщающих знаний в нестандартной ситуации.

Закончи предложение, употребляя однородные члены.

Работа избавляет человека от…
Любовь к отчему краю и дому делает нас…
Красивый человек должен быть…

 

IV. Рефлексивно-оценивающий этап.

Подведение итогов урока.

Какие члены предложения могут быть однородными?
Какова роль однородных членов в предложении?
Нужно ли употреблять их в речи?

Рефлексия.

Метод «Закончи предложение».

На уроке мы:

- повторили и углубили знания о…

- выяснили, какие члены предложения…

- рассмотрели особенности употребления…

- убедились, что…

Сообщение домашнего задания.

§ 19 (с. 90-91), § 20 (с. 94-95) – выучить правила.
Упр. 133 (І, ІІ – достаточный уровень).

Описать картину А. Куинджи «Вечер на Украине», используя однородные члены предложения (главные и второстепенные) (высокий уровень).

4.Ценение, оценивание.

Однородные члены предложения. Однородные члены с союзной, бессоюзной и смешанной связью, их роль в предложении

Скачать конспект (53.5 Kb)



Автор разработки: Модестова Инна Владимировна

Учебный предмет: Русский язык

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 1154 | Загрузок: 217 | Комментариев: 0

Ключевые слова: однородные члены

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»