Главная » Разработки уроков » Русский язык

Действительные и страдательные причастия настоящего времени (образование и правописание)

Цель урока:

-  ознакомить учащихся с материалом о действительных и                   

     страдательных причастиях;

-   вырабатывать навыки «узнавать причастие по суффиксу и   

    различать по смыслу.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран

                                       для демонстрации презентации, учебник,       

                                       дидактический материал, сборник текстов для работы

                                       на уроках  русского языка.

ХОД УРОКА

  1. Актуализация опорных знаний учащихся.

          1. Проверка домашнего задания.

               2. Практическая работа.

З а д а н и е I: записать предложения в порядке, соответствующем схемам

                                      ( знаки пунктуации в предложениях опущены)

СЛАЙД 2

            Весь байкальский берег состоит из обточенных временем камешков. Трое мальчишек сидящих на берегу швыряли в воду камни. У самых ног пенился байкальский прибой дышавший в лицо прохладой сушилась сеть и качалась лодка просмоленная рыбаками. Я подошёл к мальчишкам доверчиво улыбнувшимся мне.

СЛАЙД 3

            Весь байкальский берег состоит из обточенных временем камешков. Трое мальчишек, сидящих на берегу, швыряли в воду камни. У самых ног пенился байкальский прибой, дышавший в лицо прохладой, сушилась сеть и качалась лодка, просмоленная рыбаками. Я подошёл к мальчишкам, доверчиво улыбнувшимся мне.

СЛАЙД 4

З а д а н и е II: перестроить  предложения так, чтобы придаточное определительное

                            было заменено причастным оборотом.

            Волк – это хищник, зверь который не терпит слабых. У меня хранится снимок, который прислали охотники с Кавказа, с изображением белого волка. Волк, который с первобытных времён поселился на грани дикой природы и обиталища человека, не ладит с последним. Капканы, которые человек расставляет для волков, хищники чуют и обходят стороной. Мать, которая принесла волчонку полуживого зайца, даёт сыну первый урок охоты.

СЛАЙД 5

Волк – это хищник, зверь, не терпящий слабых. У меня хранится снимок, присланный охотниками с Кавказа, с изображением белого волка. Волк, с первобытных времён поселившийся на грани дикой природы и обиталища человека, не ладит с последним. Капканы, расставленные человеком  для волков, хищники чуют и обходят стороной. Мать, принесшая  волчонку полуживого зайца, даёт сыну первый урок охоты.

  1. Мотивация учебной деятельности школьников.

Слово учителя.

            Вы только что записали такие причастия:

(СЛАЙД 6) терпящий, поселившийся, принесшая и присланный, расставленныя. Но первые три причастия указывают на то, что предметы отличаются признаком по действию, и это действие они совершают сами (Волк, не терпящий слабых, - то есть он сам не терпит. Волк, поселившийся…Мать, принесшая…)

Другое дело причастия (СЛАЙД 7) присланный и расставленные. Они указывают на то, что находятся в подчинённом положении, обозначают признак по действию, которое выполняет кто-то другой.

            Первые три причастия называются действительными, последние два – страдательными. Надо уметь их различать.

  1. Объявление темы и целей урока.

СЛАЙД 8

  1. Восприятие учащимися учебного материала.

          1. Самостоятельная работа с учебником.

               2.  Работа с таблицей.

         - В чем отличие действительных причастий от страдательных?

СЛАЙД 9

Действительные

 

Страдательные

Суффиксы

-ющ-, -ущ-

 

-ащ-, -ящ-

 

-ш-,    -вш-

Имеют

Суффиксы

 

-ем-, -ом-

 

-им-

 

-енн-, -ённ-,

 

-т-, -ин-

 

 

вида

два        времени

числа

Образуются от глаголов

Действительные

 

Страдательные

от  переходных

непереходных

возвратных

только

от

переходных

Имеют формы

полную                                       полную                   и            краткую

В предложении бывают

определением                                 определением     и      сказуемым

3. Самостоятельная работа в парах.

         СЛАЙД 10

З а д а н и е: списать текст, вместо точек вставляя подходящий суффикс, выделите его графически  и над действительным причастием надписать букву д, над страдательным причастием написать – букву с.   Расствавить недостающие знаки препинания.

            У меня живёт синица порази..ая меня с первой встречи. В мой силок поставл..ый на поляне попалась синичка. Синичка недавно прыга..ая, пища..ая лежала без движения. В тепле я достал синичку и положил её на стол застел..ый скатертью. Каково же было моё удивление, когда синичка неожиданно встрепенулась. Она летала по освещ…ой солнцем комнате.

4. Работа с текстом:

     а) - прочитайте текст «С нами Бог» и сформулируйте его основную 

       мысль?

СЛАЙД 11

«С нами Бог!»

             Народ всегда был главным героем его исторических полотен. И в новой задуманной Суриковым картине героями стали солдаты – мужики в военных мундирах, под командою отца - командира Адлександра Суворова, совершающие переход через Альпы и удивляющие своим подвигом  всю Европу.

         Суриков читал письма и документы, неделями рылся в архивах и разыскал наконец  собственноручный рапорт полководца: « На каждом шаге в этом царстве ужаса зияющие пропасти представляли отверстые гробы смерти. Дремучие, мрачные ночи, непрестанно ударяющие громы, льющиеся дожди и густой туман облаков, при шумных водопадах, с каменьями с вершин низвергающихся, увеличивали трепет…»

          Художник читал и видел русских солдат…

            СЛАЙД 12

Высоко слева- любимый солдатами командир, без шапки, в походном плаще, осаживающий коня на краю пропасти. А через всю картину по диагонали – стремительной лавиной несущееся с кручи русское войско. Бесстрашные, неутомимые, с тяжелыми пушками, русские солдаты готовы ринуться в бездну, вдохновляемые своим полководцем и движимые одним желанием  - послужить отечеству.

         На переднем  плане- коренная фигура солдата, совершающего решительный прыжок. Подгоняемый сверху идущими рядами, он с ужасом смотрит на тучи снежной пыли, клубящейся над пропастью. Рядом с ним бывалый солдат, осеняющий себя крестом. Но не обреченность мы читаем на лицах, а боевой дух и решимость, предвкушение победы над обманутым противником. На наших глазах оживает история, и мы слышим легендарные слова великого полководца: «С нами Бог!».

СЛАЙД 13

б) Выпишите из текста все действительные причастия настоящего времени;

в) какие из выписанных слов могут вызвать затруднение в понимании?

г) Дайте толкование следующих слов: зиящий, осаживающий,

  низвергающиеся, осеняющий. Если у вас возникли сомнения,

  воспользуйтесь толковым словарём;

С Л О В А Р Ь.  Полотно – то же, что и картина.

д) Подумайте и скажите, что объединяет следующие причастия: любимый,

  вдохновляемый, движимый, подгоняемый. Выпишите из текста причастные

   обороты с данными причастиями;

е) подумайте и ответьте: почему слово «неутомимые» не является

  причастием?

ж) Прослушайте изменённый текст и ответьте: что изменилось в содержании

   с  изменением формы причастия? Выиграл текст или что-то утрати,

   вдохновленные своим полководцем?

         «Высоко слева изображен командир, без шапки, в походном плаще, осадившие коня на краю пропасти. Изображены и русские солдаты, готовые ринуться в бездну, вдохновлённые своим полководцем. На первом плане – коренастая фигура солдата, совершившего решительный прыжок. Рядом с ним бывалый солдат, осенивший себя крестом».

СЛАЙД 14

з) Рассмотрите картину репродукцию и  ответьте на

   вопрос: где находится  композиционный центр

   картины? Аргументтируйте ответ.

и) Преобразуйте следующий фрагмент текста так,

   чтобы речевые конструкции со словом «который»

   превратились в причастные обороты.

         Среди  множества  лиц особенно выделяется образ молодого солдата, который находится в середине картины. Его фигура, которая стремится вперёд, выражает полную готовность к рискованному прыжку. Рука крепко сжимает винтовку. Но лицо, которое светится улыбкой, обращено в сторону: он смотрит на командира, который укрепляет солдат шуткой и дружеским подбадриванеим. Молодой боец, которого ободряет командир, как будто не чувствует предстоящей опасности. В этой улыбке художник смог передать духовное единство армии и полководца, которое нельзя передать другими художественными средствами.

  1. Рефлексия. Подведение  урока.

Вопросы и задания.

1)Какие причастия называются действительными?

2)Назовите суффиксы действительных причастий?

3)Какие причастия называются страдательными?

4)Назовите суффиксы страдательных причастий?

СЛАЙД 15

МИКРОФОН

5)Приведите пример страдательных и действительных причастий.

6)Чем отличаются действительные причастия от страдательных?

 

  1. Домашнее задание.

       1. Выучить теоретический материал.

      2. Творческое  задание.

 СЛАЙД 16

Напишите сочинение-миниатюру на тему «В городском сквере», используя  такие словосочетания: бьющие фонтаны; доносящийся шум, предлагающий услуги фотограф; искрящиеся капельки; выкрашенная скамья; негодующие, взъерошенные воробьи; опускающийся на город вечер.

Действительные и страдательные причастия  настоящего времени (образование и правописание)

Скачать конспект (224.3 Kb)



Автор разработки: Калинина Галина Григорьевна

Учебный предмет: Русский язык

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 875 | Загрузок: 179 | Комментариев: 0

Ключевые слова: причастия

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»