Главная » Разработки уроков » Литература

«Рассказы Черного Волка». Конспект урока по изучению творчества Э.Сеттона-Томпсона

Цель: познакомить учащихся с широтой диапозона творческой личности канадского писателя, помочь понять не только своеобразие таланта Сеттона-Томпсона, но и мотивы и цель еготворчества, создания его произведений, через художественный анализ из одного из рассказа «Лобо». Продолжить работу по развитию речи, по выразительному чтению, стимулировать воссоздающего поколения любовь к братьям нашим меньшим.

Тип урока: интегрированный урок

Оборудование:

1.Портрет А. Сеттон – Томпсона

           2.Учебник

3.Иллюстрация к рассказу

           4.Запись музыки

Ход урока.

Организационный момент (тему, цель урока).
Основная часть урока.

1.Выступление учителей  литературы, рисования, биологии.

(см. конспект урока).

Учитель литературы

    Ребята представьте, что вы получили письмо, в котором прочитали такие слова: «Люд и звери, мы - дети одной матери – природы», а подписи нарисован след волка. Чтобы это могло значить? Могли это написать Черный Волк? Нет? Потому что не умеют, а Черный Волк умел. Он написал множество рассказов о животных, которые читают во всех странах мира. Ведь Черный Волк - человек. Такое имя дали канадские индейцы своему другу-писателю, художнику и натуралисты Эрнесту Сетону-Томпсону. Родился Сетон-Томпсон в 1860 году в Англии, но детство и юность прошло его в Канаде, куда после его рождения переехала вся семья. С ранних лет Эрнест хотел стать натуралистом. Украдкой от отца который считал выбор сына наивным и глупым, мальчик наблюдал за повадками животных птиц. На заработанные своими руками деньги покупал книги о лохматых и пернатых любимцах своих, выписывал самое интересное в тетрадь, вел собственный дневник наблюдения. Однажды Эрнест увидел в книжной лавке прекрасно изданный справочник «Птицы Канады». Стоила книга целый доллар! Отец никогда бы не дал денег на приобретение такой, как он говорил, «чепухи». Надо было заработать их самому. Целый месяц мальчик рубил и складывал поленницы во дворе богатого фермера. А когда узнал, что заработанных денег все еще не хватает до заветной суммы, стал ловить насекомых  для коллекции приехавшего в Канаду англичанина. И вот желанная книга у него в руках. Со страниц смотрели на Эрнеста удивленные и озабоченные птицы.  «Я седьмом небе от счастья»,- вспоминал этот день через много лет Сетон-Томпсон в своей автобиографии.

 Учитель зоологии.

     Произведения канадского писателя могут быть своеобразным пособием для юных натуралистов: они настоящая энциклопедия лесной жизни для тех, кто любит и готов защищать природу и ее творение, особенно животных и птиц.

Отметим такие их них: «Дикие животные. Как я их знаю» (1898), «Биография гризли» (1900), «Жизнь гонимых» (1901), «Животные герои» (1906), «Биография серебристой лисицы» (1909) …

     Его перу принадлежат книги, написанные в жанре приключенческого романа: «Маленькие дикари, или Повесть о том, как два мальчика вели в лесу жизнь индейцев и чему они научились (1911).

     «Я убежден,- писал Сетон-Томпсон, - что каждое из … животных представляет собой драгоценное наследие, которое мы вправе отдавал на мучения наших детей».

     Правдиво и точно описывал известный натуралист  повадки и поведение птиц и зверей. Кому, как не ему, было знать их жизнь! За исследование в области зоологии он получил в Канаде должность «государственного журналиста». А за научные труды был удостоен высокой награды, присуждаемой в США,- золотой «Элиот».

     Учитель рисования.

     Кроме интересов к зоологии и литературы, с детских лет Сетон-Томпсона было увлечение живописью. Мир знает его и как талантливого художника – анималиста. Отец рано обнаружил способности сына к рисованию. «Что такое быть натуралистом? Чепуха! Разве это профессия? – думал он, отдавая мальчика учится мастерству живописца у живущей неподалеку художницы. – Писать картины и продавать их - вот дело, заслуживающее внимание!» Старшему Сетону-Томпсону и в голову не приходило, что можно сочетать интерес к миру животных и талант художника. Юный Эрнест доказал, что это возможно. Первой картиной, написанной мальчиком маслом, был портрет ястреба. Эту птицу как, впоследствии и других зверей и пернатых, Сетон-Томпсон рисовал с натуры. Художественное образование Эрнест получил в Торонском колледже искусств и в Лондонской школе живописи и культуры при Королевской академии. Любимым местом его прогулок и занятий живописью становятся  зоосад. В Лондоне, а затем в Париже, где Сетон-Томпсон совершенствовал свое ремесло, посещая зверинцы, он рисовал любимых птиц и животных. Быть может, тогда и возникла у него идея сопровождать свои рассказы о животных рисунками на полях книги. Рисовал он героев своих произведений с большой любовью, теплотой и юмором. Многим современникам писателя не нравились эти иллюстрации. Они обвиняли его в желании очеловечить четвероногих обитателей леса, утверждали, что изображения зверей, сделаны рукою художника – натуралиста, передают их настроение, чувства, а чувствами, дескать, животные обладать не могут. Тем не менее Сетон-Томпсон оставался верен себе. Известные натуралисты Альфред Брем, Бернгард Гржимек, Джеральд Даралл, Джой Адамсог в своих исследованиях о мировой фауне подтвердили его наблюдения.

Учитель литературы.

     Рассказы Сетон – Томпсона о животных полны драматических событий и часто имеют трагический конец. Писатель восторгается «характерами» своих героев, замечая в них то, что казалось бы, должно быть присуще только людям. Предпочитая смерть неволе, погибает дикая лошадь в рассказе «Мустанг – иноходец».  Рискуя жизнью, спасает от своры собак свою серебристую подругу сил Домино (повесть «Домино»). Защищая хозяина, бросается на огромного медведя – гризли крохотная собачка («Глупый Билли»). Бесстрашно ведет себя куропатка, уводя за собой лисицу, пришедшую разорить гнездо и погубить птенцов («Красношейка»). Умирает от тоски вожак волчьей стаи Лобо, потерявший подругу-волчицу Бланку («Лобо»).

     Рассказ о волке «Лобо», пожалуй, одно из лучших произведений Сетона-Томпсона  и уж наверняка лучший рассказ из его «волчьего» цикла, в который кроме «Лобо», входя «Виннипегский волк», «Бедлендский Билли, или Волк-победитель», «Тито. История луговой волчицы».

     Учитель рисования.

     Рассказ «Лобо» пользовался особой любовью писателя. Не случайно он изобразил героя этого произведения на картине, получившей название «Лобо - король волков»(1893)

     Учитель зоологии.

     Поскольку речь в рассказе Сетон-Томпсона пойдет о волке, давайте вспомним, что собой представляет  это животное с точки зрения зоологии. Волк (Canislupus) –хищное млекопитающее семейства  псовых. Длина тела 60-70 кг, но это бывает исключительно редко. Самки немного мельче самцов. Распространен волк в Европе, Азии и Северной Америке. Говорят: «Волка ноги кормят». Как правило,  стая волков занимает «охотничий район» площадью до 400 кв.км. За сутки волки пробегают 180-200 км.

     Б.И. Разумовский в книге «Охота на волка» пишет: «Передвигаются они разным аллюром. Обычно идут рысью, на которой звери неутомимы. К добыче волки подкрадываются шагом. От опасности уходят карьером,  развивая скорость до 85 км в час (М, 1981. – С. 5).

     Следует отметить, что волк – животное моногамное: самец и самка образуют семью раз и навсегда, только гибель одного из них заставляет другого искать себе пару. Вместе они воспитывают волчат, вместе учат их охотиться, оберегают от опасности. Зоологи считают волков умными хищниками. Большой урон наносят волки скотоводству и  охотничьему хозяйству. Люди вынуждены регулировать численность волков на той или мной территории. Однако они должны не забывать, что в природе должно быть строго определенное число хищников. Поэтому охоту на волка необходимо вести, опираясь на рекомендации биологов. «Если численность животных ниже критической, они постепенно исчезают, что уже случилось со многими видами. Вспомним тасманского сумчатого волка, скалистого голубя и т.п» (Там же, - с.61).

     Учитель литературы.

     Сюжет рассказа «Лобо» незамысловатый. В скотоводческой области, называемой Куррумпо, в краю «богатых пастбищ» и «огромных стад», появилась стая волков, вожаком которой был старый Лобо. Стая была невелика. Тем не менее она приводила в ужас владельцев стад своей дерзостью и опустошительными набегами.

     Дерзкие и стремительные набеги этой стаи заставали врасплох скотоводов и заканчивались, как правило, легкой победой волков и отчаянием ковбоев, не сумевших уберечь своих коров и овец. Охотники, изъявившие желание помочь жителям Куррумпо, как ни старались, не могли  уничтожить хищников. Их охотничья хитрость,  житейский опыт оказывались пустым звуком: всякий раз Лобо обходил расставленные капканы, пренебрегал искусно разбросанными отравленными приманками. Волчий ум, казалось, ни в чем не уступая, породил суеверие. Местные жители назвали старого Лобо оборотнем. И все-таки развязка подтвердила верховенство людей над миром природы. Непобедимый Лобо был повержен. Скотоводы Куррумпо облегченно вздохнул. Охотник, поразивший матерого, получил обещанную премию. Вот и все. Чего уже проще. Но простота сюжета усиливает психологизм рассказа, его драматическую напряженность. Противоборство человека и волка, заканчивающееся гибелью хищника, вызывает у читателя не, казалось бы, единственно нормальное для человека чувства восхищения смелостью и умом охотника, а совершенно неожиданное чувство жалости к волку.

     «Меня осыпали горькими упреками за то, что я убил Лобо, - вспоминал Сетон-Томпсон,  – а гласное за то, что я –к великому горю мягкосердечных читателей – подробно рассказал о Лобо. На чьей стороне – на стороне человека, убившего Лобо, или на стороне этого благородного четвероного, окончившего свои дни так же, как прожил их: с полным достоинством, безбоязненно, мужественно?»  Ясно, то писатель этих упреков не примет: его задача выполнена.

 Итак, Сетон - Томпсон признает, что в его авторскую задачу входило вызвать сочувствие к хищнику, волку, одно упоминание о котором на протяжении веков порождало у человека только желание схватить ружье и стрелять до тех пор, пока в округе не останется ни одного представителя этого вида животных.

     Чем же обусловлен замысел Сентона – Томпсона? Оправдан ли он? Не оказался ли писатель в плену собственно нелепой фантазии? На эти вопросы мы и попробуем сегодня дать ответ.

     Начать его следует с задания для учащихся: найти в тексте описание вожака стаи («волчий портрет») и фразы, характеризующие его как высокоодаренную особь, возвышающуюся над средним уровнем данного биологического вида.

     Ученики.

«Старый Лобо был гигантский вожаком стаи серых волков, опустошавших долину Куррумпр в течении долгих лет».
«Старый Лобо был волк-великан, а его хитрость и сила соответствовали его росту».
«Лобо не хотел водить большую стаю, а может быть, ее увеличению препятствовал свирепый нрав».
«Один из них, помощник Лобо, был настоящим гигантом. Но даже он уступал Лобо в силе и проворстве».
«Его тонкое чутье давало ему возможность тотчас же обнаружить прикосновение человеческих рук и присутствие отравы и оберегать стаю».
«Старый Лобо хорошо умел выбирать местность».
«Всего в какой-нибудь тысяче ярдов от дома Лобо со своей подругой устроили логовище и вырастили детенышей».
«Я быстро напал на следы напал на следы стаи, которую вел Лобо, - его след всегда можно было легко отличить, так как он был значительно крупнее следа обычного волка».
«Я поехал дальше по его следу и увидел, что третья приманка тоже исчезла, а след вел дальше, к четвертой. И тут я убедился, что Лобо не проглотил ни одной из них, а только тащил их в своей пасти и затем, сложив в кучу, загрязнил их нечистотами, чтобы выразить свое полное презрение к моей хитрости».
«Старый Лобо, «волк-оборотень», знал не хуже пастухов, что моральную силу стада составляют именно козлы…».

         Учитель литературы.

     Давайте теперь составим «портрет» героя рассказа Сетон – Томпсона. Лобо – сильный, умный. Расчетливый и хитрый хищник. Он безошибочно находит выход из самых сложных и опасных ситуаций. Он – необычный волк. Его способности поражают воображения людей. Именно поэтому они называют его оборотнем. Лобо – лидер, вожак. Он деспотически управляет стаей, его свирепый нрав внушает страх его страстная привязанность к своей подруге – волчицы Бланке. Но об этой слабости разговор впереди. А сейчас почитаем отрывок из рассказа, который подтверждает: Лобо – как щедра и богата природа, какими совершенными могут быть ее создания и как наивны мы, что наше превосходством над всеми другими существами, живущими на Земле, абсолютно.

     Лобо отправился по тропинки и находился уже между двумя параллельными рядками капканов, когда заметил единственный капкан спрятанный на самой тропинке. Он остановился вовремя. Как и почему он догадался, в чем дело, я не знаю. Во всяком случае, Лобо не свернул ни вправо, ни влево, а медленно и осторожно попятился, стараясь ставить каждую лапу на свой прежний след, пока не выбрался из опасного места. Затем обойдя капканы с другой стороны, он стал скрести задними ногами камни и комья земли, пока не захлопнул все капканы. Тоже самое, он проделал о многих других случаях и как не разнообразил я свои способы, он всегда уходил невредимым.

     Хотелось бы знать, не преувеличил ли писатель возможности своего героя? Действительно ли волки столь умные животные? Мы привыкли восхищаться биологическими возможностями обезьян, дельфинов, но чтобы волки… Принято считать, что в сказках отражены наблюдения человека за явлениями природы, поведением животных. Почему же тогда в обители леса, лиса, представляет перед нами существом хитрым, изворотливым, предприимчивым?

Учитель зоологии.

     Сказка – плод фантазии. А фантазия часто желаемое выдает за действительное. Веками люди боялись волков и удивлялись их исключительным способностям. Это, кстати, отражено в мифах различных народов мира. Вспомним хотя бы исландские саги или римскую легенду о волчице, которая вырастила Ромула и Рема, основателей Рима…  Что же касается наблюдений ученых – натуралистов, то они почти абсолютно совпадают с описанием поведения и повадок волка в рассказе Сетон – Томпсона. Обратимся к «Жизни животных», великолепной книге немецкого натуралиста Альфреда Брема: «В сказках и баснях волк изображается дурковатым существом, которое постоянно дает себя перехитрить и обмануть лисе, но этот образ вовсе не соответствует действительности, так как в хитрости, лукавстве, умение притворяться и осторожности волк нисколько не уступает лисице и скорее во многом ее превосходит. В большинстве случаев он умеет прекрасно приноровиться к обстоятельствам, своим поступки обдумывает  и умеет найти из затруднительного пожелания».

         И еще о волке из той же книги: «Он старается обмануть свору собак, обнаруживая  при этом большую осторожность и хитрости, и не теряет присутствие духа даже тогда, когда за ним гонятся. Его зрение, слух и обоняние одинаково хорошо развиты. Утверждают, что он не только хорошо чует следы, но даже слышит запах на больше расстояние».

     Учитель литературы.

     Что ж – поверим и Брему, и канадскому писателю. И вернемся к тексту произведения, а точнее к его финалу. Он трагичен. «Король  волков», мудрый и непобедимый Лобо обманут и побежден. Что погубило Лобо? Его погубило Чувство, которое, как считалось долгое время, может быть присуще только человеку, -  что-то среднее между заботой и предмете любви и преданностью.

     Вероятно, он и до сих пор продолжал бы свои опустошения, если бы не злополучная привязанность, которая привела его к гибели и прибавила его имя к длинному списку героев, которое в одиночку были непобедимы и погибали лишь из-за неосторожности товарища, которому доверяли.

     Кто же овладел сердцем Лобо? Кому он позволял нарушать существующий тысячелетиями «волчий» закон – нельзя обгонять вожака стаи, нельзя пренебрегать «авторитетом» матерого? Это была красивая белая волчица, которую «мексиканцы назвали Бланкой», его подругу, его «волчья» привязанность.

    По некоторым признакам, - пишет натуралист, - я заметил, что в стае Лобо происходит что-то странное. Например, временами следы показывали, что впереди старого вожака бежал другой небольшой волк. Для меня это было непонятно. Но как – то раз один из ковбоев сказал мне:

- Я видел их сегодня. Бежит впереди и своевольничает Бланка.

     Неосторожность Лобо, основанная на его редком для животного чувстве, была единственной возможностью наказать его за дерзкие набеги на стада ковбоев, и охотник воспользовался ей.

     Привязанность Лобо к волчище Бланке превзошла ожидания охотника. Он переживал ее гибель с тоской и отчаянием, свойственным, пожалуй, только разумному существу.

     Весь этот день мы слышали его жалобный вой, и я сказал одному из ковбоев:

- Теперь я уже не сомневаюсь, что Бланка действительно была его подругой.

     К вечеру Лобо, очевидно, направился к нашему ущелью, так как его голос звучал все ближе и ближе. В этом голосе слышалось горе. Он выл не яростно, как прежде, а протяжно и жалобно. Он как бы звал свою подругу: «Бланка, Бланка!» И в конце концов он, должно быть, напал на наш след и, когда достиг этого места, где она была убита, издал душераздирающий жалобный вой..

     Раньше я никогда не думал, что мне так тяжело будет слушать его. Даже суровые ковбои удивлялись этому горестному вою.

     Учитель зоологии.

     Следует заметить. Что в «Жизни животных» Альфреда Бреда, к который мы уже обращались, волк все-таки отличается от сетон-томпсоновского. Брем полагал, что этот хищник не может сравниться с существами благородными, которых человек приблизил  к себе.

     «Волку свойственны многие качества собаки,- писал Альфред Брем. - Он точно также силен и настойчив, внешние чувства у него также хорошо развиты и замечается та же понятливость. Но свойства эти имеют одностороннее развитие. И более кажется мне благородным, чем собака, без сомнения только потому, что на его воспитание не влияет человек» (С. Пб., 1900. – С. 267)

     Учитель рисования.

     Мне думается, что по части знания повадок поведения волков Сетон-Томпсон опережает многих натуралистов, в том числе и Брема, в начале нашего урока речь шла о том, что вместо подписи канадский писатель часто в конце письма рисовал волчий след? Но это еще не все. Иногда он подписывал свои послания таким образом: «Волк Томпсон». Бесспорно, это связано с именем, которое дали ему канадские индейцы «Черный Волк», но согласитесь, что и подпись и прозвище говорят и об особом интересе Сетон-Томпсона к серым хищникам. Более того, есть подтверждение, что он питал к ним симпатию как художник.

     «Волки всегда были любимой темой моих рисунков»,- писал автор рассказов о животных. Этой теме Сетон—Томпсон посвятил целые полотна. Одно из них –«Погоня (1895) было широко известно и неоднократно выставлялось в художественных салонах. Передавая в письме сюжет картины, художник писал: «Лес, по свежему пути мчатся сани, а позади за ним гонится стая из двенадцати волков».

     Президент США Теодор Рузвельт, страстный охотник, увидев эту работу, воскликнул в восхищении: «Я еще не видел картины, где бы так прекрасно изображены были волки!».

     Учитель литературы.

     Наблюдая трагедию старого Лобо, люди невольно проникаются к нему сочувствием. И рассказчик хочет передать это настроение читателям, заронить в их сердца сомнения: всегда ли прав человек, посягая на жизнь животного, даже такого опасного, как волк. Гроза скотоводов Куррумпо, Лобо, становится вдруг беспомощным и беззащитным. Допуская ошибку за ошибкой, забыв о страхе, одолев казалось бы неодолимую власть инстинкта самосохранения, он «не переставал искать любимую» и попал в капкан, увидеть и обезвредить который раньше не представляло для него никакой трудности.

     Пойманный охотником, Лобо продолжал оставаться опасным. Можно было ожидать, что он будет воем призывать на помощь свою разбежавшуюся стаю. Но, окончательно убедившись, что Бланка погибла, он не только не пытается вырваться из плена, но и отказывается от пищи, которую поставил возле него охотник. Неволе и разлуке с любимой Лобо предпочёл смерть. И это было так неожиданно, так противоречило представлению о животных, что потрясло Сетон – Томпсона и побудило его написать рассказ об этом грозном представителе американской фауны.

     О зверях и птицах писали и до Сетон – Томпсона. Но, как правильно заметил сам писатель, «были известны только басни, сказки о животных и такие рассказы, где животные разговаривают и ведут себя, словно люди, переодетые в шкуры зверей». Канадский журналист стал первым, кто писал исключительно о самих животных.

     Учитель зоологии.

     Их поведение вытекало из присущих им повадок, биологических особенностей, зависело от ареала, среды обитания. По словам Сетон– Томпсона, его произведения имели в основе своей подлинные факты, которые нашли отражение в его дневниках наблюдения.

     Учитель истории.

     Во имя чего писал свои рассказы писатель? Безусловно, во имя защиты животных от человеческой жестокости, варварского истребления, губительных последствий вмешательства людей в их популяцию. Персонажи Сетон– Томпсона в один голос взвывают к разуму человека. Даже самая черствая душа после общения с его книгами должна проникнуться чувством сострадания и жалости к меньшим нашим братьям. Мысль писателя, проходящая красной нитью через все его произведения, выражена словами охотника Яна из рассказа «По следам оленя», обращенных к гордому красавцу с  «великолепными ветвистыми рогами»: «Долго же мы были врагами: я был преследователем, ты – жертвой. Но теперь всё переменилось. Мы смотрим в глаза друг другу, мы дети одной матери – природы. Мы не можем поговорить, но мы можем понять друг друга без слов. Теперь я понимаю тебя, как раньше никогда не понимал. И я уверен, что ты понял меня. Жизнь твоя в моих руках, но ты уже не боишься меня… Никогда моя рука не поднимется, что бы убить тебя. Мы – браться, прекрасное создание, только я старше и сильнее тебя. И если бы сила моя могла всегда оберегать тебя, ты никогда не знал бы опасности. Ступай, без страха броди по лесным холмам – никогда более не стану я преследовать тебя.»

ІІІ.Итоги урока.

Ø Какой эпизод из жизни юного Сетон – Томпсона произвёл на вас наибольшее впечатление и почему?

Ø Во имя чего создавал свои произведения канадский писатель?

Ø Что означает понятие «художник – анималист»?

Ø Как Сетон – Томпсон, обладавший талантом художника – анималиста, использовал его в своей писательской работе?

Ø На чьей стороне ваши читательские симпатии – на стороне волка Лобо или охотника?

Ø Соответствует ли описание повадок и поведение волка в рассказе Сетон–Томпсона сложившимся представлениям о нем в науке о животных?

Ø Известны ли вам произведения других отечественных и зарубежных писателей натуралистов?

Ø Есть ли в вашем доме уголок живой природы? Приходилось ли вам защищать наших меньших братьев, помогать им?

lV. Домашнее задание.

     Написать рассказ о животном. В основу его должны быть положены подлинные факты. Рассказ может сопровождаться собственными иллюстрациями. Предшествовать вашему сочинению должна информация об этом виде животных, выписанная из зоологического справочника, журнала “ Юный натуралист “ или других изданий.

«Рассказы Черного Волка». Конспект урока по изучению творчества Э.Сеттона-Томпсона

Скачать конспект (22.1 Kb)



Автор разработки: Вихрицкая Ольга Константиновна

Учебный предмет: Литература

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 1873 | Загрузок: 222 | Комментариев: 0

Ключевые слова: Сеттон-Томпсон

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»