Главная » Разработки уроков » История |
Цель: Раскрыть причины и характер Второй мировой войны; дать характеристику ходу боевых действий в 1939-1941 г.г.; охарактеризовать основные битвы этого периода; закрепить навыки анализа и сопоставления историческго материала, умений рассматривать исторические явления в конкретно-исторических условиях; воспитывать учащихся в духе патриотизма, национального сознания и достоинства. Тип урока: усвоение новых знаний. Учебно-наглядные пособия и оборудование: -Щупак И.Я. Всемирная история. Новейший период (1939-2011 гг.): учеб. для 11 кл. общеобразоват. учеб. заведений. - Запорожье: Премьер. 2011. стр.11-21 - Хрестоматия -Карта:«Вторая мировая война», «Начало 2 мировой войны в Европе» ( сентября 1939 - июнь 1941 г.г.) - Атлас. Картосхемы в учебнике. - Комплексный обучающий планшет (мини-учебник) - Изомонтаж «Начало 2 мировой войны» - Универсальные карточки-тесты закрепления и повторения учебного материала. - Учеб.кинофрагмент « 2-ая мировая война» I часть. Основные понятия и термины: « блицкриг», агрессия, Вторая мировая война, оккупация, «Освободительный поход» Красной Армии, Тройственный пакт, «Зимняя война», планы операции «Вайс», «Везерские учения», «Грюн», « Морской лев», «Марита». Основные даты: 1 сентября 1939 г. - начало Второй Мировой войны; ноябрь 1939 г. - присоединение Западной Украины и западной Белоруссии к СССР; ноябрь 1939 г. - март 1940 г.- война между СССР и Финляндией; июнь 1940 г. - присоединение Бессарабии и Северной Буковины к СССР; август 1940 г. - присоединение Латвии, Литвы, Эстонии к СССР; 27 сентября 1940 г. - заключение Тройственного пакта между Германией, Италией и Японией. Ход урока: 1. Организационный момент: - подготовка рабочего места, - приветствие, - проверка отсутствующих, - проверка подготовки учащихся к уроку 2. Актуализация опорных знаний, умений и представлений учащихся. - Короткое вступительное слово учителя - Составьте представление на основе рекомендованных слов: агрессия, оккупация, «блицкриг», Вторая мировая война, пакт Молотова - Риббентропа 1) Записать слова на доске; 2) Учитель предлагает ученикам составить рассказ из этих слов; 3) Заслушать несколько учеников; 4) Затем учащимся рекомендуется внимательно выслушать характеристику этих понятий, данную учителем; 5) Сравниваем рассказы учеников с тем, что они услышали от учителя; 6) Отмечаем лучшие ответы учеников, /которые ближе всего к к ответам учителя/ 3. Мотивация учебной деятельности: - Вступительное слово учителя. Исторические факты. Вступительное слово учителя: История человечества знает великое множество войн. Но две из них по масштабам разрушений и человеческих потерь не имеют равных. Обе войны произошли в XX в., ив них принимали участие все крупные государства мира. Войны пришли из Германии; основные боевые действия; разворачивались в Европе. Во 2 мировой войне принимало участие более 60 стран, на территории которых проживало более 80% населения земли. Боевые действия происходили в Европе, Азии, Африке, Океании на площади 22 млн. кмг на просторах Мирового океана. За годы войны в армии воюющих государств было призвано 110 млн. чел. По разным источникам на фронтах 2-ой мировой войны погибло от 50 до 65-67 млн. человек, 90 были ранены или изувечены; около половины погибших составляло мирное население. Материальный ущерб достиг 4 трлн. долларов. 4. Объявление, представление темы и ожидаемых результатов; A. - Объявление темы урока; Б.- План урока; 1) Причины, характер, периодизация 2 мировой войны; 2) Начало Второй мировой войны. Боевые действия в 1939- 1941г.г B. - Выписать с доски новые понятия в конспект; Г. - Ожидаемые учебные результаты: После этого урока * вы будете знать причины, характер и периодизацию 2 мировой войны; * вы сможете характеризовать причины изменения характера войны после вступления в нее СССР; давать оценку исторической особенности И.Сталина в нач. 2 мировой войны; * вы сможете высказывать личную оценку такому историческому явлению, как война Напомнить ученикам, что в конце урока будет проверено, насколько они достигли таких результатов. 