Главная » Разработки уроков » Литература

Методико-практические аспекты занятия по творчеству Б. Пастернака

Цель данного занятия многогранна: познакомить студентов с основными этапами жизненного и творческого пути Б. Л. Пастернака, особенностями его поэзии и прозы, духовным обликом, нравственными позициями.

Обращаясь к творчеству Б. Л. Пастернака, следует помнить о том, что его поэзия неразрывно связана с музыкой, поэтому хорошо начать занятие синтезом музыки и звучащего слова – это задаст нужный эмоциональный настрой.

Например, на фоне одного из этюдов Ф. Шопена (столь любимых Б. Пастернаком) или отрывков из произведений А. Скрябина («божества» поэта), прочитать в сокращении главу «Детство» из поэмы «Девятьсот пятый год».

Затем дать небольшой комментарий о детстве и юности поэта. Рассказывая об отце, художнике Леониде Осиповиче Пастернаке, желательно показать его иллюстрации к произведениям Л. Н. Толстого.

Необходимо акцентировать внимание студентов на творческом пристрастии Бориса Леонидовича к музыке (мать – известная пианистка, ученица А. Рубинштейна; с 13 лет Борис занимается музыкальным сочинительством), философии (в Марбургском университете молодому москвичу предлагали докторантуру), поэзии (первые шаги – с футуристами).

Вехи литературного пути – книги стихов «Поверх барьеров», «Сестра моя - жизнь», «Темы и вариации», «Второе рождение», поэмы «Девятьсот пятый год», «Лейтенант Шмидт», роман в стихах «Спекторский», повесть «Детство Люверс», переводы В. Шекспира. В. Гете, Т. Шевченко, И. Франко, грузинских поэтов, роман «Доктор Живаго».

Обратить внимание на нравственные принципы Б. Л. Пастернака. Каковы они? Отношение Бориса Леонидовича к долгу писателя?

Ответы на эти вопросы - в докладе Н. Бухарина о поэзии на І съезде советских писателей («Литературная газета» № 45 от 9.11.1988 г., ст. И. Эвентова «Спор о поэзии и суд истории»).

Уже само по себе заглавие статьи – проблема.

Можно предложить для обсуждения положения доклада, где сравнивается творчество двух поэтов – Д. Бедного и Б. Пастернака. Чрезвычайно высоко оценив вклад Д. Бедного в революционную поэзию,   Н. Бухарин добавил: «Нам кажется, что теперь поэт не учитывает всех огромных перемен, невероятного роста культуры, усложнения ее, роста ее содержательного богатства… Он берет новые темы, а все остальные остается почти старым.  Поэтому он устаревает, и здесь лежит для него явная  опасность».

«Пастернак, по словам Н. Бухарина, – это «один из замечательнейших мастеров стиха в наше время, нанизавший на нити своего творчества не только целую вереницу лирических жемчужин, но и давший ряд глубокой искренности революционных вещей».

В ходе дискуссии Д. Бедный упрекает докладчика в «склонности к бисквитам» и заявляет, что, делая ставку на Б. Пастернака, Н. Бухарин культивирует «поэтический Торгсин для сладкоежек».

Б. Пастернак же предостерегает: «Не жертвуйте лицом ради положения».

Выводы: история подтвердила правоту оценок Н. Бухарина; советская поэзия не может сводиться к агитке, поэтическое искусство должно быть богато и многообразно; нравственная позиция Б. Пастернака – честность, порядочность, благородство.

Еще один пример в качестве подтверждения данной мысли – отношение Бориса Леонидовича к творчеству В. Маяковского. Вначале – одобрительное, затем, в период ухода В. Маяковского в агитационную поэзию, сочувственно-жалостливое.

В качестве иллюстрации звучит стихотворение «Смерть поэта».

Следует обратить внимание на то, что уже с 30-х годов Б. Л. Пастернаку (плата за нравственность) приклеивают ярлыки: идеалист, отщепенец, внутренний эмигрант.

Борис Леонидович мечтает написать «завещание миру» - роман «Доктор Живаго». 50-е годы – время работы над романом. Жизнь писателя и роман зачастую сливаются воедино.

(Зачитать отрывки из ст. А. Аловой «Роман летел к развязке». Журнал «Огонек», № 37, 1988 г.).

Следует подчеркнуть – к 5-ти годам лагерей была приговорена                            О. Ивинская, являющаяся прототипом Лары в романе «Доктор Живаго». Это был приговор за любовь О. Ивинской к Б. Пастернаку, от нее требовали доказательств его якобы антисоветской деятельности.

Зачитать из цикла «Стихотворения Юрия Живаго»: «Объяснение», «Не плачь, не морщь опухших губ…», «Душа моя, печальница…».

1958 год. Писателю присуждена Нобелевская премия. В Советском Союзе началась открытая травля писателя.

Почему? Ответ можно найти в воспоминаниях Евгения Евтушенко, возглавлявшего в то время комсомольскую организацию Союза писателей. (Евгений Евтушенко ст. «О премии Борису Пастернаку». Журнал «Новое время», № 1, 1988 г.).

Борис Леонидович предостерегал: «Я знаю, что под давлением общественности будет поставлен вопрос о моем исключении из Союза писателей. Я не ожидаю от вас справедливости. Вы можете меня расстрелять, выслать, сделать все, что вам угодно, и я вас заранее прощаю. Но не торопитесь. Это не прибавит вам ни счастья, ни славы. И помните, что через несколько лет вам придется меня реабилитировать. В вашей практике это не в первый раз». Все здесь предсказано точно, кроме сроков литературной реабилитации, для которой, увы, понадобились не годы, а десятилетия. Лишь 19 февраля 1987 года секретариат  правления Союза писателей СССР отменил постановление 1958 г. об исключении Б. Л. Пастернака из членов СП СССР.

9 декабря 1989 г. в Стокгольме медаль лауреата Нобелевской премии, присужденная писателю в 1958 году, была вручена сыну поэта Евгению Борисовичу.

Зачитать стихотворение «Нобелевская премия».

Роман «Доктор Живаго» пришел к советским читателям в 1988 г. – через 30 лет после его написания.

В качестве анализа романа можно предложить выдержки из писем Варлаама Шаламова Борису Пастернаку («Разговор о самом главном…» Переписка Б. Л. Пастернака и В. П. Шаламова. Журнал «Юность», № 10, 1988 г.). Например: «Обратили ли Вы внимание, что в сотнях и тысячах произведений нет думающих героев? Мне кажется, это потому, что нет думающих авторов. Это в лучшем случае.

К мыслям Лары, Живаго я буду возвращаться много раз, записывать их, вспоминать ночью».

«Читатель, не отученный еще от настоящей литературы, ждет именно такого романа. И для меня, рядового читателя, стосковавшегося по настоящим книгам, роман этот надолго, надолго будет большим событием».

«Это – попытка вернуть русскую литературу к ее настоящим темам и ее генеральным идеям. Это попытка ответить на те вопросы, которые задавали тысячи людей и у нас и за границей, ответов на которые они напряженно ждут в тысячах романов последних десятилетий, не веря газетам и не понимая стихов.

Еще два таких романа, и русская литература – спасена.

Наконец, это – пример установления тесной связи между человеком и природой, связи, которой занимаются все поэты и писатели».

Понять образ доктора Живаго, главного героя романа, поможет статья академика Дм. Лихачева («Размышляя над романом Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго». Журнал «Новый мир», № 1, 1988 г.)

Главная мысль, выдвигаемая в статье, - духовная жизнь доктора Живаго – это духовная жизнь Б. Л. Пастернака.

Возникает проблемный вопрос: Что такое духовная жизнь человека, нравственность? Ответ на него – творчество писателя.

Звучат стихотворения:

«Во всем мне хочется дойти до самой сути…»;

«Быть знаменитым некрасиво…»;

«О, знал бы я, что так бывает…»;

«Гамлет» (желательно записать в исполнении В. Л. Высоцкого с последующими комментариями преподавателя о спектакле «Гамлет» в театре на Таганке).

Затем предложить студентам письменный анализ (20 мин.) данных стихотворений как ответ на проблемный вопрос. Итоги этого опроса подвести на следующем занятии.

Дать в грамзаписи стихотворение «В больнице», которое читает                    Б. Пастернак. (Грамзапись «Голоса, зазвучавшие вновь». Восстановленные записи 1908 – 1956 гг. «Мелодия»).

Зачитать воспоминания поэта В. Бокова «Собеседник рощ» о похоронах поэта. (В. Боков «Собеседник рощ». Журнал «Юность», № 11, 1989 г.).

Закончить занятие о творчестве Б. Л. Пастернака – о духовности, нравственности,  лучше всего музыкой. (Трио «Памяти великого художника» П. Чайковского).

На дом студентам задать подбор репертуара к уроку – концерту по творчеству Б. Пастернака.

Следующее занятие следует построить как урок – концерт, в ходе которого после выступлений студентов можно предложить для прослушивания стихотворения А. Галича (А. Галич. Записи 1971, 1972 годов. «Мелодия» 1989 г. Москва. «Памяти Бориса Леонидовича Пастернака», «Памяти доктора Живаго»).

Итог занятия – викторина.

1.Назовите любимые музыкальные произведения Б. Пастернака. (этюды Ф. Шопена).

2.Кто из композиторов был «божеством» поэта? (А. Скрябин).

3.Кто охарактеризовал роман «Доктор Живаго» как «духовную биографию» писателя?

     (Академик Дм. Лихачев).

4.Какие Вы знаете романсы на стихотворения поэта?  («Хмель», «Любить иных – тяжелый крест».     Муз. А. Александрова).

5.Чьи произведения иллюстрировал отец Б. Пастернака – художник Леонид Осипович Пастернак?    (Л. Толстого).

6.Произведения каких поэтов переводил Б. Пастернак?   (Шекспир, Гете, Рильке, Шевченко, Франко, грузинских поэтов).

7.Кто из режиссеров обратился к стихотворению «Гамлет»?  (Ю. Любимов).

8.Кто из актеров театра на Таганке талантливо исполнил стихотворение «Гамлет»?   (Вл. Высоцкий).

9.Именами каких русских писателей названы сравнительно недавно открытые планеты?      (Ф. Достоевского, М. Булгакова, Б. Пастернака).

 

Рекомендуемая литература

1.Алова А. Роман летел к развязке // Огонёк. – 1988. - № 37. – С. 2 – 24, 30 – 31.

2.Александров А. Романсы. – М., 1978.

3.Банников Н. О Борисе Пастернаке. Стихотворения и поэмы.  Б. Пастернак. – М., 2004.

4.Боков В. Собеседник рощ // Юность. – 1989. - № 11. – С. 94.

5.Вознесенский А. Свеча Пастернака // Правда. – 1990. – 9 февраля (№ 40). – С. 8.

6.Евтушенко Е. О премии Б. Пастернаку // Новое время. – 1988. - № 1. – С. 43.

7.Календарь знаменательных дат. – 1990. - № 12. – С. 4 – 10.

8.Лихачев Д. С. Размышления над романом Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» // Новый мир. – 2001. - № 1. – С. 5 – 10.

9.Неизданные письма // Огонек. – 1990. – 8 февраля (№ 39). – С. 3.

10.Озеров Л. Чудотворство // Известия. – 1990. – 8 февраля (№ 39). – С. 3.

11.Пастернак Б. Стихотворения и поэмы. – М.: 2006.

12.Рогозинский В. В. Лирика Б. Л. Пастернака // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. – 2006. - № 1. – С. 44 – 50.

13.Разговоры о самом главном…: Переписка Б. Л. Пастернака и В. Т. Шаламова // Юность. – 1988. - № 10. – С. 54 – 67.

14. Эвантов И. Спор о поэзии и суд истории // Литературная газета. – 2004 г. 9 ноября (№ 45). – С. 3.

Методико-практические аспекты занятия по творчеству Б. Пастернака

Скачать конспект (11.0 Kb)



Автор разработки: Клочанова Т. В.

Учебный предмет: Литература

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 493 | Загрузок: 175 | Комментариев: 0

Ключевые слова: Пастернак

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»