Главная » Разработки уроков » Химия

Химические свойства солей

 Цель:  сформировать у учащихся представление о химических свойствах солей; об особенностях и условиях взаимодействия солей с кислотами, основаниями, солями; развивать умение составлять уравнения реакций обмена; развивать умение наблюдать и делать выводы.

Материалы: Растворы солей: хлорида железа(II), карбоната натрия, хлорида кальция, сульфата натрия, нитрата калия, сульфата меди(II), сульфата железа(II), хлорида железа(III), хлорида бария, карбоната кальция, нитрата серебра, раствор щёлочи, соляная кислота, серная кислота.

 Методы и приёмы: Создание ситуации успеха, словесные, практические (выполнение упражнений), демонстрационные, «Мозговой штурм», Экспресс-контроль, метод незаконченного предложения, групповые.

Оборудование: Периодическая система химических элементов, таблица растворимости.

Базовые понятия и термины: соли, кислоты, основания, реакция обмена.

Тип урока: комбинированный.

                                          Структура урока

І. Орг. Момент…………………………………………………………………….1 мин.

ІІ. Проверка домашнего задания…………………………………………………9 мин.

ІІІ. Актуализация опорных знаний………………………………………………2 мин.

ІV. Изучение нового материала………………………………………………….20 мин.

1.Взаимодействие солей с основаниями.

2.Взаимодействие солей с  кислотами.

3.Взаимодействие солей.

   V. Обобщение и систематизация знаний………………………………………..10 мин.

 VІ. Домашнее задание………………………………………………………………1 мин.

 VІІ. Подведение итогов урока………………………………………………………2 мин.

                                                           ХОД УРОКА

І Орг. Момент.                                                                                           

  Приветствие, проверка готовности к уроку.

«Успех»;                                                                        1-й слайд

 «Сегодня на уроке мы будем…»;                               2-й слайд

 «Раздел Химии».                                                         3-й слайд

ІІ. Проверка домашнего задания

    Вопросы: Мозговой штурм                                       4-й слайд

    Дать определение реакции нейтрализации.

    Дать определение реакции обмена.

    Какие основания реагируют с кислотами?

Проводится экспресс – контроль формирования умения составлять уравнения реакций кислотно-основных взаимодействий.( можно организовать групповую работу)                  5-й слайд

Класс делится на 2 группы, раздается работа на листах где нужно дописать реакции и назвать продукты реакции;

1группа

Ζn(ОН)2 + Н2ŚО4 =

КОН + Н2ŚО3 =

FeО + НСl =                                                                                                         

Аl2О3 + Н2ŚО4 =

Са(ОН)2 + ŚО2 =

ΝаОН + Ν2О5 =

МqО + СО2 =

6-й слайд (всё вместе)

2 группа
Аl(ОН)3 + Н3РО4 =

Сu(ОН)2 + НВr =

ΖnО + Н2ŚО4 =

Fe2О3 + НСl =

КОН + Ν2О5 =

Ва(ОН)2 + СО2 =

СаО + ŚО2 =

Во время экспресс-контроля учитель проверяет выполнение работ (выборочно).

Дальше 7-8-й слайды проверочная работа на правильность написания реакций.

І группа

Ζn(ОН)2 + Н2ŚО4 = ZnSO4 + 2H2O

КОН + Н2ŚО3 = K2SO3 + 2H2O

FeО + 2НСl =  FeCl2 + H2O

Аl2О3 + 3Н2ŚО4 = Al2 (SO4)3 + 3H2O

Са(ОН)2 + ŚО2 = CaSO3 + H2O

2ΝаОН + Ν2О5 = 2NaNO3 + H2O

МqО + СО2 = MgCO3

ІІ группа

Аl(ОН)3 + Н3РО4 = AlPO4 +3H2O

Сu(ОН)2 + 2НВr = CuBr2 + H2O

ΖnО + Н2ŚО4 = ZnSO4 + H2O

Fe2О3 + 6НСl = 2FeCl3 + 3H2O

2КОН + Ν2О5 = 2KNO + H2O

Ва(ОН)2 + СО2 = BaCO3 + H2O

СаО + ŚО2 = CaSO3

ІІІ. Актуализация опорных знаний

      Беседа.

Учитель обращает внимание учеников на то, что в результате кислотно-основных взаимодействий образуются соли, предлагает рассмотреть химические свойства солей и сообщает тему урока.

Учитель напоминает, что ученики частично ознакомлены со свойствами солей: соли могут реагировать с простыми веществами, металлами.

При каких условиях проходят реакции металлов с солями?

(вытеснительный ряд)

На уроке будут рассмотрены реакции солей со сложными веществами.

ІV. Изучение нового материала.                                                               9-й слайд

Рассказ учителя сопровождается демонстрацией (либо видеоматериал).

Взаимодействие солей с основаниями.                                          10-й слайд

Демонстрация.

FeСl3 +2 ΝаОН = Fe(ОН)3↓ + 2ΝаСl.                                                   11-й слайд

Растворимые соли способны взаимодействовать с растворимыми основаниями – щелочами. Между ними происходит реакция обмена, следовательно, в продуктах реакции также будут соль и основание. Чтобы соль вступила в реакцию со щелочью, один из продуктов должен выпадать в осадок (таблица растворимости). Таким образом, получают нерастворимые в воде основания:

                       Соль(1) + щелочь = нерастворимый гидроксид + соль(2).       12-й слайд

Щелочи относят к сильным основаниям, а нерасворимые гидроксиды – к слабым.

Итак, реакция между солью и основанием проходит в том случае, если более сильное основание вытесняет более слабое из соли. Таким образом, соль взаимодействует со щелочью, а с нерастворимым основанием – нет.

Взаимодействие солей с кислотами.                                                     13-й слайд

В реакцию с солями, как растворимыми, так и нерастворимыми в воде, могут вступать и кислоты. Между ними также проходит реакция обмена, следовательно, в продуктах реакции будут соль и кислота:

                        Соль(1) + кислота(1) = кислота(2) + соль(2).                            14-й слайд

Реакции между солью и кислотой протекают по-разному:

а) соль, которая образуется, выпадает в осадок;

б) образовавшаяся кислота – летучая или неустойчивая и разлагается в момент образования.

    Демонстрация.                                                                                                15-й слайд

                     ВаСl2 + Н2ŚО4 = ВаŚО4↓ + 2НСl.                                               16-й слайд

Эта реакция является необратимой благодаря образованию осадка.

Кремниевая кислота представляет собой бесцветное аморфное вещество.

При образовании этой кислоты в реакциях обмена осадка, как такового, не наблюдается.

Пример:      Νа2ŚìО3 + 2НСl = 2 ΝаСl + Н2ŚìО3↓ ( гель).                              17-й слайд

в) иногда образующаяся кислота разлагается с выделением газа:

  пример,

                             Н2СО3 = СО2 ↑+ Н2О

                             Н2ŚО3 = ŚО2 ↑ + Н2О.

Кислота может быть летучей и плохо растворяться в воде, как, например, сероводородная кислота Н2Ś.

Демонстрация.                                                                                                    18-й слайд

СаСО3 + 2НСl = СаСl2 + Н2СО3 или (СО2 + Н2О)                                        19-й слайд

(мел)

Понятие «сильная» и «слабая» применяется также и к кислотам.

Соляная кислота – сильная, а сероводородная – слабая. Слабая кислота не может вытеснить из соли сильную кислоту. Взаимодействие происходит только в обратном направлении.

К сильным кислотам относят азотную, серную, соляную, бромоводородную и йодоводородную.

Все остальные кислоты – слабые. Итак, все сильные кислоты способны взаимодействовать с солями всех слабых кислот. Несмотря на то, что многие слабые кислоты растворяются в воде, сильные кислоты способны вытеснить их в том случае, если все продукты реакции растворимы в воде. Например, серная кислота может вытеснить фосфорную их нерастворимых фосфатов:

Мq3(РО4)2 + 3Н2ŚО4 = МqŚО4 + 2Н3РО4;

                                                                                                                              20-й слайд

2АlРО4 + 3Н2ŚО4 = Аl2(ŚО4)3 + 2Н3РО4.

Взаимодействие солей.                                                                          21-й слайд

Между солями также могут проходить реакции обмена. Конечно, если в реакцию вступают две соли, то и продуктами реакции должны быть две соли:

                                   Соль(1) + соль(2) = соль(3) + соль(4).

Взаимодействие двух солей возможно только в том случае, если обе исходные соли растворимы в воде и хотя бы   один из продуктов реакции выпадает в осадок.

Пример:

                         АqΝО3 + ΝаСl = АqСl ↓ + ΝаΝО3;

                         ВаСl2 + Νа2ŚО4 = ВаŚО4 ↓ + 2ΝаСl.

Иногда в реакцию могут вступать две соли, одна из которых нерастворимая. Но реакция может происходить только в том случае, если исходная соль более растворима, чем та, которая образуется. Например, сульфат кальция является малорастворимой солью, а сульфат бария – нерастворимой, значит, возможна следующая реакция:

                             СаŚО4 + ВаСl2 = ВаŚО4 ↓ + СаСl.

V. Обобщение и систематизация знаний.

  Задания.                                                                                                         22-й слайд               

Какое вещество выпадает в осадок, если смешать растворы нитрата кальция и серной кислоты? Написать уравнение реакции.(СаŚО4)

Дописать уравнение реакций.                                                           23-й слайд

а) СuŚО4 + Ва(ОН)2 =

б) Са(ОН)2 + К2СО3 =

в) К2ŚО3 + СаСl2 =

г) Νа2ŚО3 + Н2ŚО4 =

Слайд на проверку написания реакций для закрепления материала.          24-й слайд

а) СuŚО4 + Ва(ОН)2 = Cu(OH)2 + BaSO4↓

б) Са(ОН)2 + К2СО3 = CaCO3 + 2KOH

в) К2ŚО3 + СаСl2 = 2KCl + CaSO3↓

г) Νа2ŚО3 + Н2ŚО4 = не происходит

3. Вычислите массу осадка, образующегося при взаимодействии сульфата натрия с хлоридом бария массой 41,6г.                                                                                  25-й слайд

     Дано:

M(ВаСl2)=41,6г.                                  Решение

                                                                       41,6г                      х

 ________________                  Νа2ŚО4 + ВаСl2 = 2ΝаСl + ВаŚО4↓

    Найти:

m(осадка)-?                                                  М=208                  М=233                 26-й слайд

                                                     γ(ВаСl2)=41,6г ⁄208г\моль= 0,2 моль.

Т.к. количество вещества у хлорида бария и сульфата бария одинаковое по реакции, то и по решению задачи количество вещества сульфата бария будет 0,2 моль.

Значит:

m(осадка)= γ * М; m(ВаŚО4)= 0,2 моль * 233г⁄моль= 46,6г.

VІ. Подведение итогов урока.
«Микрофон»                                                                                          27-й слайд

VІI. Домашнее задание.

Выучить §19, выполнить задания 1-2,4; №3 выполнить трём учащимся по усмотрению учителя,

Подготовить сообщение на тему «Соли в природе. Их значение», (по желанию одного из учащихся).                                                                                                                 28-й слайд

VIII.   Оцениваются результаты урока работы учащихся.

Химические свойства солей

Скачать конспект (259.3Kb)



Автор разработки: Колинко Оксана Викторовна

Учебный предмет: Химия

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 432 | Загрузок: 62 | Комментариев: 0

Ключевые слова: соли

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»