Главная » Разработки уроков » Литература |
Цели урока: - определение особенностей произведения; дать общее представление об эпохе правления Ивана Грозного; проанализировать содержание поэмы; оценить главного героя с позиции его нравственного выбора; - развивать навык выразительного чтения поэтического текста; умение формулировать своё отношение к прочитанному; - воспитывать интерес к историческому прошлому, стремление понять причины и значение поступка Калашникова
Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова; репродукции картин В.М. Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный» и «Старая Москва. Улица «Китай-города»; учебник.
Ход урока I. Организационная работа. II. Актуализация опорных знаний. Экспресс-опрос по изученному материалу. В каком городе родился М.Ю. Лермонтов? (Москва) «А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!» («Парус») «Забил снаряд я в пушку туго, И думал: угощу я друга! Постой-ка, брат мусью!» («Бородино»)
По лазури весело играя» («Ночевала тучка золотая…»)
Журча, пробивался волною холодной» («Три пальмы») «Я мало жил, и жил в плену, Таких две жизни за одну, Но только полную тревог Я променял бы, если б смог!» («Мцыри»)
III. Сообщение целей и задач урока. IV. Работа над текстом произведения.
1. Осмысление названия поэмы. Учитель. Мы начинаем разговор о произведении, исключительном в творчестве М.Ю. Лермонтова. Особенным является уже само название, в котором поэт упоминает всех трёх главных героев, в то время как другие его поэмы названы очень лаконично «Корсар», «Боярин Орша», «Демон», «Мцыри» и т.д. Из двадцати поэм, написанных им, только в «Песне…» поэт обращается к давно минувшим временам. Свою поэму автор назвал «Песня…» Песня – один из популярных фольклорных и музыкальных жанров. -Почему именно так поэт обозначил жанр своего произведения? (повествование идёт от имени гусляров, прославляющих давние времена и людей, оставшихся в памяти народа)
Вывод: Гусляры поют от имени народа и для народа. Именно этот народный дух и делает поэму особенно запоминающейся.
Учитель. В названии поэмы первым указано имя царя Ивана Васильевича. Послушаем сообщение историка (выступление заранее подготовленного ученика)
Историк. Иван IV (1533-1584 г.г.), прозванный в народе Грозным, был беспощадным правителем, стремящимся к укреплению государственной власти. Из рук главы церкви он в 1547 г. получил царскую корону во время особой церемонии – венчания на царство.
Учитель. Зрительно представить себе образ царя вам поможет репродукция картины В.М.Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный». Посмотрите: вытянутая по вертикали фигура царя занимает значительную часть полотна. Грозный стоит на ступеньках и смотрит как бы сверху вниз, что придаёт фигуре особую значимость и величие. Художник изобразил царя как человека сурового, решительного, непреклонного. На второй репродукции с картины В.М. Васнецова «Старая Москва. Улица Китай-города» мы видим, как выглядела столица России в эпоху Ивана IV. Правда, название одного из столичных районов не имеет никакого отношения к Китаю. Старинное слово «кита» означает ограда, плетень. Вокруг московского Кремля, обнесённого высоким деревянным валом, на котором располагались вязки жердей, своеобразный заградительный плетень, со временем расположились торговые ряды, лавки, лотки, у которых скапливались горожане. Картина В.М.Васнецова даёт нам возможность перенестись в Москву ХVI в., представить себе место, где разворачивались события, описанные в поэме. Учитель. Вторым в названии поэмы указан молодой опричник. Что означает это слово? Послушаем комментарий историка.
Историк. Опричники – личная гвардия царя, осуществляющая казни, ссылки, террор, пользующаяся во времена Ивана Грозного особыми привилегиями. Опричнина – система мер, направленных на подавление феодальной раздробленности и укрепление государственной власти.
Учитель. Мы говорим о произведении, написанном в 1837 г., и невольно возникает вопрос: «Почему поэт обратился к событиям далёкого прошлого?» Год написания известен как год гибели А.С.Пушкина. В этом же году М.Лермонтов написал стихотворение «Дума» - размышление о современном поэту поколении, которое навело его на грустные мысли: Печально гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль тошно… …Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдём без цели и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда. Не видел поэт рядом с собой ярких личностей, вряд ли появились бы они и в ближайшем будущем: подавление восстания декабристов, усиление самодержавного гнёта заставили поэта оглянуться назад, к истокам зарождения царской власти. Именно там, в прошлом, увидел Лермонтов личность, которая не смирилась, не склонила безвольно голову, а наоборот, высоко подняв её, встала на защиту чести своей семьи. Речь идёт о купце Степане Парамоновиче Калашникове, чьё имя так же значится в заглавии поэмы.
