Главная » Разработки уроков » Русский язык

Глагол как часть речи: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль

Цель: сформировать представление о значении глагола как части речи,          

           представление о морфологических признаках глагола и              

           его синтаксической роли;

          формировать умение находить глаголы в тексте, определять их       

          морфологические признаки;

          развивать речь учащихся;

          воспитывать уважение к культуре других народов.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ожидаемые результаты: учащиеся находят глаголы в тексте, определяют их    

                                               синтаксическую функцию; знают морфологические признаки    

                                                глагола и определяют их; формулируют собственные

                                                 высказывания по теме; мотивируют свою деятельность.

Оборудование: раздаточный материал на карточках, составляющие элементы ромашки.

Примечание: учащиеся, входя в класс, брали цветные карточки (зелёные, синие, жёлтые, красные, фиолетовые и объединялись в группы по цвету).

Содержание урока

1.Организационный момент.

Подготовка к восприятию новой темы.

Слово учителя:

 - Ребята, скажите, а вы любите ходить в гости? Сегодня предлагаю кое-кого навестить. А кого, вам предстоит угадать. Послушайте внимательно.

Я страшное дело какой деловой:

В любые дела ухожу с головой.

  Задачи решаю, на скрипке играю,

      Сынишку соседки в коляске катаю.

Я пряжу мотаю и хлеб покупаю,

И на стадионе голы забиваю.

Укроп поливаю, кусты подстригаю

И чисто-пречисто весь двор подметаю.

Дорожки песком я в саду посыпаю,

 А после работы в тени отдыхаю.

(Такое неожиданное начало дает возможность нейтрализовать воспоминания о прошлых неудачах)

- Скажите, вы догадались к какой «деловой « части речи мы отправляемся в гости?

(ответы учеников)

- Предлагаю сформулировать тему нашего урока. (Учащиеся формулируют тему урока, учитель конкретизирует её).

Сообщение темы урока.

- Ребята, а разве принято ходить в гости к незнакомым? Поэтому, давайте запасёмся необходимыми сведениями о «деловом» дядюшке Глаголе, разберёмся как его найти, с кем он дружит, что любит, что мы о нём уже знаем, а что нужно узнать. По ходу изучения материала мы приготовим маленький подарок для гостеприимного хозяина. (По ходу изучения материала составляется ромашка, на лепестках которой записаны морфологические признаки глагола)

2. Основная часть урока

Изучение нового материала

Слово учителя:

- Пересмешники говорят о дядюшке, что это часть речи, которая упала с печи, ударилась об пол и назвалась …(глагол).

- Какая полезная информация есть в этой шутке? (глагол обозначает действие)

Давайте попробуем дать определение глагола. (учащиеся дают оределение глагола)

Задание учащимся.

Учитель раздаёт листы с текстом.

Мэри Поппинс искала дом номер 17 на Вишневой улице. Джейн и Майкл тем временем сидели в Детской, глазели в окно, представляли, кто к ним придет. На улице гудел Восточный ветер, голые ветки вишен трепетали. Дети увидели, что в ворота вошла женщина. Одной рукой она придерживала шляпку, а в другой несла саквояж. Вдруг ветер подхватил ее, поднял в воздух и понес от ворот прямо к парадной двери дома.

 - Прочитайте текст. Найдите глаголы. На какие вопросы они отвечают? Выпишите в одну колонку глаголы, которые отвечают на вопрос что делать?, в другую – глаголы которые отвечают на вопрос что сделать? (Для создания соревновательного момента задание выполняется на скорость).

Группа, которая первой справилась с заданием читает выписанные глаголы, объясняет, на какие вопросы они отвечают. Остальные дополняют, исправляют ошибки.

- А теперь найдите в учебнике, как называются глаголы в первой и второй колонках и какой морфологический признак их объединяет (учащиеся определяют, что это глаголы совершенного и несовершенного вида, а значит один из морфологических признаков глагола есть вид и цепляют к ромашке лепесток со словом «ВИД»)

Объяснение учителя

- Глаголы употребляются в форме трёх наклонений: изъявительного (читаю), повелительного (читай), условного (читал бы)

Задание на скорость.

От записанных учителем на доске глаголов образовать наклонения (бежать, звонить, мечтать, терпеть). Группа, которая первой справится с заданием, озвучивает его, остальные контролируют и исправляют.

После этого к ромашке прикрепляется лепесток со словом «НАКЛОНЕНИЕ»

Объяснение учителя

Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего или будущего времени. В настоящем и будущем времениглаголы изменяются по лицам и числам. Например: я пишу, напишу (1-е лицо ед. числа); ты пишешь, напишешь (2-е лицо ед. числа) и т.д.

 В прошедшем времени глаголы изменяются по числам, например: он читал – они читали. В единственном числе прошедшего времени глаголы изменяются по родам, например: он читал, она читала, оно читало.

Распределительный диктант

Распределите глаголы в три столбика. В первый – глаголы прошедшего времени, во второй – настоящего, в третий – будущего. Перед каждым столбиком запишите вопросы, на которые отвечают глаголы соответствующего времени.

Написал, читаю, приготовлю, могу, думаю, отдохну, выполнила, спала, открою, танцую, спою, воскликнул, придумаю, леплю.

