Главная » Разработки уроков » Химия

Реакции ионного обмена между растворами электролитов, условия их протекания до конца

Цель: сформировать у учащихся представление о сущности реакции ионного обмена; определить условия протекания реакций ионного обмена до конца; сформировать умение предвидеть возможность  химических реакций, составлять молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций ионного обмена между растворами электролитов; расширить и углубить знания учащихся  о растворах и химических реакциях в растворах.

Продолжить формировать практические умения и навыки выполнения лабораторных опытов; развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Отработать умение самостоятельно работать в группе, умение принимать решение, брать ответственность на себя, бесконфликтно общаться.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, таблица растворимости солей,  кислот и оснований в воде, штатив с пробирками, компьютер, мультимедийный проектор и мультимедийная доска.

Реактивы: растворы феррум (III) хлорида, щелочи, хлоридной кислоты, нитратной кислоты, натрий карбоната, магний хлорида, азотнокислого серебра, индикатора фенолфталеина. 

Базовые понятия и термины: растворы, электролиты, неэлектролиты, растворенное вещество, электролитическая диссоциация, ионы, катионы, анионы, химическая связь, сильные и слабые электролиты, степень диссоциации, реакции обмена.

Методы обучения: пояснительно-иллюстративный, словесный, наглядный, репродуктивный, частично-поисковый, практический, интерактивный, методы контроля.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

                                              Структура урока

1.Организационный этап………………………………………1 мин.

2.Проверка домашнего задания……………………………...  7 мин.

3. Актуализация опорных знаний…………………………. 3 мин.

4.Изучение нового материала……………………………….20 мин.

         1.Реации ионного обмена и условия их протекания.

         2.Реакции с образованием воды.

         3.Реакции с образованием осадка.

         4.Реакции с выделением газа.

5. Обобщение и закрепление знаний………………………10 мин.

6.Домашнее задание…………………………………………..2 мин.

7.Рефлексия………………….…………………………………2 мин.

 

                       Ход урока:

  1. Организационный этап.

-Здравствуйте, садитесь.

- Способность мыслить, а не зреть и слушать

Над всеми возвышает нас, людей.

Ведь у ослов длинней, чем наши, уши,

А у быков глаза куда крупней!

Это сказал великий Саади еще в 14 веке. Сегодня я предлагаю вам, ребята, использовать это прекрасное человеческое качество на уроке химии.

  1. Актуализация опорных знаний учащихся.

Общение наше мы начнем с проверки домашнего задания и «Химической разминки».

-Какие вещества называются электролитами?

-Почему их водные растворы и расплавы проводят электрический ток?

-Как называется процесс распада электролитов на ионы?

-Дайте определение кислотам, основаниям, солям с точки зрения теории электролитической диссоциации.

-Что такое степень диссоциации?

-На какие группы по степени диссоциации делят электролиты?

 Упражнение «Сортировщик»

Разделите данные электролиты на две группы: сильные и слабые, пользуясь таблицей растворимости

FeCI3, H2O, NaCI, H2CO3, AgNO3, H2SiO3, NaOH, Fe(OH)3, HCI, AgCI.

      Проверка домашнего задания.

HCI + Ag NO3 =  AgCI+ HNO3;

NaCI+AgNO3=  AgCI+Na NO3;

MgCI2+2AgNO3=  AgCI+Mg(NO3)2.

Учитель:

- Какие реакции называются реакциями обмена?

-Условия возникновения и течения реакций обмена до конца?

-Какие    сложные вещества вступают в реакции обмена?

Химический эксперимент:

Смешаем порошки MgCI2 и AgNO3. Наблюдаем ли мы какие-нибудь изменения?

Теперь смешаем растворы MgCI2 и AgNO3, мгновенно выпадает белый творожистый осадок.

-Какими мельчайшими частицами обменялись электролиты в водных растворах?

3.Мотивация учебной деятельности учащихся.

Сегодня на уроке мы рассмотрим реакции ионного обмена в растворах электролитов. Выясним условия их протекания до конца.

Каждый из вас пройдет путь ученого экспериментатора, но в миниатюре. Формулируя научную гипотезу, вы ее потом подтвердите опытным путем. Я вас познакомлю с алгоритмом составления полных и сокращенных уравнений ионного обмена. Вы их научитесь составлять и по сокращенному ионному уравнению определять суть протекания данной реакции. Реакции ионного обмена определяют здоровье каждого из нас. Они протекают ежеминутно, ежесекундно в наших организмах, осуществляя процессы метаболизма и обмена веществ.

  1. Изучение нового материала.

Давайте проанализируем как произошла химическая реакция ионного обмена между MgCI2 и AgNO3 в водных растворах.

MgCI2+2AgNO3=  AgCI+Mg(NO3)2

Пользуясь таблицей растворимости, определим сильные и слабые электролиты, слабые подчеркнем. Распишем сильные электролиты на ионы, слабые оставим в виде молекул.

Mg + 2CI+2Ag + NO3AgCI+Mg +2NO3;

-Что вы делаете с одинаковыми слагаемыми и коэффициентами в алгебраических уравнениях? Сократим и в химическом уравнении на одинаковые ионы в правой и левой частях уравнения. Получим сокращенное ионное уравнение.

 Ag +CI=  AgCI;

 Оно отражает истинную химическую реакцию, которая происходит в водных растворах электролитов.

Давайте повторим последовательность действий. Используя данный алгоритм, составить полное ионное и сокращенное ионное уравнения для  1 и 2 уравнения из домашнего задания.

В результате проверки выясняется, что независимо от реагентов все сокращенные уравнения одинаковые. Следовательно, ионные уравнения, в отличии от молекулярного, относятся не к одной реакции между конкретными веществами, а к целой группе аналогичных реакций.

Зная истинные процессы, происходящие в растворе, можно предсказать, возможность протекания химических реакций ионного обмена до конца.

Задание для групп «Предскажи реакцию»

1 группа: Fe; Na; 3CI; OH;

 2 группа: К; H; OH; NO3;

3 группа:  Na; H; NO3; CI;

4 группа: 2Na; 2H; CO3; 2NO3.

В ваших растворах содержаться данные ионы. Произойдет ли реакция ионного обмена? Почему???

А сейчас на практике подтвердите свои гипотезы  с помощью химического эксперимента, но сначала инструктаж по БЖД.

Каждая группа получает задание, отчет оформляет в виде лабораторного опыта в тетради и на листе бумаги.

1 группа: Fe CI3+ Na OH;

2 группа: КOH+ HNO3;

3 группа:  Na NO3+ H CI;

4 группа: Na2CO3+ HNO3.

Проверка у доски - отчет капитанов.

5.Закрепление изученного материала.

Ответы на вопросы тестов с дальнейшей взаимопроверкой.

Выставление на карточке оценивания средневзвешенного балла за урок.

Оценка учителя

Оценка за работу в группе

Оценка за тесты

Средневзвешенный балл за урок.

 

 

 

 

 

6.Домашнее задание.

Прочитать § 10, выполнить №91-93, подготовиться к практической работе, стр. 67

7.Рефлексия.

Закончи предложение.

Сегодня я узнал……

Было интересно……

Было сложно……

Я понял, что……

Теперь я могу…..

Я научился……

Я смог…….

Я попробовал…..

Мне захотелось…..

Реакции ионного обмена между растворами электролитов, условия их протекания до конца

Скачать конспект (14.2 Kb)



Автор разработки: Коваленко Ирина Александровна

Учебный предмет: Химия

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 2806 | Загрузок: 265 | Комментариев: 0

Ключевые слова: реакции ионного обмена

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»