Главная » Разработки уроков » Химия |
Цель: сформировать у учащихся представление о сущности реакции ионного обмена; определить условия протекания реакций ионного обмена до конца; сформировать умение предвидеть возможность химических реакций, составлять молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций ионного обмена между растворами электролитов; расширить и углубить знания учащихся о растворах и химических реакциях в растворах. Продолжить формировать практические умения и навыки выполнения лабораторных опытов; развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы. Отработать умение самостоятельно работать в группе, умение принимать решение, брать ответственность на себя, бесконфликтно общаться. Тип урока: комбинированный. Оборудование: Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде, штатив с пробирками, компьютер, мультимедийный проектор и мультимедийная доска. Реактивы: растворы феррум (III) хлорида, щелочи, хлоридной кислоты, нитратной кислоты, натрий карбоната, магний хлорида, азотнокислого серебра, индикатора фенолфталеина. Базовые понятия и термины: растворы, электролиты, неэлектролиты, растворенное вещество, электролитическая диссоциация, ионы, катионы, анионы, химическая связь, сильные и слабые электролиты, степень диссоциации, реакции обмена. Методы обучения: пояснительно-иллюстративный, словесный, наглядный, репродуктивный, частично-поисковый, практический, интерактивный, методы контроля. Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. Структура урока 1.Организационный этап………………………………………1 мин. 2.Проверка домашнего задания……………………………... 7 мин. 3. Актуализация опорных знаний…………………………. 3 мин. 4.Изучение нового материала……………………………….20 мин. 1.Реации ионного обмена и условия их протекания. 2.Реакции с образованием воды. 3.Реакции с образованием осадка. 4.Реакции с выделением газа. 5. Обобщение и закрепление знаний………………………10 мин. 6.Домашнее задание…………………………………………..2 мин. 7.Рефлексия………………….…………………………………2 мин.
Ход урока:
-Здравствуйте, садитесь. - Способность мыслить, а не зреть и слушать Над всеми возвышает нас, людей. Ведь у ослов длинней, чем наши, уши, А у быков глаза куда крупней! Это сказал великий Саади еще в 14 веке. Сегодня я предлагаю вам, ребята, использовать это прекрасное человеческое качество на уроке химии.
Общение наше мы начнем с проверки домашнего задания и «Химической разминки». -Какие вещества называются электролитами? -Почему их водные растворы и расплавы проводят электрический ток? -Как называется процесс распада электролитов на ионы? -Дайте определение кислотам, основаниям, солям с точки зрения теории электролитической диссоциации. -Что такое степень диссоциации? -На какие группы по степени диссоциации делят электролиты? Упражнение «Сортировщик» Разделите данные электролиты на две группы: сильные и слабые, пользуясь таблицей растворимости FeCI3, H2O, NaCI, H2CO3, AgNO3, H2SiO3, NaOH, Fe(OH)3, HCI, AgCI. Проверка домашнего задания. HCI + Ag NO3 = AgCI+ HNO3; NaCI+AgNO3= AgCI+Na NO3; MgCI2+2AgNO3= AgCI+Mg(NO3)2. Учитель: - Какие реакции называются реакциями обмена? -Условия возникновения и течения реакций обмена до конца? -Какие сложные вещества вступают в реакции обмена? Химический эксперимент: Смешаем порошки MgCI2 и AgNO3. Наблюдаем ли мы какие-нибудь изменения? Теперь смешаем растворы MgCI2 и AgNO3, мгновенно выпадает белый творожистый осадок. -Какими мельчайшими частицами обменялись электролиты в водных растворах? 3.Мотивация учебной деятельности учащихся. Сегодня на уроке мы рассмотрим реакции ионного обмена в растворах электролитов. Выясним условия их протекания до конца. Каждый из вас пройдет путь ученого экспериментатора, но в миниатюре. Формулируя научную гипотезу, вы ее потом подтвердите опытным путем. Я вас познакомлю с алгоритмом составления полных и сокращенных уравнений ионного обмена. Вы их научитесь составлять и по сокращенному ионному уравнению определять суть протекания данной реакции. Реакции ионного обмена определяют здоровье каждого из нас. Они протекают ежеминутно, ежесекундно в наших организмах, осуществляя процессы метаболизма и обмена веществ.
Давайте проанализируем как произошла химическая реакция ионного обмена между MgCI2 и AgNO3 в водных растворах. MgCI2+2AgNO3= AgCI+Mg(NO3)2 Пользуясь таблицей растворимости, определим сильные и слабые электролиты, слабые подчеркнем. Распишем сильные электролиты на ионы, слабые оставим в виде молекул. Mg + 2CI+2Ag + NO3= AgCI+Mg +2NO3; -Что вы делаете с одинаковыми слагаемыми и коэффициентами в алгебраических уравнениях? Сократим и в химическом уравнении на одинаковые ионы в правой и левой частях уравнения. Получим сокращенное ионное уравнение. Ag +CI= AgCI; Оно отражает истинную химическую реакцию, которая происходит в водных растворах электролитов. Давайте повторим последовательность действий. Используя данный алгоритм, составить полное ионное и сокращенное ионное уравнения для 1 и 2 уравнения из домашнего задания. В результате проверки выясняется, что независимо от реагентов все сокращенные уравнения одинаковые. Следовательно, ионные уравнения, в отличии от молекулярного, относятся не к одной реакции между конкретными веществами, а к целой группе аналогичных реакций. Зная истинные процессы, происходящие в растворе, можно предсказать, возможность протекания химических реакций ионного обмена до конца. Задание для групп «Предскажи реакцию» 1 группа: Fe; Na; 3CI; OH; 2 группа: К; H; OH; NO3; 3 группа: Na; H; NO3; CI; 4 группа: 2Na; 2H; CO3; 2NO3. В ваших растворах содержаться данные ионы. Произойдет ли реакция ионного обмена? Почему??? А сейчас на практике подтвердите свои гипотезы с помощью химического эксперимента, но сначала инструктаж по БЖД. Каждая группа получает задание, отчет оформляет в виде лабораторного опыта в тетради и на листе бумаги. 1 группа: Fe CI3+ Na OH; 2 группа: КOH+ HNO3; 3 группа: Na NO3+ H CI; 4 группа: Na2CO3+ HNO3. Проверка у доски - отчет капитанов. 5.Закрепление изученного материала. Ответы на вопросы тестов с дальнейшей взаимопроверкой. Выставление на карточке оценивания средневзвешенного балла за урок.
6.Домашнее задание. Прочитать § 10, выполнить №91-93, подготовиться к практической работе, стр. 67 7.Рефлексия. Закончи предложение. Сегодня я узнал…… Было интересно…… Было сложно…… Я понял, что…… Теперь я могу….. Я научился…… Я смог……. Я попробовал….. Мне захотелось….. |
Автор разработки: Коваленко Ирина Александровна Учебный предмет: Химия Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 2806 | Загрузок: 265 | Комментариев: 0 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |