Главная » Разработки уроков » Музыка

И. С. Бах «Токката и фуга ре минор». Л. Квинт «Здравствуй, мир!»

Цели:  – продолжать знакомство с творчеством И. С. Баха, приобщая учеников к   вершинам музыкальной культуры;

             – с эпохой и стилем «барокко»;

             – закрепить понятие «полифония»;

             – ознакомиться с понятием «токката», «фуга»;

             – формировать умение чётко, логично, аргументировано высказывать  

               свои мысли по поводу прослушанных музыкальных произведений;

             – воспитывать музыкальную культуру, эстетический вкус;

             – начать работу над песней Л. Квинт «Здравствуй, мир!», украинской 

               народной песней «Ой чий то кінь стоїть»;

             – продолжать развивать вокально-хоровые умения и навыки.

Техническое  оснащение: 

Ноутбук;

Мультимедийный проектор, проекционный экран;

Мультимедийная презентация;

Стереосистема.

Оборудование: 

Портрет И. С. Баха, фортепиано.

Ход урока:

I.  Организационный момент (музыкальное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку). 

II. Основная часть урока: 

Учитель:       Ребята! Рада встречи с вами. Сегодняшний первый урок продолжает

                наш большой разговор о Музыке. И хотя через год мы расстанемся

               с вами, я надеюсь, что Великое Музыкальное Искусство будет всегда рядом в вашей жизни.

                     Первые чудесные сентябрьские дни наполнены волшебными звуками осени, удивительным звучанием музыки. 

                     Сентябрь 2014 года. Современный мир! Есть ли место в таком  сложном мире искусства?

Ответы учащихся. 

Учитель:       Я с вами полностью согласна. Как верны ваши высказывания: «Мир

                 погаснет»…; «Утратит невосполнимые краски, чувства»…;

                «Лишится духовности, доброты, любви, человечности»… и т. д. 

                     Вот теперь нам предстоит ответить на вопрос, так что же из себя   

                представляет эта современная музыка?

Ответы учащихся.

Учитель:      Значит только сочинённая музыка в наше время? Думаем ещё! 

                 Предлагайте, пожалуйста, варианты.

Ответы учеников.

Учитель:       Вот! Наконец! Это и народная, и классическая! Оказывается и им есть 

                место в современном музыкальном мире. Значит, не только  современные авторы с их творчеством, а и музыка, пришедшая к нам из другого времени, но близкая и понятная слушателю, музыка, которая затрагивает глубины нашей души, наши мысли и чувства, слушая которую мы невольно сопереживаем, отдавая ей частицу своей души.

Учитель объявляет тему урока. 

Учитель:      Йоганн Себастьян Бах! Нет человека, который бы не знал это имя, не  

                 слышал хотя бы одного из сочинённых им произведений.  Что же мы, ребята, помним о Бахе, что осталось в памяти после  встреч с его творчеством?

Ответы учеников.

Учитель:    Верно! Гений! Великий немец! Король органа! Король полифонии!» (Кто забыл, вспоминает!)  Сегодняшний урок даёт нам ещё  одну возможность встретиться с великим композитором и музыкантом. Мы побываем в Германии, в музее великого Баха.

Приложение 1,       На проекционном экране музей Баха,

слайды 1 – 4.            стихи о Й. С. Бахе (выбор учителя).

Учитель:    Все свидетельства его современников говорят о том, что в обычной жизни Й. С. Бах был чрезвычайно приветливым, скромным,  доброжелательным человеком. Когда Баха спрашивали, как он дошёл до такого совершенства в искусстве он обычно отвечал: «Мне пришлось быть прилежным; кто будет столь же прилежен, достигнет того же».

                      Самым близким и родным, любовью всей его жизни был музыкальный инструмент – орган! 

                       Орган был его другом, спутником и товарищем на большом творческом пути.

Приложение 1,     На проекционном экране стихи об органной музыке (выбор 

слайд  5.                    учителя). 

Учитель:    Бах мог доверить органу и высокое духовное начало, и строгость, и серьёзность помыслов и величие, и пафос чувств. Орган давал возможность Баху разговаривать с людьми на том языке, который был ему особенно близок. Произведение, которое мы сегодня послушаем, называется сложно: «Токката и фуга ре минор». Вначале разберём неизвестные нам слова.

                      Токката  – в переводе – прикосновение, удар, касаться, трогать. 

                  Пьеса для клавишных: органа и клавесина.

                       Фуга  – с латыни – бег, самое сложное в полифонической музыке.

                  Сейчас мы с вами будем не только слушать музыку великого Баха, 

                  мы перенесёмся в эпоху, когда жил и творил композитор, в эпоху 

                  «барокко». Даже само слово перекликается со своим переводом – 

                  причудливый, вычурный. Кто-то из вас просто узнает эту музыку, 

                  кто-то скажет, что слышал много раз, а кто-то подумает, что не  

                  слышал никогда.

                       Сейчас мы вместе: вы и я останемся наедине с великим Бахом».

Приложение 1,     На проекционном экране видеозапись «Токкаты и фуги ре

слайд  6.                   минор». Учитель, вместе с ребятами, прослушав произведение, начинают обсуждение. Звучат высказывания учеников, 

                  что музыка «божественная», «могучая», «страстная», «стремительная», «неземная», уносящаяся в небеса» и т. д. Все ребята соглашаются с тем, что в произведении много голосов. И опять звучит  уже известное всем слово «полифония» (многоголосие). Ребята сравнили многоголосие со сложным плетением, с появлением удивительного узора в руках мастерицы. Отметим звучание органа от совсем светлых тонов до мощного насыщенного звучания.

                       Учитель рассказывает об устремлённых ввысь к небу, к Богу готических сооружений, соборов, своей архитектурной красотой сливающиеся с близкой по духу органной музыкой Баха. 

Приложение 1,       На проекционном экране фото готических соборов, 

слайд  7, 8.               репродукции Микеланджело.

Учитель:       Ребята! А в нашем городе Запорожье, можем ли мы послушать  живую органную музыку? У нас есть такая возможность?

                       Ученики обсуждают вопрос и вместе с учителем делают вывод, что в Запорожской государственной филармонии есть электронный орган, подаренный городу меценатом. С ребятами узнаём значение этого слова и место мецената в современном искусстве (меценат – покровитель деятелей науки и искусства).

                        Чудесную органную музыку запорожцы слушают в католическом 

                  храме (учитель рассказывает о недавнем концерте Нины  Матвиенко, исполнившую музыку для голоса с органом).

                        Апостольская церковь и её орган ещё один концертный зал нашего города.

Учитель:        На итоговом уроке 7-го класса, я дала вам задание, проследить за 

                  музыкальными событиями нашего города лето 2014 года, по возможности побывать на концертах и создать свои музыкальные афиши.

Приложение 2.    На экране просматриваем лучшие работы ребят и останавливаемся   на афише концерта органной музыки, состоявшегося  в католическом храме и, продолжая разговор о музыке Баха, приходим к выводу о её бессмертии, о её несомненной современности. 

Учитель:        Ребята! Какая же музыка представлена на афишах?

                       При обсуждении приходим к выводу, что музыкальное лето в  нашем городе было наполнено звучанием инструментальной, симфонической, оперной, бардовской, вокальной музыки. 

Учитель:     На сегодняшнем уроке вокальная музыка представлена интересными произведениями. 

                       Но вначале распевание.

III. Вокально-хоровая работа: 

                          На экране – вокальные упражнения (по выбору учителя).

Приложение 1,      Учитель обращает внимание на ансамбль, интонирование,

слайды  9 – 10.      дыхание. Продолжая вокально-хоровую работу, разучиваем

                                    1-й куплет украинской народной песни «Ой чий то кінь стоїть».

Приложение 1,    На экране фрагмент худ.фильма.

слайд  11.               Ребята при обсуждении удивляются звучанию песни в историческом фильме, снятом в наше время, х/ф «Огнём и 

                             мечом»; объясняют её проникновенность, красоту, простоту мелодии, мелодии наполненной глубиной чувств, преданной любви. Постоянно учащиеся вместе с учителем  приходят к выводу о народной песенной сокровищнице  (вспоминаем украинские народные песни, выученные на уроках музыкального искусства), которая шагает из столетия в столетие и смело находит себе место в музыке  XXI века.

Приложение 1,     Работая над 1-вым куплетом песни, учитель обращает  

слайд  12.               внимание на звуковерение легато, на дыхание, на фразировку,     дикцию. Ребята поют, а капелла. 

                                      

Приложение 1,      Продолжая вокально-хоровую работу, знакомимся с  песней

 слайд  13.               Л. Квинт «Здравствуй, мир!» и начинаем её разучивание.

 IV.  Заключительная часть урока:

Приложение 1,     1) Подведение итогов;

слайд  14.               2) Проверка знаний учащихся, на качество усвоения нового 

                                  материала.

 Приложение 1,       В конце урока на экране блиц-кроссворд.

слайд  15.                               

           Главный музыкальный герой «нашего урока»  –  наш современник  –  Йоганн Себастьян Бах! 

И. С. Бах «Токката и фуга ре минор». Л. Квинт «Здравствуй, мир!»

Скачать конспект (9.0 Kb)



Автор разработки: Ищенко Любовь Алексеевна

Учебный предмет: Музыка

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 1711 | Загрузок: 272 | Комментариев: 0

Ключевые слова: квинт, Бах

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»