Главная » Разработки уроков » Русский язык

Обобщение и систематизация знаний по теме «Односоставные и неполные предложения»

ЦЕЛЬ УРОКА:       совершенствовать  знания, умения и навыки по теме; развивать логическое мышление; повышать интерес к изучению русского языка; воспитывать стремление учащихся к самосовершенству.

ОБОРУДОВАНИЕ: картки.

                                                                   ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

   - Скажите с помощью разной интонации : « Я хорошо знаю односоставные и неполные предложения».

2. Объявление темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности.

-  Сейчас мы проведем игру-соревнование «Последний герой». У вас будет возможность проверить уровень ваших знаний, а также увидеть подготовку своих одноклассников.

3.Проведение игры.

- Мы отправляемся на незаселенный остров в архипелаге « Синтаксис». Там вас ждут сложные испытания. Останется только один. Именно он станет Последним героем и получит титул «Самый умный». Те, кто правильно выполнит тесты, отправится на остров.

    ЗАДАНИЕ № 1.

- Прослушайте предложения и запишите, какими они являются: А – двусоставные,

Б – односоставные. ( каждый вопрос – 1б.)

    1.Жить и верить – это замечательно.

   2.Лицом к лицу лица не увидать.

  3.Есть в мире сотни замечательных людей.

 4.Полей величие  немое.

 5.Многое еще, наверное, хочет быть воспетым голосом моим.

 6.Усидишь ли дома в восемнадцать лет!

 7.Героя в бой водила песня.

 8. Полярники прислали в зоопарк двух белых медведей.

 9.Умную голову почитают смолоду.

10.В институте научные сотрудники проведут ряд экспериментов.

11.Над вашим предложением стоит подумать.

12.Любишь кататься, люби и саночки возить.

      Ключ:       1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12

                       А  Б  А  Б  А  Б  А  А  Б  А   Б    Б

- Кто набрал  7 – 12 баллов, отправляется на остров. Теперь вам придется разделиться на  два племени:  1-я группа – племя Односоставных предложений;

2-я группа – племя Неполных предложений.

                                 Испытание № 1

                               Блиц - опрос

(Каждый участник племени зарабатывает баллы для  всего племени).

 1.На какие группы делятся простые предложения по наличию главных членов предложения?

2. Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?

3. Какие виды односоставных предложений?

4. Какое предложение называется определенно-личным?

5. Чем выражено сказуемое в этих предложениях?

6. Какое предложение называется неопределенно-личным?

7. Что обозначает глагол-сказуемое в этих предложениях?

8. Какие предложения называются обобщенно-личными?

9. Где чаще всего встречаются эти предложения?

10.Какие предложения называются безличными?

11.Какие предложения называются назывными?

12.Дать определение неполных предложений.

( каждый вопрос – 1б.)

Племя, которое  набрало больше баллов,  в полном составе переходит к следующему испытанию. Проигравшее племя путем тайного голосования исключает из племени двух участников.

Во время тайного голосования каждый участник пишет на бумаге две фамилии тех участников, которые, по его мнению, должны покинуть остров. После голосования учитель объявляет имена тех, кто выбывает из игры.

                                            Испытание № 2

Тропическое солнце не всем пошло в пользу, и одно племя получило поражение. Учитель объявляет количество баллов, которые набрали племена.

Тема второго испытания  « Редактирование текста».

 - Указать предложения, в которых допущены речевые и грамматические ошибки. Записать предложения в исправленном виде.

1-е племя: ( общая сумма – 4б.)

     1) От друзей приходили письма с новостями об их жизни.

    2)  У Вовы сочинение лучше меня.

    3) Лучшим стихотворением начинающего поэта было о весне.

    4)По голубому небу будто рассыпано черные бусинки.

2-е племя: ( общая сумма – 4б.)

Травинки унизаны капельками росы.
Двери было замкнуто.
Результаты эксперимента были оглашены на собрании.
Темой выступления студентки – о происхождении письма.

Учитель объявляет баллы, набранные племенами. В племени с меньшим количеством баллов  - тайное голосование. Выбывают 2 члена племени.

 Теперь племена объединяются в одно. Правила игры меняются. Каждый играет сам за себя.

                                   Испытание № 3.

Выписать односоставные и неполные предложения, указать вид, сделать синтаксический разбор.

Наш старый деревянный дом всегда полон таинственных звуков. Солнце, небо, цветы, пчелы… . Старший брат был высокий и красивый, младший – попроще.

Юность склонна к быстрым обобщениям. Недостаток смелости менее всего извиняется молодыми людьми. Старайся дать уму как можно больше пищи. Вспоминаем очи карие, тихий говор, громкий смех. ( 4б.)

   Победитель тот, кто набрал 4б.  Он получает иммунитет. Против него голосовать нельзя. Снова голосование, выбывают еще 2 человека.

На острове неспокойно. Печет солнце, жалят москвиты, ползают змеи, плавают большие крокодилы. Но объединенное племя продолжает смело искать на острове клад. Учитель объявляет результаты, а также имена тех, кто уходит.

                                     Испытание № 4.

- Укажите предложения, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания (каждый участник получает карточку). ( Общая сумма – 5б.)

1 вариант.

Бой красен мужеством, а приятель дружеством.
Одни слепы глазами, другие – сердцем.
Справа поле, слева плес.
Не место красит человека, а человек место.
Отрочество это предисловие к жизни.
Сухо, чисто, светло, от листьев в лесу.

2 вариант.

Мудрец обвиняет себя, невежда – других.

            2)  Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше.

            3) Мела пурга-метелица, и леденила кровь.

    4) Не называй дурное хорошим, а черное белым.

    5) Одни вспоминали матерей, другие детей.

    6) Мичурин наш великий садовод.

3 вариант.

Прогулка по зимнему лесу  большое удовольствие.
Слово способ выражения мысли.
Знания создают науку, а невежество – веру.
Она прыгнула в лодку, я за ней.
Заросла повиликой-травой, полевая дорога в хлебах.
Под ногами гладкий снег, скользкий, как лед.

Жестокая борьба. Только 4 человека смогут продолжать состязание. Но сначала назову имя победителя. И снова голосование.

                                    Испытание № 5

  Тот, кто быстрее укажет неполные предложения, автоматически становится финалистом. ( Каждый получает карточку с предложениями)

      1-й участник.

1)Вечереет.

2)На небе ни облачка.

3)В простоте слова самая великая мудрость.

4)Юность богата надеждами, а старость – опытом.

5)Не дать в долг – остуда на время, а дать – ссора навеки.

    2-ой  участник.

1)Будь в словах также вежлив, как и в поступках.

2)Мир освещается солнцем, а человек – знанием.

3)Ночью не было мороза.

4)Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

5)Ложь стоит на одной ноге, правда – на двух.

   3-й участник.

Счастья искать – от него бежать.
Ни травинки, ни кустика на пути.
Мир освещается солнцем, а человек – знанием.
Учение – вот лучшее богатство.
Сухие деревья горят, живые – плоды приносят.

 4-й участник.

Перед нами небывалые пути.
Над землей рассвета позолота.
Брат интересуется музыкой, а я – живописью.
В этом году наш класс поедет на экскурсию в Киев, а в будущем году – в Чернигов.
Повторенье – мать ученья.

Учитель объявляет первого финалиста. Кто будет другим финалистом?

                                      Испытание № 6

Кто первым напишет сочинение-миниатюру с опорными словами, употребляя односоставные предложения.

                                     Зимний день

Снег, тишина, тень, свежесть, скрипучий, морозная, сани, небо, следует.

В итоге остаются только два участника. Финал.

Последнее испытание. Вопросы ставятся по очереди, если финалист не знает ответа, отвечает соперник. Каждый ответ – 1б.

1. Утверждаете, что

   А.односоставные предложения, как и двусосоставные, бывают распространен-

ные и нераспространенные.

  Б. Двусоставное предложение выражает законченную мысль, односоставное – незаконченную.

2.Это предложение односоставное?

   А. В такие минуты всегда ждешь чего-нибудь необычного.

   Б. К полуночи горбушка луны покраснела от пыли.

3. Это предложение определенно-личное?

   А. Пахло милым тлением осени.

   Б. Поднимаю голову и вижу шар красного солнца.

4.Это предложение неопределенно-личное?

   А.Чужими руками легко жар загребать.

  Б. В газетах пишут о последних событиях.

5.Это предложение обобщенно-личное?

    А. Лаской воробья не поймаешь.

   Б. Льва узнают по когтям.

6. Это предложение безличное?

    А. Мох, да вереск. Да граниты.

    Б.Надо заниматься спортом и делать утреннюю зарядку..

7. Это предложение назывное?

    А.Было тепло и очень тихо.

    Б. Вот старый  серый дом

8.Это предложение неполное?

     А. Весна красна цветами, а осень – плодами.

     Б. Одни вспоминали прочитанную книгу, другие – художественный фильм.

9. Так или нет :

     А. Неполное предложение – это предложение с одним главным членом.

     Б. Обобщенно-личные предложения часто встречаются среди пословиц.

10. Так или нет:

     А.Пропущенный член неполного предложения восстанавливается из контекста.

     Б.В безличном предложении главный член может быть выражен только безличным глаголом.

 Вот и победитель! Это Последний герой!  Он долго искал клад на острове и вот его получает – титул «Самый умный».

4. Подведение итогов урока.

 Учитель отмечает работу каждого ученика на уроке.

5. Домашнее задание.

     1) Каждый получает задание того этапа, на котором он выбыл из игры.

     2) Составить диалог на тему « Мы знаем односоставные предложения».

Обобщение и систематизация знаний по теме «Односоставные и неполные предложения»

Скачать конспект (9.9Kb)



Автор разработки: Телинская К. В.

Учебный предмет: Русский язык

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 330 | Загрузок: 39 | Комментариев: 0

Ключевые слова: односоставные предложения, неполные предложения

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»