После выполнения задания  к ромашке прикрепляется лепестки со словами «ВРЕМЯ», «ЛИЦО», «ЧИСЛО».

Объяснение учителя

Ёщё одна черта Глагола – это возвратность. Глаголы, оканчивающиеся на –СЬ, -СЯ называются возвратными. Например: умылась, рассмеялся.

Приведите свои примеры (ученики приводят примеры возвратных глаголов).

К ромашке прикрепляется лепесток со словом «ВОЗВРАТНОСТЬ».

Определение синтаксической роли глагола

2 учащихся (по желанию) записывают на доске предложения

Над спящим озером лес шумит листвой.

В ночь погода зашумела, взволновалася река…

Найти глаголы, подчеркнуть как член предложения.

- Каким членом предложения глагол бывает чаще всего?

(Ученики самостоятельно формулируют вывод о синтаксической роли глагола)

Работа с учебником

Прочитать теорию на странице 21.

-Найдите новую информацию.

Физкультминутка. Игра на внимание

 Сыграем в игру, которая называется ремонт. Условия такие. Водящий читает список слов. Большая часть из них – глаголы. Это действия, которые выполняются при ремонте. Но встречаются и существительные. Так вот, когда водящий называет глагол, вы должны хлопнуть в ладоши, а если он называет существительные, хлопать нельзя. Ошибся – выходи из игры. Победил тот, кто остался.  Итак, приготовились!

Дядюшка Глагол при ремонте ВЫТИРАЛ, ПОДМЕТАЛ, ЗАШИВАЛ, ПОЛИВАЛ, САМОСВАЛ, НОСИЛ, ЛЕПИЛ, ЗАПЛАТИЛ, УГОДИЛ, ПОВРЕДИЛ, КРОКОДИЛ, ВЫЛИЛ, ВЫМПЕЛ, ЗАЖЕГ, ФЛАЖОК, ДРУЖОК.

- Молодцы! Вы очень внимательные.

3. Выполнение тренировочных упражнений

Теперь мы должны получить пропуск к глаголу. А получить мы его сможем только при условии, что каждая группа правильно выполнит своё задание.

1 группа

Выписать глаголы, определить лицо и число.

Облака над лугом пролетают,

держат путь за тридевять земель.

Тенью разнотрвье накрывают,

 где упрямо роет норку  шмель.

Липовым дышу я ароматом,

средь ромашек и цветущих трав.

В лес входя, я радуюсь опятам,

птичьим пеньем наслаждаюсь там.

Стрекоза синеет на ромашке.

Всё свистит, стрекочет и жужжит.

Не допустит летний день промашки:

каждому цветку наряд им сшит.

2 группа

Записать предложения. Указать в каждом из них подлежащее и сказуемое. Укажите время каждого глагола.

Цветут ландыши, потом зацветает шиповник. Липа в этом году запаздывает, но она скоро порадует нас своим тягучим ароматом. Мотыльки  кружили над ромашками. Их прогнал ворчливый шмель, который немного покружил над цветком и улетел. Летает где-то, а потом найдёт ромашку и снова прогонит того, кто на ней отдыхает.

3 группа

Дописать окончания глаголов- сказуемых, согласуя их с подлежащим. Указать время, число, лицо или род.

Тихо ве… ветерок. Мы сид… с удочками на берегу озера. Облако закры… солнце. Скро пойд… дождь. Издали донос…ся гул грома. Высоко над нами пролете… утка. Ветер под… сильнее. Озеро взволнова…

4 группа

Образовать глаголы изъявительного, повелительного и условного наклонений. Составить с ними предложения.

Искать, наклоняться, прятаться, собирать, радоваться, делиться.

5 группа

Описать своё утро, используя только глаголы. Определить их вид и возвратность.

На выполнение задания отводиться 5 – 7 минут. Затем группы представляют свои задания.

-Вы замечательно поработали и можете познакомиться с дядюшкой Глаголом. (В роли Глагола выступает кукла в чёрном фраке со множеством различных инструментов в руках).

4. Подведение итогов урока

 Слово учителя.

- Дядюшка Глагол рад вас видетьв своём доме. Он очень трудолюбивый и любознательный. Сейчас Глагол будет отрывать по одному лепестку от ромашки и передавать его представителю группы. Ученик должен рассказать о том признаке, который написан на лепестке и привести пример. Если ученик не может ответить, он обращается за помощью к группе.

Самооценивание. Ученики в тетради выставляют себе балл за работу на уроке. Комментари иучеников.

Комментарии учителя.

5. Домашнее задание.

Занятие 3. Упражнение 24, 32(обязательно)

(По желанию) Нарисовать, каким вы представляете Глагол; составить сказку о Глаголе или стране Глаголии.

(Индивидуальное) 2 ученика (с низким уровнем мотивации или с низкой успеваемостью, или те, кто не всегда выполняют д/з) будут проводить опрос на следующем уроке. Поэтому должны составить 4-5 вопросов по теории и до урока проверить с учителем своё д/з.

Глагол как часть речи: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль

Скачать конспект (9.3Kb)



Автор разработки: Хмелева Ольга Григорьевна

Учебный предмет: Русский язык

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 498 | Загрузок: 50 | Комментариев: 0

Ключевые слова: глагол

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»