Главная » Разработки уроков » Литература

Литературный музей как центр изучения жизни и творчества М.Ю. Лермонтова

Цель: пробудить интерес к творчеству русский поэт, прозаик, драматург,   через литературные музеи и их коллекции, выработать умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию, формировать навыки коммуникативных способностей, которые заключаются в умении вести диалог, дискутировать на уроке, работать в группах.

Систематизация знаний, умений и навыков работы с обозревателем Internet и текстовым редактором MS  Word.   Продемонстрировать возможности ИКТ.

-  развитие у учащихся навыков работы с различными источниками информации, умение анализировать и передавать информацию, перерабатывать ее, увязывая новое (на стадии осмысления) с уже имеющимися знаниями, представлениями; умение интерпретировать, излагать самостоятельные суждения, применять информацию на стадии рефлексии.

-  воспитание бережного, уважительного отношения к музейным памятникам как части культуры.

1-ый урок.     Знакомство и изучение указанного материала.

                       /Сбор информации, «переработка»  найденной информации,  подготовка  презентации: «Мое знакомство с наследием М.Ю.Лермонтова» /.

                    

Опережающее  Д/З.  1. Познакомиться с сайтами, содержащими информацию о          М.Ю.Лермонтова.

                                     2. Ознакомиться с биографией  М.Ю.Лермонтова.

I. Организация работы по поиску необходимой информации в Интернете.      (5мин.) 

На рабочем столе учащихся находятся папки, с содержимым которых знакомит учитель.

Содержимое  папки: приветствие, тема урока, цель урока, адреса сайтов, пошаговая инструкция по работе с компьютерными программами.  (Приложение 1)

Глубокий и могучий дух!

Как он верно смотрит на искусство,

какой глубокий и

чисто непосредственный вкус изящного! 

В.Г.Белинский

Вступительное слово учителя. В этом году исполняется 200 лет со дня рождения М.Ю.Лермонтова. М. Ю. Лермонтов это один самых величайших поэтов России, который стал достойным преемником Пушкина. Его лирика - патриотическая, романтическая и просто красивая. Он начал очень рано писать стихи, в свои юные годы он написал много сильных произведений. В отличие от поэзии, идеализировавшей прошлое, поэзия Лермонтова обращена в будущее. Вера в людей, в лучшую жизнь помогала ему преодолевать разочарование и чувство одиночества. Лермонтов – поэт глубокой мысли и активных чувств. 

 Сегодня мы совершим путешествие на родину М.Ю.Лермонтова.
30 июля 1939 года был торжественно открыт дом-музей Лермонтова в г.Тарханы. В первые годы существования музея М.Ю. Лермонтова единственным экспозиционным зданием на усадьбе был барский дом, обстановка которого рассказывала о жизни и творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова. В 1944 году дом-музей Лермонтова преобразовали в музей-усадьбу. В состав музея-заповедника сейчас входят барская усадьба в Тарханах с комплексом мемориальных памятников начала XIX века, фамильный некрополь Арсеньевых-Лермонтовых и усадьба Апалиха близ Тархан, где М.Ю. Лермонтов часто бывал в семье своей тетушки М.А. Шан-Гирей. В 1997 году Государственный Лермонтовский музей-заповедник "Тарханы" был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. 

Сейчас мы войдем в музей и познакомимся  с хранящимися в нем экспозициями.

  (т.к. данная виртуальная экскурсия проводится в рамках изучаемого курса, в небольшом объеме можно уделить внимание таким понятиям, как «музей», «коллекция», «художественный памятник», «подлинник», после чего перейти к восприятию основных экспонатов зрительного ряда экскурсии/.

Учащимся  предлагается внимательно изучить экспозиции музея и составить свою презентацию на тему:  «Мое знакомство с биографией и творчеством М.Ю.Лермонтова».

II.  Поиск и сбор информации в  Интернет-ресурсах.  /20 мин/ 

                         /Работа индивидуальная, в паре или в группе по предложенным инструкциям /

III.   «Переработка»  найденной информации. /20 мин/.

(План  работы с информацией выводится на мультимедийный или дисплеи компьтютеров)

План  работы с информацией

         1. Провести рациональный отбор материала из Интернет-источников по теме.

         2. Составить интересный текст с использованием изученных материалов по схеме:

Здание музея как памятник архитектуры.
Экспонаты литературного музея.
Впечатление от коллекций.
Музеи, памятники, созданные в России, посвященные поэту.
5) Краткая биография и краткая характеристика творчества М.Ю.Лермонтова.

         3. Подбор иллюстраций к сообщению. 

IV.   Подготовка компьютерной презентации «Мое знакомство с наследием М.Ю.Лермонтова»

Структура презентации.

