Главная » Разработки уроков » Русский язык |
Цели урока: повторить и углубить знания о предложениях с однородными членами; формировать у учащихся умения находить однородные члены предложения, определять их синтаксическую роль, составлять схемы предложений с однородными членами; рассмотреть особенности в речи, провести наблюдения над выразительными возможностями; обучать умению правильно строить предложения с однородными членами, уместно употреблять их при составлении собственных высказываний; формировать у школьников ценностное отношение к человеку. Тип урока: комбинированный. Межпредметные связи: украинская и русская литературы. Оборудование: Мультимедийный экран. Методы и приёмы работы: Незаконченное предложение. Формы работы: Коллективная.
Эпиграф: В человеке всё должно быть прекрасно: и одежда, и лицо, и душа, и мысли. А. П. Чехов Ход урока
І. Ориентация, мотивация деятельности учащихся. 1. Слово учителя. Сегодня на уроке мы повторим и систематизируем знания об однородных членах предложения и поговорим о красоте. Несомненно, каждый подросток мечтает о том, чтобы окружающие люди считали его красивым. Вы тоже часто задумываетесь над вопросами: «Что такое красота?», «В чём её тайна?», «Какого человека можно назвать красивым?» На уроке мы постараемся найти ответы на эти вопросы. (Обращение к эпиграфу).
ІІ. Целеполагание. Сообщение темы, цели и задач урока. Учитель. Перед вами на партах лежат лепестки подсолнуха. Запишите на них, чего вы ожидаете от сегодняшнего урока, и прочитайте. А теперь «оживите» этот цветок, похожий на солнце.
ІІІ. Целереализация. Актуализация опорных знаний, навыков и умений. Синтаксический разбор предложения: Человека украшают честность, трудолюбие и образованность. а) какие члены предложения называются однородными? б) какие члены предложения могут быть однородными? в) назовите признаки однородных членов предложения (главных и второстепенных); г) какие из них являются общими для главных и второстепенных членов предложения? Изучение нового материала, его восприятие и осмысление. Работа с учебником (§19, с. 90-91). Прочитайте записанное на доске предложение. Как прекрасен и внешне, и внутренне человек добрый, скромный, открытый и внимательный к окружающим! Вопрос к учащимся: а) сколько в предложении пар однородных членов? б) какие члены предложения являются однородными? в) какие однородные члены связаны в предложении попарно? Работа с учебником (§20, с. 94-95). Первичное использование полученных знаний. Объяснительный диктант. Увиденное ошеломило и ослепило скульптора. На широчайшей равнине ярко золотились пышноголовые, стройные, неисчислимые подсолнухи. Вокруг было ясно, чарующе и празднично. В первой из девушек скульптор узнал Меланью. Что-то почти величественное было сейчас в её позе, во взгляде, в движениях. Она не шла, а наплывала из душистого золотистого моря, гордо выпрямившись, легко и ритмично позванивая в золотые литавры подсолнечников. Девушка увлекалась работой и, видимо, совсем не замечала скульптора. Лицо вдохновенно разгорелось и стало тоньше, богаче. На нём появилось много новых, неожиданных оттенков. Откуда взялись и красота, и характер, и идеальная чистота линий! (По О. Гончару).
Задания. Объяснить знаки препинания. Использование навыков и умений на готовом материале в стандартных условиях. Редактирование предложений с однородными членами. Меланья была девушкой приветливой, трудолюбивой, но часто застенчивая. (Именная часть в однородных составных сказуемых стоит в разных падежах.) Правильно: Меланья была девушкой приветливой, трудолюбивой, но часто застенчивой. Золотистые подсолнухи были восхитительны и прекрасные. (Именная часть в однородных сказуемых выражена полной и краткой формой прилагательных.) Правильно: Золотистые подсолнухи были восхитительны и прекрасны. Пыльца вьётся над девушками и оседала на косынки, на ресницы, на брови… (Однородные сказуемые выражены глаголами настоящего и прошедшего времени.) Правильно: Пыльца вьётся над девушками и оседает на косынки, на ресницы, на брови… Меланья поражает и вызывает чувство глубокого уважения. (При двух однородных членах есть общий второстепенный член, который грамматически не связан с первым сказуемым.) Правильно: Меланья поражает окружающих своей душевной красотой и вызывает чувство глубокого уважения. Работа с учебником (§20, с. 95). Какое из них вам кажется более выразительным? Подсолнухи неожиданно оживали, летели навстречу друг другу, соединялись на мгновение а поцелуе, снова разлетались в разные стороны. Вывод. Таким образом, парное соединение однородных членов производит более сильное впечатление на читателей, если ещё при этом в роли однородных членов вступают слова, контрастные по значению. Релаксация. Мультимедийная презентация «Подсолнечники». (См. приложение) Применение обобщающих знаний в нестандартной ситуации. Закончи предложение, употребляя однородные члены. Работа избавляет человека от…
IV. Рефлексивно-оценивающий этап. Подведение итогов урока. Какие члены предложения могут быть однородными? Рефлексия. Метод «Закончи предложение». На уроке мы: - повторили и углубили знания о… - выяснили, какие члены предложения… - рассмотрели особенности употребления… - убедились, что… Сообщение домашнего задания. § 19 (с. 90-91), § 20 (с. 94-95) – выучить правила. Описать картину А. Куинджи «Вечер на Украине», используя однородные члены предложения (главные и второстепенные) (высокий уровень). 4.Ценение, оценивание. |
Автор разработки: Модестова Инна Владимировна Учебный предмет: Русский язык Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 1154 | Загрузок: 217 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |