Главная » Разработки уроков » Литература

Урок литературы в 8 кл. по изучению поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Цели урока: - определение особенностей произведения; дать общее представление об эпохе правления Ивана Грозного; проанализировать содержание поэмы; оценить главного героя с позиции его нравственного выбора;

- развивать навык выразительного чтения поэтического текста; умение формулировать своё отношение к прочитанному;

- воспитывать интерес к историческому прошлому, стремление понять причины и значение поступка Калашникова

 

Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова; репродукции картин В.М. Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный» и «Старая Москва. Улица «Китай-города»; учебник.

 

Ход урока

I. Организационная работа.

II. Актуализация опорных знаний.

Экспресс-опрос по изученному материалу.

В каком городе родился М.Ю. Лермонтов? (Москва)
Кто занимался его воспитанием? (бабушка Е.А. Арсеньева)
Какими дарованиями был наделён поэт? (Прекрасно рисовал, играл на фортепиано и скрипке, увлекался математикой, шахматами, говорил на английском и немецком языках)
Куда в детстве возили М.Ю. Лермонтова для поправки здоровья? (На Кавказ) Просмотр слайдов презентации
Какое образование было у него? (Благородный пансион, два года обучения в Московском университете, школа гвардейских прапорщиков)
Узнайте произведения:    

«А он, мятежный, просит бури,   

Как будто в бурях есть покой!» («Парус»)
             

 «Забил снаряд я в пушку туго,   

    И думал: угощу я друга!    

Постой-ка, брат мусью!» («Бородино»)


 «Утром в путь она умчалась рано,   

  По лазури весело играя» («Ночевала тучка золотая…»)


 «И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим одета, как ризой, она» («На севере диком…»)
«Родник между ними из почвы бесплодной,   

Журча, пробивался волною холодной» («Три пальмы»)
        

«Я мало жил, и жил в плену,    

Таких две жизни за одну,     

Но только полную тревог 

Я променял бы, если б смог!» («Мцыри»)


     Кому посвящено стихотворение «Смерть поэта»? Что общего в судьбах двух великих поэтов? (Стихотворение посвящено А.С. Пушкину. Оба поэта пережили изгнание в ссылки, запрет произведений, оба погибли на дуэлях)

 

III. Сообщение целей и задач урока.

IV. Работа над текстом произведения.

 

1. Осмысление названия поэмы.

Учитель. Мы начинаем разговор о произведении, исключительном в творчестве М.Ю. Лермонтова. Особенным является уже само название, в котором поэт упоминает всех трёх главных героев, в то время как другие его поэмы названы очень лаконично «Корсар», «Боярин Орша», «Демон», «Мцыри» и т.д. Из двадцати поэм, написанных им, только в «Песне…» поэт обращается к давно минувшим временам. Свою поэму автор назвал «Песня…» Песня – один из популярных фольклорных и музыкальных жанров.

-Почему именно так поэт обозначил жанр своего произведения? (повествование идёт от имени гусляров, прославляющих давние времена и людей, оставшихся в памяти народа)

 

Вывод: Гусляры поют от имени народа и для народа. Именно этот народный дух и делает поэму особенно запоминающейся.

 

Учитель. В названии поэмы первым указано имя царя Ивана Васильевича. Послушаем сообщение историка (выступление заранее подготовленного ученика)

 

Историк. Иван IV (1533-1584 г.г.), прозванный в народе Грозным, был беспощадным правителем, стремящимся к укреплению государственной власти. Из рук главы церкви он в 1547 г. получил царскую корону во время особой церемонии – венчания на царство.

 

Учитель. Зрительно представить себе образ царя вам поможет репродукция картины В.М.Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный». Посмотрите: вытянутая по вертикали фигура царя занимает значительную часть полотна. Грозный стоит на ступеньках и смотрит как бы сверху вниз, что придаёт фигуре особую значимость и величие. Художник изобразил царя как человека сурового, решительного, непреклонного.

На второй репродукции с картины В.М. Васнецова «Старая Москва. Улица Китай-города» мы видим, как выглядела столица России в эпоху Ивана IV. Правда, название одного из столичных районов не имеет никакого отношения к Китаю. Старинное слово «кита» означает ограда, плетень. Вокруг московского Кремля, обнесённого высоким деревянным валом, на котором располагались вязки жердей, своеобразный заградительный плетень, со временем расположились торговые ряды, лавки, лотки, у которых скапливались горожане. Картина В.М.Васнецова даёт нам возможность перенестись в Москву ХVI  в., представить себе место, где разворачивались события, описанные в поэме.

Учитель. Вторым в названии поэмы указан молодой опричник. Что означает это слово? Послушаем комментарий историка.

 

Историк. Опричники – личная гвардия царя, осуществляющая казни, ссылки, террор, пользующаяся во времена Ивана Грозного особыми привилегиями. Опричнина – система мер, направленных на подавление феодальной раздробленности и укрепление государственной власти.

 

Учитель. Мы говорим о произведении, написанном в 1837 г., и невольно возникает вопрос: «Почему поэт обратился к событиям далёкого прошлого?» Год написания известен как год гибели А.С.Пушкина. В этом же году М.Лермонтов написал стихотворение «Дума» - размышление о современном поэту поколении, которое навело его на грустные мысли:

Печально гляжу на наше поколенье!

Его грядущее – иль пусто, иль тошно…

…Толпой угрюмою и скоро позабытой

Над миром мы пройдём без цели и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

Не видел поэт рядом с собой ярких личностей, вряд ли появились бы они и в ближайшем будущем: подавление восстания декабристов, усиление самодержавного гнёта заставили поэта оглянуться назад, к истокам зарождения царской власти. Именно там, в прошлом, увидел Лермонтов личность, которая не смирилась, не склонила безвольно голову, а наоборот, высоко подняв её, встала на защиту чести своей семьи. Речь идёт о купце Степане Парамоновиче Калашникове, чьё имя так же значится в заглавии поэмы. 

 

2. Работа над текстом произведения.

- Какова композиция поэмы? (Зачин, три части, концовка)

- Как бы вы озаглавили 1-ую часть поэмы («Пир у царя»)

- Каким изображён Иван Васильевич?

(Грозный царь весел, но недолго. Его возмущает поведение Кирибеевича, не разделяющего царскую радость)

-Каким представляется опричник в начале поэмы?

(Грустный, влюблённый, разочарованный, заслуживающий внимания и даже уважения)

-Почему же гусляры называют его «лукавым рабом»?

(Он не всё сказал царю, самое главное утаил, что его любимая – чужая жена)

-Почему он не сказал правду царю?

(Святость брака скреплена церковью, посягательство на святыню – тяжкий грех. И вряд ли бы царь стал поощрять поступки своего опричника)

-Зачитайте слова гусляров, оценивающих поступок Кирибеевича.

-Как бы вы озаглавили 2-ую часть поэмы? («В доме купца»)

- Какими словами автор создаёт тревожное настроение? (Описание неудачного торгового дня)

-Как описывается в поэме окончание торгового дня?

(Обычные ежедневные хлопоты купца, возвращение домой)

-Чем нарушен привычный уклад?

(Жена не встретила, стол не накрыт, свеча еле теплится)

-Какими словами встречает жену Калашников?

(Грубо, высказывает свои подозрения)

-А как отреагировала Алёна Дмитриевна?

(Упала в ноги к мужу, называет его «красным солнышком»)

-Какие чувства испытывает Алёна Дмитриевна?

(Стыд, гнев, обиду, возмущение)

-Что нового к характеристике Кирибеевича добавляет разговор купца с женой?

(Его хвастовство должностью и знатностью, стремление купить её внимание)

-Как оценивает поступок Кирибеевича Алёна Дмитриевна?

(Как оскорбление)

Найдите в тексте слова, подтверждающие ваш вывод. («Опозорил меня, осрамил меня»)

-С какой просьбой обращается Алёна Дмитриевна к мужу? (Зачитайте эти слова)

-Какое решение принимает Калашников?

(Обращается за помощью к братьям)

- Найдите слова Калашникова, обращённые к братьям. (Не только обида личная побудила Калашникова выйти на поединок. Кирибеевич оскорбил всю семью, он посягнул на святость семейных уз и Калашников чувствует свою правоту. Он готов биться насмерть и братьев призывает к тому же, но надеется, что по малолетству они ещё не накопили грехов и Господь их помилует)

-Что отвечают братья?

(Они согласны со старшим братом и готовы ему помочь)

-Как можно озаглавить 3-ю часть поэмы? («Кулачный бой»)

-С какого описания начинается эта глава? (с описания величия златоглавой Москвы и красоты зарождающегося дня)

-С какой целью собрались люди на площади?

(«Разгуляться для праздника, потешиться»)

-Какое обещание даёт царь будущим бойцам?

(«Кто побьёт кого, того царь наградит, а кто будет побит, тому Бог простит»)

-Как ведёт себя Кирибеевич перед боем?

(Хвастливо, пренебрежительно)

-Как вышел на поединок Калашников?

(Уважительно поклонился царю, церквям и собравшемуся народу)

-Долго ли длился поединок?

(Противники обменялись ударами. Калашников победил в бою)

-Как отнёсся царь к исходу боя?

(Царь не выполнил своего обещания и велел казнить победителя)

-Почему Калашников не объяснил царю причины своей ненависти к Кирибеевичу?

(Купец не хотел, чтобы о позоре его семьи узнал ещё кто-либо)

-Как народ оценил поступок Калашникова?

(В памяти народа купец остался «удалым молодцем». Никто не проходил равнодушно мимо его могилы:

«Пройдёт стар человек – перекрестится,

Пройдёт молодец - приосанится,

Пройдет девица – пригорюнится,

А пройдут гусляры – споют песенку»)

 

3. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель. Завершая разговор по теме нашего урока, давайте задумаемся ещё раз над прочитанным. Что наш современник может взять из читательских впечатлений в свой жизненный опыт? Подумайте и закончите предложение: «Сегодня на уроке я понял, что…»

Приводим некоторые высказывания:

«Безграничная власть делает человека жестоким»

«Чувство Кирибеевича к Алёне Дмитриевне, я считаю, было прихотью царского любимца, привыкшего к тому, что уме всё дозволено»

«Калашников своим поступком показал младшим братьям, как нужно защищать честь и достоинство своей семьи.»

«В сложных жизненных ситуациях мы всегда надеемся на самых близких. Как Алёна Дмитриевна на своего мужа и его братьев.»

«Нужно воспитывать в себе характер, чтобы уметь защищать себя и родных.»  

«Жестокость порождает жестокость. У Калашникова, к сожалению, не было другого способа отстоять своё право на честь и достоинство.»

 

V. Домашнее задание. Письменный ответ на один из вопросов:

Как, по-вашему, изменился бы ход событий, если бы…

…Кирибеевич рассказал царю всю правду?
…Купец объяснил Ивану Грозному, почему он посмел поднять руку на опричника?

Урок литературы в 8 кл. по изучению поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Скачать конспект (7.00 Mb)



Автор разработки: Медведева Нина Геннадьевна

Учебный предмет: Литература

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 2717 | Загрузок: 305 | Комментариев: 1

Ключевые слова: Лермонтов

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»