Главная » Разработки уроков » Математика

Сочетательное и распределительное свойства умножения натуральных чисел

Цель: Закрепить навыки умножения натуральных чисел, переместительного   закона  умножения;

изучить сочетательное свойство умножения и  распределительное свойство умножения;

отрабатывать практические навыки умножения натуральных чисел;

содействовать воспитанию культуры общения, культуры письменной и устной математической речи;

воспитание интереса к изучению предмета;

формировать умение  работать в парах, умения оценивать друг друга и давать себе самооценку.

Тип урока: комбинированный

Оборудование и наглядность: ноутбук; мультимедийный проектор; экран; слайды, подготовленные с помощью Microsoft PowerPoint.

                                                                                    ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

слайды

Время

I

Организационный момент

Приветствие: Здравствуйте ребята. Откроем тетради, запишем число, классная работа, и тему нашего урока «Сочетательное и распределительное свойства умножения». Знакомит с целью и задачами урока. Проверяет готовность учеников  к уроку: наличие рабочих тетрадей, учебников,  письменных принадлежностей.

Записывают дату и тему урока в тетради.

слайд №1

3 минуты

II Актуализация опорных знаний и умений

 

а) Проверка домашней работы

Проверяет выполнение домашних  номеров:

398,    402,    406,   412.

Работа в парах.  Проговариваются ответы заданий.

 

2 минуты

 

 

б) Фронтальный опрос

 

 

 

 

  1.    1.Что значит умножить 23 на 4?
  2.     2. Как называют числа, которые           
  3.         перемножают?
  4.     3. Как называют результат  умножения?
  5.     4. Чему равно 1 • n?
  6.     5. Чему равно O • n?
  7.     6. Сформулируйте переместительное
  8.         свойство умножения.
  9.     7. В каких случаях можно опустить  знак
  10.         умножения?

Отвечают на вопросы учителя.

 

4  минуты

в)  Историческая пауза

Уильям Отред (Англия) ввёл знак умножения в виде косого крестика в 1631 году. Пьер  Эригон в 1634 году ввел символ «прямоугольник». Иоганн Ран ввел символ «звездочка» в  1659 году. Лейбниц заменил «крестик» на «точку» (конец XVII века).

Слушают и смотрят

слайд №3

слайд №2

1 минута

 

III

Изучение нового материала

 

а)  вводная беседа

 

 

 

   

       Ребята сели ровно.  Урок я начну с вопроса:

    « На  ваш взгляд, что самое ценное, чем

       может владеть человек  на Земле?

(      Этот вопрос волновал человечество всегда.

        Вот какой ответ дал известный учёный 

        Ал - Бируни:«Знание – самое

       превосходное из владений. Все стремятся

       к нему, само же оно не приходит»

        Пусть эти слова станут девизом нашего

        урока.

        Слушают учителя.

         Высказывают

         различные  ответы.  

Отвечают на вопросы

учителя.

 

1 минута

 

 

б)  сочетательное свойство

 

 

 

 

 

 

        Ребята. Открыли учебник на странице 116.

        Рассмотрим рисунок 130.

        Подсчитаем количество клеток тетради,

        расположенных в прямоугольнике.

        Произведения (5∙3)∙4=15∙4  и 5∙(3∙4)=5∙12

        имеют одно и то же  значение 60.   

        Значит,5∙(3∙4)=(5∙3)∙4.

        Это свойство умножения  называют

        сочетательным.

        С  помощью букв его записывают так:

               (а ∙ в )∙с = (а ∙ с)∙ в=( в ∙с) ∙ а

        Показывает  слайд№3

 

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Смотрят слайд№3.

Записывают в тетрадь сочетательный закон.

Читают формулу сочетательного закона на слайде №3 хором, повторяя за учителем.

слайд №3

3 минуты

 

в)  распределительное свойство

         Рассмотрим рисунок 131.

         Посчитаем количество клеток тетради,

         расположенных в прямоугольнике и в

         квадрате.

  (3+2)•3=3•3+3•2=9+6=15

Показывает слайд №4

   (a + b) • c = ac + bc = ac + bc

           (a - b) • c = a • c - b • c = ac – bc 

Слушают учителя. Отвечают на вопросы.

Смотрят слайд №4.

Читают формулы распределительного закона на слайде №4   хором, повторяя  за учителем.

слайд №4

2 минуты

Закрепление

 

        А теперь решаем № 432(1,3,5), 

         №434(1,3,5,7,9)

        (применение сочетательного свойства

          умножения)

№ 432(1),  434(1) один  ученик делает у доски задание и комментирует его решение.

Ученики пишут в тетрадях.

432(3,5),434(3,5,7,9) один  ученик делает на откидной доске, остальные ученики работают в парах.

 

5 минут

 

 

Физкультминутка

 

 

 

 

Проводит зарядку

        Поднимает руки класс - это "раз"

        Повернулась голова - это "два"

        Руки вниз, вперёд смотри - это"три"

        Руки в стороны по шире    развернули на

        "четыре"

       С силой их к плечам прижать –    это  "пять"

       Всем ребятам надо сесть –    это "шесть".

Делают зарядку.

 

1 минута

Закрепление

 

А теперь решаем №438(1,3,5),  440(1,4,6)

(на применение распределительного свойства умножения)

Ребята кто быстрее справляются с работой, делают дополнительно   №442(2),  448(1,2,3)

№ 438(1),  440(1) один  ученик делает у доски задание и комментирует его решение.

Ученики пишут в тетрадях.

438(3,5), 440(4,6) один  ученик делает на откидной доске, остальные ученики  работают в парах.

 

8 минут

Историческая

пауза

        Ребята!  Оказывается, существует способ

        перемножать числа и без знания таблицы

        умножения. Этот  способ  применялся  в

        обиходе Великорусских крестьян и

        унаследован ими от глубокой древности. 

        Давайте научимся ещё одному способу

       Умножения натуральных чисел, который

       использовали русские крестьяне и купцы.

        Показывает слайды №5 и №6.Поясняет,

        как делается умножение чисел.

Смотрят слайды №5, и№6 и решают (в парах)      пример     27•12=216+108=324

54        6

108       3(1)

216       1

слайд №5

слайд №6

3 минуты

IV Контроль уровня обученности

Графический диктант

А теперь ребята проедем графический диктант.

1. Числа, которые перемножают, называются множителями.

2. Произведение 5 • 37 и 37 • 5 не равны одному и тому же  числу.

3. Если один из множителей равен 0, то произведение  равно 0.

4. Чтобы найти неизвестный множитель надо произведение  разделить на известный множитель.

5. Равенство ab = ba выражает сочетательное свойство.

6.Если один из множителей увеличить в 5 раз, то  произведение увеличится в 5 раз.

7.  Если b – любое натуральное число и с = 1, то bc = b.

8.  Равенство 13 • y = 0 верно при любом значении y.

9.В выражении (a + 5) (b + 1) первым множителем является  (a + 5).

Слушают учителя, пишут ответ в виде графика.

Ответ:

 

 

3 минуты

V  Домашнее задание

 

 

Показывает слайд №7. Беседует с учениками, о том,  какое свойство умножения они будут применять при решении домашних номеров.

Открывают учебники и обсуждают выполнение домашней работы.

Записывают домашнее задание в дневники.

слайд №7

 

3 минуты

VI   Итог урока

Проводится в виде игры «Микрофон».

Задает вопросы:

       Урок прошел  быстро(медленно)?

За урок я   не устал(устал)?        

Мое настроение  стало лучше(стало хуже)?

Материал урока мне был интересен

(не интересен)?

Своей работой на уроке я  очень доволен

(не доволен?)

Домашнее задание мне кажется

       легким(трудным)?

 

 

2 минуты

 

 

         Голосуют, а один

         или  два ученика  дают

         аргументированный    

         ответ на   вопрос.

 

 

Выставление и обсуждение оценок

 

Комментирует,  кто,  какие оценки,   и  за какую работу на уроке  получили ученики.

Слушают комментарии учителя.

 

2 минуты

Выставление оценок в дневники

Выставляет оценки в дневники.

Получают оценки в дневники.

 

1 минута

Резерв времени

 

   

 

1 минута

           

Сочетательное и распределительное свойства умножения натуральных чисел

Скачать конспект (152.8 Kb)



Автор разработки: Перенчук Валентина Константиновна

Учебный предмет: Математика

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 1882 | Загрузок: 264 | Комментариев: 0

Ключевые слова: натуральные числа

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»