2. Работа над текстом произведения. - Какова композиция поэмы? (Зачин, три части, концовка) - Как бы вы озаглавили 1-ую часть поэмы («Пир у царя») - Каким изображён Иван Васильевич? (Грозный царь весел, но недолго. Его возмущает поведение Кирибеевича, не разделяющего царскую радость) -Каким представляется опричник в начале поэмы? (Грустный, влюблённый, разочарованный, заслуживающий внимания и даже уважения) -Почему же гусляры называют его «лукавым рабом»? (Он не всё сказал царю, самое главное утаил, что его любимая – чужая жена) -Почему он не сказал правду царю? (Святость брака скреплена церковью, посягательство на святыню – тяжкий грех. И вряд ли бы царь стал поощрять поступки своего опричника) -Зачитайте слова гусляров, оценивающих поступок Кирибеевича. -Как бы вы озаглавили 2-ую часть поэмы? («В доме купца») - Какими словами автор создаёт тревожное настроение? (Описание неудачного торгового дня) -Как описывается в поэме окончание торгового дня? (Обычные ежедневные хлопоты купца, возвращение домой) -Чем нарушен привычный уклад? (Жена не встретила, стол не накрыт, свеча еле теплится) -Какими словами встречает жену Калашников? (Грубо, высказывает свои подозрения) -А как отреагировала Алёна Дмитриевна? (Упала в ноги к мужу, называет его «красным солнышком») -Какие чувства испытывает Алёна Дмитриевна? (Стыд, гнев, обиду, возмущение) -Что нового к характеристике Кирибеевича добавляет разговор купца с женой? (Его хвастовство должностью и знатностью, стремление купить её внимание) -Как оценивает поступок Кирибеевича Алёна Дмитриевна? (Как оскорбление) Найдите в тексте слова, подтверждающие ваш вывод. («Опозорил меня, осрамил меня») -С какой просьбой обращается Алёна Дмитриевна к мужу? (Зачитайте эти слова) -Какое решение принимает Калашников? (Обращается за помощью к братьям) - Найдите слова Калашникова, обращённые к братьям. (Не только обида личная побудила Калашникова выйти на поединок. Кирибеевич оскорбил всю семью, он посягнул на святость семейных уз и Калашников чувствует свою правоту. Он готов биться насмерть и братьев призывает к тому же, но надеется, что по малолетству они ещё не накопили грехов и Господь их помилует) -Что отвечают братья? (Они согласны со старшим братом и готовы ему помочь) -Как можно озаглавить 3-ю часть поэмы? («Кулачный бой») -С какого описания начинается эта глава? (с описания величия златоглавой Москвы и красоты зарождающегося дня) -С какой целью собрались люди на площади? («Разгуляться для праздника, потешиться») -Какое обещание даёт царь будущим бойцам? («Кто побьёт кого, того царь наградит, а кто будет побит, тому Бог простит») -Как ведёт себя Кирибеевич перед боем? (Хвастливо, пренебрежительно) -Как вышел на поединок Калашников? (Уважительно поклонился царю, церквям и собравшемуся народу) -Долго ли длился поединок? (Противники обменялись ударами. Калашников победил в бою) -Как отнёсся царь к исходу боя? (Царь не выполнил своего обещания и велел казнить победителя) -Почему Калашников не объяснил царю причины своей ненависти к Кирибеевичу? (Купец не хотел, чтобы о позоре его семьи узнал ещё кто-либо) -Как народ оценил поступок Калашникова? (В памяти народа купец остался «удалым молодцем». Никто не проходил равнодушно мимо его могилы: «Пройдёт стар человек – перекрестится, Пройдёт молодец - приосанится, Пройдет девица – пригорюнится, А пройдут гусляры – споют песенку»)
3. Подведение итогов урока. Рефлексия. Учитель. Завершая разговор по теме нашего урока, давайте задумаемся ещё раз над прочитанным. Что наш современник может взять из читательских впечатлений в свой жизненный опыт? Подумайте и закончите предложение: «Сегодня на уроке я понял, что…» Приводим некоторые высказывания: «Безграничная власть делает человека жестоким» «Чувство Кирибеевича к Алёне Дмитриевне, я считаю, было прихотью царского любимца, привыкшего к тому, что уме всё дозволено» «Калашников своим поступком показал младшим братьям, как нужно защищать честь и достоинство своей семьи.» «В сложных жизненных ситуациях мы всегда надеемся на самых близких. Как Алёна Дмитриевна на своего мужа и его братьев.» «Нужно воспитывать в себе характер, чтобы уметь защищать себя и родных.» «Жестокость порождает жестокость. У Калашникова, к сожалению, не было другого способа отстоять своё право на честь и достоинство.»
V. Домашнее задание. Письменный ответ на один из вопросов: Как, по-вашему, изменился бы ход событий, если бы… …Кирибеевич рассказал царю всю правду? |
Автор разработки: Медведева Нина Геннадьевна Учебный предмет: Литература Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 2717 | Загрузок: 305 | Комментариев: 1 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |