Главная » Разработки уроков » Литература

М.Ю.Лермонтов «Парус», «Утёс», «На севере диком». Мотивы бури и покоя, свободы и борьбы, горечь одиночества, мечта о душевной гармонии

Цель: представить учащимся необыкновенный мир поэзии М.Ю.Лермонтова; продолжить развитие и совершенствование умений и навыков речемыслительной деятельности через анализ поэтического произведения; воспитывать читателя, умеющего ценить поэтическое слово.

Коррекционная цель: отрабатывать дикцию, правильное интонирование поэтических произведений.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: презентация « Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова», репродукции акварели Лермонтова и рисунка И.Айвазовского «Парус», запись романсов А.Варламова и Б.Асафьева

 

Ход урока

I.Организационный этап

   Установка на правильную речь.

II.Актуализация опорных знаний

  1.Проверка домашнего задания. Экспресс-опрос по биографии М.Ю.Лермонтова.

      1) Где и когда родился Лермонтов?

      2) Где прошли его детские годы?

      3) Как звали мать и отца Лермонтова?

      4)Какую трагедию пережил юный Лермонтов? Кто занимался его воспитанием?

      5) Куда поступил Лермонтов учиться в 1827 году?

      6)Вершиной юношеского творчества Лермонтова стали годы 1830-1831( учёба в Московском университете). Сколько произведений было написано в этот период?(около 300 стихотворений, 6 поэм, 3 драмы).

    Демонстрация 1 слайда

  

  2.Презентация устных литературных визиток о поэте с демонстрацией слайдов.

 

     Сообщение 1 ученика. Демонстрация 2-6 слайдов

   Бабушка поэта, Елизавета  Алексеевна  Арсеньева, происходила из знатного дворянского рода Столыпиных. Она не сочувствовала выбору своей дочери Марии Михайловны, которая вышла замуж за бедного дворянина Юрия Петровича Лермонтова. Слабое здоровье Марии Михайловны привело к тому, что у неё очень быстро чахотка, и она умерла, не достигнув 22 лет. Смерть единственной дочери ещё больше усилила вражду между бабушкой и отцом.

   Сообщение 2 ученика. 7слайд

1 сентября 1828 года Лермонтов поступил после экзамена сразу в 4 класс университетского Благородного пансиона. Учился там блестяще, и в 1830 году стал студентом Московского университета.1831 год был тяжёлым для поэта, так как умер его отец в своей деревне Кропотово.

                                    …Ужасная судьба отца и сына

                                 Жить розно и в разлуке умереть..

Эти строки, посвящённые памяти отца, проникнуты глубокой скорбью. И отец до конца своих дней сохранил нежное чувство к сыну. За 3 месяца до смерти он написал завещание, которое начиналось словами: «Благодарю тебя, бесценный друг мой, за любовь твою ко мне и нежное твоё ко мне внимание, которое я мог замечать, хотя и лишён был утешения жить вместе с тобою..»

  Сообщение 3 ученика. 8 – 12 слайды

В 1832 году Лермонтов был отчислен из Московского университета за написание вольнолюбивых стихов, и они с бабушкой переехали в Петербург.  Он был зачислен юнкером  в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. В 1837 году  погибает на дуэли великий Пушкин. Лермонтов пишет стихотворение « Смерть поэта», в котором называет истинных виновников гибели Александра Сергеевича. Последовала I ссылка на Кавказ, а в 1840 году - вторая. За отличия в военных делах Лермонтов был 3 раза представлен к наградам и к получению золотой сабли «За храбрость», но так и не получил этих наград.

    Сообщение 4 ученика. 13 – 15 слайды

В 1841 году враги поссорили Лермонтова с его товарищем по Военной школе Мартыновым. Дуэль состоялась 15 июля, в 6 часов вечера, у подножия горы Машук, в 4 километрах от Пятигорска. Лермонтов поднял руку с пистолетом дулом вверх. Мартынов быстрыми шагами подошёл к барьеру  и выстрелил. Поэт упал, как подкошенный. Разразилась гроза, полил сильный дождь, и только в 12 часу ночи его тело было перевезено на квартиру Когда бабушка узнала о смерти внука, с нею сделался апоплексический удар. И только через год, 21 апреля 1842 год, тело Михаила Юрьевича было привезено из Пятигорска в Тарханы и похоронено в склепе фамильной часовни возле церкви.

 

III Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности

    1.Слово учителя.

   Наша главная задача- окунуться в богатейший мир поэзии Лермонтова, учиться анализировать поэтические произведения, показать роль художественных средств в обрисовке образов. В 1832 году, учась в Военной школе в Петербурге, Лермонтов написал стихотворение «Парус», в котором сочетаются грусть, тревога, безнадёжность с жаждой бури и борьбы.

  Стихотворение имеет глубокий подтекст. За морским пейзажем вы должны увидеть самого Лермонтова, ощутить смену настроений и заразиться этим настроением

.IV. Работа над темой урока   

   Поэтическая минутка

    1). Выразительное чтение наизусть стихотворения «Парус». 9 слайд

    2).Анализ стихотворения .

    - Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? ( лёгкая грусть, мечты о счастье и свободе).

    - Обратите внимание на то, как построена каждая строфа. Что обрисовывается в I-II строках?( морской пейзаж), а в 3 и 4?( размышления о человеческой жизни).

    - В каждой строфе морской пейзаж изменяется. Проследите за этими изменениями.

    - Какие эпитеты, метафоры, сравнения использует поэт в этих описаниях?( одинокий парус, ветер свищет, просит бури и т.д.)

    - Что изображено в I строфе?

- Что заключено в вопросах: что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном? 

  ( неясность устремлений, одиночество поэта).

- Как звучит стих?( легко и плавно). Что передаёт ритм? ( плеск морской волны- звук л ).

- А что мы чувствуем, читая строки II строфы? ( тревогу, безнадёжность, понимание того, что для паруса счастье невозможно).

- Какие звуки передают свист ветра и шум моря?( т, с, ч, л, р).

- Что же представляет собой III стофа? ( это вызов спокойствию, поиск свободы).

3.Объяснение учителя

   Вначале читать её нужно мелодично, донести покой, сияние солнечного луча, а затем бурю, жажду действия. Последние интонации раскрывают переживания самого автора.

4. Конкурс на лучшее прочтение стихотворения  «Парус».

 Беседа

  - Что изображено в образе паруса? ( образ паруса является и  «главным героем» морского пейзажа и аллегорией «мятежной души» поэта ).

- В стихотворении много противопоставлений. Найдите их ( счастия не ищет-и не от счастия бежит; буря-покой). Запишите в тетрадь: этот приём называется антитеза.

Стихотворение построено на скрытом сравнении паруса с жизненными странствиями человека.

5.Поэтическая минутка. Выразительное чтение наизусть стихотворений « Утёс», «На севере диком»( проведение конкурса). 16 слайд

6.Анализ стихотворений

  -Определите темы стихотворений «Утёс», «На севере диком стоит одиноко…». Что между ними общего?

 - Какие человеческие переживания раскрываются в этих пейзажах?

 - Найдите в стихотворении «На севере диком стоит одиноко..» сравнение( одета, как ризой она). Что оно подчёркивает в изображаемой картине?

 - Как вы понимаете смысл «сновидения» сосны? О чём она «грезит»?

 - Поэтические картины в обоих стихотворениях построены на основе антитезы. Что противопоставляется в образах тучки и утёса; сосны и пальмы?

 

V.Рефлексия. Подведение итогов

  Приём «Микрофон». Продолжить предложение

     В центре внимания поэта в стихотворениях «Парус», «Утёс», «На севере диком…» находится…(человеческая душа).

 - Что дала вам сегодняшняя работа над произведениями Лермонтова?

 

VI.Домашнее задание

  Подготовить совместный проект по биографии и творчеству М.Ю.Лермонтова.

М.Ю.Лермонтов «Парус», «Утёс», «На севере диком». Мотивы бури и покоя, свободы и борьбы, горечь одиночества, мечта о душевной гармонии

Скачать конспект (3.37 Mb)



Автор разработки: Яманко Раиса Павловна

Учебный предмет: Литература

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 2310 | Загрузок: 264 | Комментариев: 1

Ключевые слова: Лермонтов

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»