Главная » Разработки уроков » Литература

А. А. Фет - тончайший лирик, певец родной природы. Жизнеутверждающее начало в стихах о природе

Цель.   Познакомить учащихся со сложным миром напевного фетовского стиха; проанализировать изобразительные приемы, связанные с  созданием импрессионистического образа природы в его лирике; определить мировоззрение писателя; развивать навыки артистичности; способствовать эстетическому воспитанию учащихся.

Оборудование. Портреты А.А.Фета, музыкальное сопровождение «Море» Клода Дебюсси, репродукции картин Клода Моне, Огюста Ренуара, Эдгара Дега.

На доске эпиграфы:

        Пленительные сны лелея наяву,

Своей божественною властью

Я к наслаждению высокому зову

И к человеческому счастью.

                                 А.Фет

Фет прежде всего поэт ощущений:

вот почему так трудно объяснить поэтические достоинства его.

                                   В.Боткин

Словарная работа

Импрессионизм (из фр. «впечатление»)

Анафора – повторение слова или группы

слов в начале фразы или строки.

Эпифора – единство концовок.

Аллитерация – повторение согласных звуков.

Ассонанс – (из фр. «созвучие») повторение

гласных звуков.

ХОД УРОКА

Активизация мыслительной деятельности.

 Чтение учителем наизусть на фоне музыки.

Прослушайте стихотворение и представьте автора этих слов:

Какое  счастие: и ночь, и мы одни!

Река – как зеркало и вся блестит звездами;

А там – то… голову закинь-ка да взгляни;

Какая глубина и чистота над нами!

О, называй меня безумным! Назови

Чем хочешь; в этот миг я разумом слабею

И в сердце чувствую такой прилив любви,

Что не могу молчать, не стану, не умею!

Я болен, я влюблен; но, мучась и любя, -

О слушай! О пойми! – Я страсти не скрываю,

И я хочу сказать, что я люблю тебя –

Тебя, одну тебя люблю я и желаю!  (1854)

КСУ «Микрофон» Что можно сказать о поэте?

Учащиеся:

Учитель. Возвышенные чувства поэта никак не сходятся с весьма практичным молодым офицером, который отрекся от любви, чтобы заняться поисками богатой невесты. Творчество Фета -  пример разницы между автором и лирическим героем. Но, конечно, самое поразительное, как жил этот лирик внутри человека, имевшего совсем иной «лик»?

Софья Андреевна Толстая (жена Толстого) писала: «В нем было что-то жестокое и, как ни странно это сказать, было мало поэтического. Зато чувствовался ум и здравый смысл».

Разрешить загадку «двуликости» Фета пытался и ближайший друг Яков Полонский: «Что ты за существо – не постигаю… .  Если ты мне этого не объяснишь, то я заподозрю, что внутри тебя сидит другой человек, окруженный сиянием, с глазами из лазури и звезд, и окрыленный. Ты состарился, а он молод! Ты все отрицаешь, а он верит! Ты презираешь жизнь, а он, коленопреклоненный, зарыдать готов перед одним из ее воплощений, - перед таким существом, от света которого божий мир тонет в голубоватой мгле!»

Поэтому Я в лирическом произведении лукаво и изменчиво. Он может быть похож на своего создателя, во многом повторять его судьбу. У Фета было так: в жизни он был одним, а в стихах совершенно другим. Он жил параллельно – в жестокой реальности, где надо помнить о выгоде, вести хозяйство, считать деньги, заниматься политикой, - и в вымышленном мире, озаренном светом луны, пронизанном прекрасной музыкой, далеком от всякого зла.

Актуализация знаний учащихся.

Учитель. Обратим внимание на первый эпиграф. Какую задачу ставит перед собой Фет?

Как к его поэзии отнесутся поэты – демократы и почему?

Мотивация учебной деятельности.

КСУ. Представьте себе, что перед нами поэты – либералы и поэты, писатели- разночинцы. Идет заседание за круглым столом.

Писарев Дмитрий Иванович

-Вам не кажется, господа, что господин Фет причисляет себя к привилегированной касте жрецов Аполлона?

Голос 1

- О какой касте может идти речь? Для него каста – это красота, и она вечна, как и природа:

Целый мир от красоты,

От велика  и до мала,

И напрасно ищешь ты

Отыскать ее начало.

Что такое день иль век

Перед тем, что бесконечно?

Хоть не вечен человек,

То, что вечно, - человечно.

Некрасов Николай Алексеевич

- Человечно? Оглянитесь вокруг, многоуважаемые господа, наверное, красота закрыла вам очи!

И вот они опять, знакомые места,

Где жизнь отцов моих, бесплодна и пуста,

Текла среди пиров, бессмысленного чванства,

Разврата грязного и мелкого тиранства;

Где рой подавленных и трепетных рабов

Завидовал житью последних барских псов,

Где было суждено мне божий свет увидеть,

Где научился я терпеть и ненавидеть.

Голос 2 – ой

-Любезный Николай Алексеевич, вы правильно заметили, ваш журнал «Современник» учит ненависти. Вы поместили статью Добролюбова «Когда же придет настоящий день?», где критик пишет, что господина Фета «давно уже позабыли и, пожалуй, теперь только десяток любителей помнит десяток его стихотворений»

Некрасов Н.А.

- Да, хотя Тургенев мне друг, но я поступил так, как велели мои убеждения.

Голос 3 –ий

Зато всех перещеголял Писарев, цитирую: «Произведения Фета ни на что не годны, кроме как «для оклеивания комнат под обои и для завертывания сальных свечей, мещерского сыра и копченой рыбы, только тогда они будут приносить некоторую долю практической пользы».

Чернышевский Николай Гаврилович

- Да неужели вы не понимаете, милостивые господа! Кому сейчас нужны вздохи при луне, «ночные тени, шепот, робкое дыханье», если главное – положение народа и наше отношение к его судьбе! А содержание его миленьких пьес таково, «что их могла бы написать лошадь, если б выучилась писать стихи. Я знавал Фета. Он положительно идиот: идиот, каких мало на свете. Но с поэтическим талантом».

Голос 1 – ый

Фет из тех поэтов, которые современны всегда, потому что красота, природа и любовь вечны и «нельзя пред вечной красотой не петь, не славить, не молиться».

Где бури пролетают мимо,

Где дума страстная чиста, -

И посвященным только зримо

Цветет весна и красота. («Какая грусть! Конец аллеи…»)

Учитель. Спор их рассудит время, а он свое опередил. Субъективное видение явлений природы приводило поэта к импрессионизму.

   4. Расширение знаний по теме.

Вспомните, когда мы встречались с этим понятием?

Сообщение учащегося, занимающегося живописью.

Последним художественным течением во Франции в последней трети xix – начале xx веков был импрессионизм (от фр. «впечатление»). Название возникло после выставки 1874г., на которой экспонировалась картина Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце».

Художники – импрессионисты избегали смешивания красок на палитре, они, как правило, писали чистым, открытым цветом, накладывая краски на холст маленькими мазками. Если подойти к картине близко, то можно увидеть много разноцветных пятен, нанесенных кисточкой вплотную, одно на другое, А если отойти от полотна, то маленькие мазки  будут сливаться в один какой –то тон: розовато – красный, если преобладают теплые краски, и серый, если цвета даны примерно поровну. Их стиль – работа на пленэре (из фр. «открытый воздух»), поэтому задача импрессионистов передать мгновенное состояние природы и человека, где акцентируется как бы случайно пойманный взглядом приходящий момент непрерывного течения жизни; обратить внимание на передачу света и воздуха; сохранить силу и свежесть первого впечатления, позволяющего схватить в увиденном неповторимое и характерное. Произведения отличаются жизнерадостностью, увлеченностью чувствами. Представителями были: Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега и др.

Учитель. Рассмотрите картины, какое впечатление произвели? Укажите признаки импрессионизма.

Чем эти репродукции картин отличаются от известных картин о природе?

 «Бульвар Капуцинок» - случайный взгляд, брошенный художником сверху из окна на шумящую толпу, заполнившую бульвар. Густая синеватая тень, отброшенная домом, заставляет солнечную сторону сиять и излучать тепло.

«Танцовщица» - серебристо – розовая  фигура девушки почти растворяется в воздухе, чувствуется движение в танцевальном ритме.

«Завтрак на траве» -  просто, предельно естественно расположена группа людей в пейзаже, на воздухе, в лучах солнца, пробивающихся через листву деревьев. Прозрачные тени, оттенки цвета на лицах и платьях, передача движения – создает ощущение свежести, теплоты, покоя, радости.

Главное – утверждение в живописи самой жизни.

Учитель. Докажите, что вы наблюдательны и чувствуете красоту пейзажа, как поэты – импрессионисты. Составьте ассоциативный ряд к слову «весна».

(любовь, тепло, подснежник, одуванчик, трель птиц  и т. д.)

А вот что видит Афанасий Афанасьевич:

 

Это утро, радость эта,                     

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод.

Эти ивы и березы,

Эти капли – эти слезы,

Этот пух – не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчелы,

Этот зык и свист.

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это все весна.

 

Какие слуховые и зрительные ассоциации видит и чувствует Фет?

Что же будет общего у художников – импрессионистов и у поэта, а что их будет отличать? (Обратить внимание на тропы)

Практическая часть. Словарная работа: повторение поэтического синтаксиса и фонетики (запись на доске).

КСУ. Представьте себе, что вы литературовед, который анализирует стихотворение Фета, выделяя ассоциативно – метафорическое видение.  Вы заранее определились работать  по группам, но каждая группа ответ дает по – разному: первая – в форме «Спикер», вторая – в форме «Снежный ком», третья – «Снежинка». Предлагаемые стихотворения: «Еще майская ночь…», «Весенний дождь», «Какая ночь! Как воздух чист…», «Я пришел к тебе с приветом». Причем, напоминаю, ничего не записываем, рассказываем и доказываем устно.  Отведенное время – 5минут.

Явление импрессионизма было не только в живописи, но и в музыке. Мы готовим сообщение на фоне музыки Клода Дебюсси, французского композитора, основоположника музыкального импрессионизма. На первом плане – гармония (а не мелодия), важная роль отводится красочности звучания оркестра. Главное – нюансы звучания, которые, как и в живописи, отражали оттенки настроений, чувств и впечатлений.

Ответы учащихся.

 Учитель. Обратимся ко второму эпиграфу. Какая связь с темой урока?

Не человек с природой, а сама природа говорит с человеком на собственном языке, где происходит игра света и тени. А Фет видит то, что не замечают миллионы других. Он вступает в разговор с природой, благоговеет перед ней, любуется каждой деталью, восторгается светом, вслушивается в тишину, наблюдает за всем, что его окружает. Радостное восприятие жизни, призыв к наслаждению – вот отличительный характер стихотворений о природе. Поэт – это тоже художник. Импрессионистические пейзажные зарисовки сегодня воспринимаются как новое слово в искусстве, хотя оно было сказано более 150 – лет назад. А что по этому поводу думает сам художник?

Подготовленный ученик играет роль поэта, а ребята задают ему вопросы.

КСУ

Интервью у поэта.

- Вот вы сказали «целый мир от красоты…», объясните, пожалуйста.

    – Я никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем –

 нибудь, помимо красоты. Красота вечна, а чувство ее – наше прирожденное качество. Высокое и прекрасное – высоко и прекрасно не потому, что им увлекается поклонник, а по собственной  неизменной природе.

 -  Вы рассуждаете как философ, у вас есть своя теория о красоте?

 - Я следую теории моего учителя, немецкого философа Шопенгауэра, поэтому познание делю на «низшее» и «высшее». Разум способен на «низшее познание», а «высшее познание доступно только искусству». Оно охватывает мир в его сущности, оставаясь непреднамеренным, иррациональным. Я отрицаю разум в искусстве.

 - А любовь?

 - Любовь – это объединяющее начало, то, на чем основано бытие человека. Любовь и красота – главные ценности человеческого бытия.

 - Кто же тогда может стать поэтом?

 - Истинная поэзия доступна только избранным, творить надо только по наитию и вдохновению и не должна быть связана с социальными проблемами.  «Поэт тот, кто в предмете видит то, чего без его помощи другой не увидит».

 - Так Вы за самодержавие и крепостнические порядки?

 - Да, порядок должен быть везде, мне нравится жить хорошо, благополучно на лоне природы. В поэзии ищу убежище от всяких житейских скорбей, в том числе и от гражданских. Я причисляю себя к поэтам «чистого искусства».

 - Нам непонятно, что значит «чистое искусство»?

 - Поэзия не должна быть связана с жизнью, а поэту не следует «рассуждать», вмешиваться в житейские дела этого «бедного мира». Искусство – повторяю, служит красоте.

 - Афанасий Афанасьевич, как Вы относитесь к стихотворениям Некрасова?

 - Лучше прочту свое:

Кляните нас: нам дорога свобода

И буйствует не разум в нас, а кровь,

В нас вопиет всесильная природа,

И прославлять мы будем век любовь.

В пример себе певцов весенних ставим.

Какой восторг – так говорить уметь,

Как мы живем, так мы поем и славим,

И так живем, что нам нельзя не петь.

 - Каково же тогда назначение поэта?

 - Я скажу стихами:

Одним толчком согнать ладью живую

С наглаженных отливами песков,

Одной волной подняться в жизнь иную,

Учуять ветр с цветущих берегов.

 

Тоскливый сон прервать единым звуком,

Упиться вдруг неведомым, родным,

Дать жизни вдох, дать сладость тайным мукам,

Чужое вмиг почувствовать своим.

 

Шепнуть о том, пред чем язык немеет,

Усилить бой бестрепетных сердец –

Вот чем певец лишь избранный владеет,

Вот в чем его и признак, и венец!

 - И последний вопрос: какую роль играет в вашей жизни музыка?

 - Когда «слово немеет», на помощь приходит музыка. Музыка – это философия жизни: там, где все гармонично, прекрасно, там мир музыки; там, где этого нет, нет и музыки,  там царит безмолвие.              

- Благодарим Вас за искренность, до свидания.

 7. Подведение итога урока.

Что узнали на уроке? В чем заслуга поэта? О чем хотелось бы поговорить?

Учитель.  Фету доступно все, что радует, печалит и тревожит этот мир. Поражает мощь поэтического воображения и философских рассуждений, рисующих образы природы:

Учись у них – у дуба, у березы,

Кругом зима. Жестокая пора!

Напрасные на них застыли слезы,

И треснула, сжимаяся, кора.

Все злей метель и с каждою минутой

Сердито рвет последние листы,

И за сердце хватает холод лютый;

Они стоят, молчат; молчи и ты!

Не верь весне. Ее промчится гений,

Опять теплом и жизнию дыша.

Для ясных дней, для новых откровений

Переболит скорбящая душа.

   Здесь можно увидеть отражение характера, убеждений, судьбы поэта. Но это и выстраданный взгляд на жизнь, утверждение стойкости как основы земного бытия.

Домашнее задание: письменный анализ стихотворения «Шепот, робкое дыханье», выучить наизусть. Индивидуальные задания:

связь поэзии А.Фета с музыкой;
тема любви в поэзии А.Фета;
презентация мультимедиа. 

А. А. Фет - тончайший лирик, певец родной природы. Жизнеутверждающее начало в стихах о природе

Скачать конспект (16.0 Kb)



Автор разработки: Андреева Людмила Ивановна

Учебный предмет: Литература

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 1015 | Загрузок: 230 | Комментариев: 0

Ключевые слова: Фет

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»