5. Изучение нового материала: 1). Причины, характер, периодизация Второй мировой войны. А. Причины войны; / Чтение с маркировкой текста учебника. Выделить карандашом в тексте 1 причины войны/ Б. Характер войны; (рассказ учителя) Агрессивные государства стремились к расширению собственных территорий, завоеванию рынков сбыта и источников сырья - то есть достижению мирового господства и установлению «нового порядка». Со стороны этих государств война носила захватнический характер. Для стран, которые подверглись агрессии и были оккупированы, война была справедливой.Сложнее определить характер войны относительно СССР. В период с 17 сентября 1939 г. по 22 июня 1941 г. он сам выступал в роли агрессора, присоединив к себе значительные территории, к тому времени принадлежали Польше, Румынии, Финляндии, а также Прибалтийские государства /Эстония, Латвия, Литва/. Но после нападения Германии СССР вынес на себе основное бремя борьбы с фашистской Германией и для него война носила справедливый характер. Ее по праву назвали Великой Отечественной войной. В. Периодизация Второй мировой войны /школьная лекция/ Существует несколько вариантов периодизации Второй мировой войны. Мы с вами запишем один из них: Вариант I. I этап. 1 сентября 1939 г. - 19 ноября 1942 г. Стратегическая инициатива принадлежит агрессивным государствам. Германия,Италия, Япония и их союзники сумели завладеть значительными территориями в Европе, Азии, Океании. II этап. 19 ноября 1942 г. - 9 мая 1945 г. Стратегическая инициатива полностью переходит к странам Антигитлеровской коалиции, которая разгромила войска Германии и ее союзников в Европе и заставила их капитулировать. III этап. 9 мая 1945г. - 2 сентября 1945 г. окончание войны на Тихом океане и разгром милитаристской Японии. Окончание Второй мировой войны. 6. Осмысление новых знаний и умений. /фронтальная беседа по основным пунктам учебной темы/ - Когда началась Вторая мировая война? - Назовите причины Второй мировой войны? - Какой характер имела 2 мировая война? - Почему Германии удалось относительно быстро захватить Данию, Норвегию, Голландию, Бельгию, Францию? - Какие территориальные приобретения осуществил СССР в 1-й период войны? Как Вы их оцениваете? 7. Систематизация и обобщение новых знаний и умений на преобразующем и творческом уровне: - /историческая задача/ В 1939 г. Л. Мехлис говорил: «Товарищ И.Сталин поставил задачу: на случай войны увеличить количество советских республик». Как это задание И.Сталина реализовывалось на протяжении 1939-1941 г.г.? - /дискуссия по проблемному вопросу/ Можно ли утверждать, что СССР в 1939-1941 г.г. был союзником Германии? 8. Подведение итогов урока: - Прояснить содержание изученного; - Сопоставьте реальные результаты с ожидаемыми; - Проанализировать, почему произошло так, а не иначе? - Сделать выводы; Закрепить и откорректировать усвоение информации или соответствующих умений и навыков. 9. Инструктаж домашнего задания: - Проработать текст учебника - стр. 11-12; - Выписать в тетрадь новые понятия и выучить них; - Подготовьте рефераты по темам: «Разгром Франции», «Воздушная война над Англией», «Битва за Атлантику», «Фашистская агрессия на Балканах», «Советско-финская война», «Сотрудничество СССР и Германии в 1939-1941 г.г.» « Присоединение Прибалтики к СССР». Приложение I: Продолжительность военных кампаний Германии против стран Европы в 1939-1941 г.г.
Примерный ответ: Причины побед Германии в 1939-1941 г.г. 1 - Применение Германией концепции «блицкрига» /«молниеносной войны»/, что давало ей преимущества, если противник значительно превосходил нападающую сторону в военной силе и технике. 2 - Четкое взаимодействие родов войск германской армии, в особенности танков и авиации. 3 - Англия и Франция, надеясь достичь мирних договореностей, уступили стратегическую инициативу Германии, отдавая предпочтение оборонительным действиям. 4 - Германии удалось избежать войны на два фронта. 5 - Мобилизация всех ресурсов Германии на войну. |
Автор разработки: Голиков Валерий Николаевич Учебный предмет: История Выставить рейтинг разработки урока: Просмотров: 1732 | Загрузок: 212 | Комментариев: 7 Ключевые слова: |
Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0 | |