Главная » Разработки уроков » Художественная культура

Духовное наследие Киевской Руси

Цели и задачи урока:  познакомить учащихся с монументальной живописью, литературой  Киевской Руси; развивать умение воспринимать художественные произведения; воспитывать интерес к произведениям изобразительного искусства.

Тип урока: урок углубления и закрепления знаний

Жанр урока:  урок-экскурсия

 

О, светло-светлая и украсно украшенная

Земля Русская!

Всего еси исполнена ты и многими красотами

…  удивлена еси!

                                                           

                                                     2.    Не гаснет и в глубокой темноте

                                                            Золотоокий свет души пречистой…

 

Ход урока

Создание эмоционального тона урока. (обращение к эпиграфу). Сообщение темы урока.

     Эпиграфом к уроку предлагается 2 высказывания. Познакомив детей с этими высказываниями, учитель предлагает детям подумать и сказать, о чем сегодня пойдет речь на уроке.

     Сегодня на уроке мы поговорим о монументальной живописи Киевской Руси. Фреска,  мозаика, икона неизменно вызывала и продолжает вызывать огромный интерес у любителей искусства и ученых всего мира. Ежегодно миллионы людей приезжают в Киев,Чернигов или в Новгород Великий, чтобы насладиться в древних соборах фресками средневековых живописцев. Вот и мы сегодня виртуально отправимся с вами  на экскурсию в Киев, Чернигов, познакомимся с работами  выдающихся людей, которые, несмотря на прошедшие столетия, продолжают  удивлять, очищать наши сердца и души. В ходе нашей экскурсии вы услышите новые для вас слова, постарайтесь запомнить их значение. (слова: апсида, смальта, миниатюра, зарисовка, инициал  на доске.)

     А проведут сегодня экскурсию наши искусствоведы,  историки и экскурсоводы.

Беседа

Но, прежде чем мы начнем путешествие, давайте вспомним:

- Что такое фреска?

- Что такое мозаика?

- Что вам известно о культуре Киевской  Руси? (предыдущий урок знакомил учащихся с архитектурой и скульптурой Киевской Руси)

2. Работа с теоретическим материалом

(во время сообщений  историка и искусствоведа остальные учащиеся получают такой же теоретический материал, но с пропущенными словами, которые должны вписать в текст  (См. приложение №1.)  )

Слово историку.

Древнерусская монументальная живопись появилась во времена расцвета Киевской Руси -  при князьях Владимире Святом (980 – 1015 гг.) и Ярославе Мудром (1019 -1054 гг.) До княжения Владимира Русь была языческой и поклонялась многим божествам. Этот князь крестил Киев и большую часть Руси, приняв христианство от Византии – сильнейшего и наиболее просвещенного в ту эпоху государства во всем христианском мире. Духовную и художественную жизнь Византии определяла Церковь – главный заказчик строительства и украшения храмов.

Древнерусская монументальная живопись складывалась на основе византийских традиций. Из Константинополя приезжали митрополиты, священники, живописцы, которые привозили иконы, украшенные миниатюрами церковные книги. (историк передает слово искусствоведу)

Слово искусствоведу

Мастера, оформляя древнерусские соборы, использовали два вида техники монументальной живописи: мозаику и фреску. Мозаика отличается наибольшей роскошью и нарядностью. Сложенная из смальты – небольших кусочков окрашенного стекла, она менее подвержена воздействию времени, чем фреска, и не теряет первоначальной свежести красок. Смальта хорошо отражает солнечный свет, который наполняет храм цветовыми переливами, подобными мерцанию драгоценных камней. Кубики смальты окрашивались в разные цвета: ученые насчитали в мозаичной палитре собора Святой Софии 177 оттенков.

В технике мозаики выполнялись композиции в куполе и апсиде. Остальные части храма расписывались водяными красками по сырой штукатурке – фресками. Благодаря замечательным свойствам этой техники, а также мастерству живописцев, знавших все тонкости, некоторые фресковые ансамбли, созданные много столетий назад, сохранились до наших дней. На протяжении столетий краски не выцветали, не темнели и не портились от сырости. Рецепты красок хранились в секрете и передавались только от мастера к ученику.

Слово 1-му экскурсоводу

Мы с вами мысленно отправляемся в Киев, а именно в Собор Святой Софии. (Сл. 1. Общий вид собора, Сл. 2 Собор Св. Софии ХІ) Это древнейший памятник, который сохранил монументальную живопись домонгольской Руси. Великолепное внутреннее убранство собора выполнили, соединив мозаику и фреску, греческие мастера, поэтому оно в наибольшей степени соответствует византийской системе росписи. (Слайд 3-5  Интерьер собора)

Основу этой системы составляет восприятие пространства храма как «земного неба», в котором присутствует Бог. Персонажи Священной истории в росписи собора размещаются в строгом порядке, обусловленным ходом византийского богослужения. Во время церковной службы внимание верующего сосредоточено на двух основных частях храма: пространстве под куполом, где находится амвон (место, откуда священник возглашает текст Священного писания), и на алтаре, расположенном в восточном полукружии храма (апсиде). Все пространство храма условно делится на две зоны – «небесную» (купол и апсида) и «земную» (стены и западные столбы).

В небесной зоне царит изображение Христа с Евангелием в руках. (Слайд 6,7 Мозаика в главном куполе собора Святой Софии и фрагмент). Мощная полуфигура его заключена в медальон (круглое обрамление). Суровый Пантократор, Создатель и Властитель мира, словно обозревает землю с небес.

По церковным канонам в небесной иерархии второе место после Христа занимает Богоматерь. Ее образ символизирует церковь земную. Это заступница всех людей перед грозным ликом Господним. (Слайд 8,9 Оранта). Одиноко стоящая фигура Богоматери Оранты (молящаяся), с поднятыми в молитве руками, помещена в апсиде Софии Киевской. Монументальность фигуры, высота которой достигает 5 метров, и огромная внутренняя сила побудили современников назвать киевскую Оранту Нерушимой Стеной. Рассказ о земной жизни, чудесах и страстях занимает большую часть стен храма. В нижней части стен и столбов располагаются многочисленные изображения святых воинов и Отцев Церкви, мучеников и праведников.

Сл.  10  Священник Ермил. Фреска 1037-50гг.,

Сл. 11  Иоанн Злотоуст. Мозаика в апсиде 1043-46 гг.,

Сл.  12 Христос и ангел из Евхаристии, 1043-46 гг, мозаика в апсиде

Слово 2-му экскурсоводу

Икона – это произведение искусства особого рода, во многом похожее на привычную для наших дней картину. По учению Отцев Церкви, иконный образ восходил к первообразу, т.е. представлял собой не личное восприятие каким-либо художником ветхозаветных или евангельских лиц, событий и откровений, а как бы запечатленную духовную истину. Икона как изображение мира не стремилась к внешнему реализму. Напротив, она подчеркивала расстояние, разницу между высшим миром и земным бытием.

Самая известная икона «Троица» Андрея Рублева. Эту икону почитают во всем мире как одно из величайших творений человеческого художественного гения.         

 (Слайд 13  икона Архангел Гавриил (Ангел Златые власы)

           (Слайд 14 Святой Георгий. Икона. 12 в. )

 

Анализ-интерпретация художественного произведения

Представьте ситуацию: у вас появилась возможность благодаря машине времени всего на 20 минут отправиться во времена Киевской Руси. Какое из показанных сегодня произведений вы хотели бы посмотреть и почему?

(Отвечая на вопрос «почему?» дети таким образом анализируют фреску, мозаику или икону).

 

   - А сейчас еще слово искусствоведу, который расскажет нам о книжной миниатюре времен Киевской Руси.

    Искусство художественного оформления книги в Киевской Руси было не менее оригинальным, чем иконопись или архитектура. На протяжении многих лет поддерживалась византийская традиция глубокой религиозности, где Слово воспринималось как носитель премудрости Божьей, а книга – как источник Слова. Поэтому отношение к книге было весьма бережным, почти благоговейным, как к настоящей духовной драгоценности. Писались они вручную, зачастую их украшали искусные мастера золотом и драгоценными камнями. (Сл. 15 Нестор-летописец)

    Главные элементы художественного оформления книг – это миниатюры, заставки и инициалы.

    Миниатюрой называется сделанный от руки многоцветный рисунок, который мог располагаться в любом месте рукописи. (маленькая картина)

(Слайд 16. Миниатюра Изборника Святослава. 1073г.) (Ковчег)

 (Слайд 17 Миниатюра из Остромирово Евангелие) (Евангелист Лука)

     Заставка небольшая орнаментальная или изобразительная композиция, выделяющая и украшающая начало какого-либо раздела книги.

 

     Инициал (буквица) – это заглавная буква укрупненного размера, помещаемая в начале текста книги, главы, части или абзаца. Инициалы часто превращались в сложные рисунки, изображения диковинных зверей, птиц, чудовищ, сражающихся воинов и т.д.

 

(Слайд 18.  1 - Инициалы в рукописном Евангелии  ХVІ  в.)

2 -  Инициал в рукописи  ХІV в.)

 

Художественно-практическая деятельность

 

А сейчас представьте себя искусными мастерами Стародавнего Киева и нарисуйте инициал  (буквицу).

  

Обобщение и итог урока. Наша экскурсия подошла к концу...

(Можно предложить ребятам дидактическую игру, в которой они должны соединить термин с его значением. См. Приложение к уроку )

В начале урока  я обращала ваше внимание на 2 эпиграфа. Скажите, какой же все-таки эпиграф вы оставили бы к нашему уроку и почему? (Ответы ребят)

Я, пожалуй, соглашусь с мнением тех ребят, кто согласен оставить оба эпиграфа. Ведь эпиграф под №1 говорит о неисчислимом богатстве и разнообразии произведений великих мастеров, а под № 2 – о том, что, несмотря на прошедшие века, эти шедевры и сегодня  продолжают волновать человеческие сердца.

 

Домашнее задание

 

Киевская Русь. История одного шедевра (Сообщение )
Страницы учебника ….
Выполнить работу в технике мозаика (из яичной скорлупы)

 

Приложение к уроку №6

Ребята, слушая одноклассника, должны вписать недостающие слова.

Древнерусская монументальная живопись появилась во времена расцвета Киевской Руси -  при князьях …………….. (980 – 1015 гг.) и ………………….. (1019 -1054 гг.) До княжения Владимира Русь была языческой и поклонялась многим божествам. Этот князь крестил Киев и большую часть Руси, приняв христианство от …………..– сильнейшего и наиболее просвещенного в ту эпоху государства во всем христианском мире. Духовную и художественную жизнь Византии определяла …………– главный заказчик строительства и украшения храмов.

Древнерусская монументальная живопись складывалась на основе византийских традиций. Из Константинополя приезжали митрополиты, священники, …………., которые привозили иконы, украшенные миниатюрами церковные книги. (историк передает слово искусствоведу)

Слово искусствоведу

Мастера, оформляя древнерусские соборы, использовали два вида техники монументальной живописи: ……… и ………. Мозаика отличается наибольшей роскошью и нарядностью. Сложенная из ……….. – небольших кусочков окрашенного стекла, она менее подвержена воздействию времени, чем фреска, и не теряет первоначальной свежести красок. Смальта хорошо отражает солнечный свет, который наполняет храм цветовыми переливами, подобными …………. драгоценных камней. Кубики смальты окрашивались в разные цвета: ученые насчитали в мозаичной палитре собора Святой Софии …….оттенков.

В технике мозаики выполнялись композиции в ………и …….. Остальные части храма расписывались водяными красками по сырой штукатурке – фресками. Благодаря замечательным свойствам этой техники, а также мастерству живописцев, знавших все тонкости, некоторые фресковые ансамбли, созданные много столетий назад, сохранились до наших дней. На протяжении столетий краски не выцветали, не темнели и не портились от сырости. Рецепты красок хранились в секрете и передавались только от мастера к ученику.

 

Приложение к уроку №6

В конце урока проводится игра, в ходе которой учащиеся должны соединить слово с его значением. (Те слова, с которыми сегодня  или на прошлом уроке познакомились )

1.Смальта                                               

2. Апсида

3.Миниатюра

4.Заставка

5.Инициал

А. -  это заглавная буква укрупненного размера, помещаемая в начале текста книги, главы, части или абзаца.

Б. - сделанный от руки многоцветный рисунок, который мог располагаться в любом месте рукописи.

В.  -  небольшие кусочки окрашенного стекла, менее подвержена воздействию времени, чем фреска, и не теряет первоначальной свежести красок.

Г. - небольшая орнаментальная или изобразительная композиция, выделяющая и украшающая начало какого-либо раздела книги.

Д. -  выступ здания, перекрытый полукуполом или полусводом.

 

Ответы:

1 – В;

2 – Д;

3 – Б;

4 – Г;

5 – А.

Духовное наследие Киевской Руси

Скачать конспект (4.23 Mb)



Автор разработки: Горова Лариса Ефимовна

Учебный предмет: Художественная культура

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 648 | Загрузок: 220 | Комментариев: 0

Ключевые слова: культура Киевской Руси

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»