Слайд № 1 – титульный.

Слайд № 2 – тема урока.

Слайд № 3 –

Слайд № 4 -

Слайд № 5-

Слайд № 6- 

В тетрадях учащихся: тезисы, цитаты, план выступления.

 / Сообщение готовят на основе документальных источников и иллюстративного материала по заданной теме. Учитель  наблюдает за пополнением архивов, таким образом, идет стимуляция работы учащихся/.

 На перемене учитель собирает папки учащихся и переносит на свой компьютер и затем выводит на общий экран.

2-ой урок. 

V.  Устная защита  подготовленных презентаций.  /35мин./  Подобранный материал в виде иллюстраций, кластера, коллажа   выводится учителем на общий экран.

 /Работа каждого из учеников демонстрируется на большом экране с помощью локальной сети.  На защиту каждой из презентаций отводится

~3 минуты. Защита производится по заданной памятке или в непроизвольной форме/

VI.  Рефлексия.  /На обсуждение и подведение итогов урока -10мин./

Вы использовали различные источники, подготовили и  наглядно, эмоционально представили свою работу. 
(Учащиеся выявляют группу,  отдельного участника, нашедшего самую познавательную информацию).

Итак,

1.Какая информация произвела на вас большее впечатление, почему?

 2. Вы хотели бы побывать в этом музее? (музеях?) 

 ( Или вниманию учащихся  на большом экране с помощью мультимедийного проектора предлагаются 3  иллюстрации, которые учащиеся должны прокомментировать).

VII.  Выводы по теме урока.  Итак, виртуальная экскурсия в музей (музеи) помогла нам расширить представление о личности  М.Ю.Лермонтова…

Д/З. Творческая работа.  Написать отзыв о музее или сочинение-миниатюру на одну из предложенных тем:
1. Мои размышления о судьбе М.Ю.Лермонтова и о выборе человеком своего пути.

2. Письмо в прошлое, адресованное М.Ю.Лермонтову.

Приложение 1

Приветствие:  Кто ищет, тот всегда найдет!  Зри в корень!

Тема урока: Виртуальная экскурсия по Лермонтовским местам.

Цель урока: познакомиться с интернет - коллекцией  историко-мемориального музея и составить собственную презентацию на тему: «Мое знакомство с биографией и творчеством М.Ю. Лермонтова ».

 Адреса сайтов (необходимых для знакомства и изучения экспонатов музея. Количество    сайтов,  содержащих материал,  ограничен, для того чтобы было легче   ориентироваться в незнакомой  информации):

 http://www.tarhany.ru

http://ru.wikipedia.org

http://www.epwr.ru

http://www.mlermontov.ru

http://lermontov.name

http://www.livelib.ru

 Инструкция.  /Пошаговое действие/:

                         - откройте сайт,

                         - ознакомьтесь с информацией,

                         - определите содержание текста и мультимедийной презентации,

                         - составьте краткое выступление,

                         - создайте слайды в программе Power Point,

                         - сохраните выбранный материал в папке  на рабочем столе,

                         - подготовьте устную защиту  работы (работа в паре, в группе)

Пояснительная записка

Тема урока – Литературный музей как центр изучения жизни и творчества

Программа – Литература для общеобразовательных школ с русским языком обучения 5-9кл. Л.А.Симакова, В.В.Снегирева. Киев. 2005г.

Учебник –Литература 8 класс. Н.А.Пивнюк, Н.М.Гребницкая, Киев, 2008.

Часов в неделю – 2

Урок в теме -  первый

урока: виртуальная экскурсия.

Форма проведения: информационно-литературное исследование.

Средства обучения.  Компьютерный класс – 10 (20)  ученических и 1 учительский ПК;

 локальная сеть 100 Mbit,  мультимедийный проектор,  экран.  

Направления:

 - знакомство с методами поиска, систематизации и наглядного представления информации с помощью компьютера;

- использование готовых программных продуктов;

- работа с программами MS Office (Word, Power Point, Microsoft Publisher);

- работа с ресурсами Интернет.

Ожидаемые результаты:

- развивать творческий подход к изучаемому учебному материалу;

- формировать элементы информационной культуры;

- прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;
- формировать исследовательские навыки учащихся, активизировать их     деятельность, использовать полученные ими знания на практике;

- пробудить интерес к деятельности М.Ю.Лермонтова, к  его внутреннему миру,  осознание ценности   личностной индивидуальности.

Литературный музей как центр изучения жизни и творчества М.Ю. Лермонтова

Скачать конспект (30.8 Kb)



Автор разработки: Антоненко Елена Валерьевна

Учебный предмет: Литература

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 805 | Загрузок: 210 | Комментариев: 1

Ключевые слова: Лермонтов

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»