Главная » Разработки уроков » История

Причины и начало Второй мировой войны. События 1939-1941 гг.

Цель: Раскрыть причины и характер Второй мировой войны; дать характеристику ходу боевых действий в 1939-1941 г.г.; охарактеризовать основные битвы этого периода; закрепить навыки анализа и сопоставления историческго материала, умений рассматривать исторические явления в конкретно-исторических условиях; воспитывать учащихся в духе патриотизма, национального сознания и достоинства.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Учебно-наглядные пособия и оборудование:

-Щупак И.Я. Всемирная история. Новейший период (1939-2011 гг.): учеб. для 11 кл. общеобразоват. учеб. заведений. - Запорожье: Премьер. 2011.

стр.11-21

- Хрестоматия

-Карта:«Вторая мировая война»,

«Начало 2 мировой войны в Европе» ( сентября 1939 - июнь 1941 г.г.)

-   Атлас. Картосхемы в учебнике.

-   Комплексный обучающий планшет (мини-учебник)

-   Изомонтаж «Начало 2 мировой войны»

-     Универсальные карточки-тесты закрепления и повторения учебного

материала.

-   Учеб.кинофрагмент « 2-ая мировая война» I часть.

Основные понятия и термины: « блицкриг», агрессия, Вторая мировая война, оккупация, «Освободительный поход» Красной Армии, Тройственный пакт, «Зимняя война», планы операции «Вайс», «Везерские учения», «Грюн», « Морской лев», «Марита».

Основные даты: 1 сентября 1939 г. - начало Второй Мировой войны; ноябрь 1939 г. - присоединение Западной Украины и западной Белоруссии к СССР; ноябрь 1939 г. - март 1940 г.- война между СССР и Финляндией; июнь 1940 г. - присоединение Бессарабии и Северной Буковины к СССР; август 1940 г. - присоединение Латвии, Литвы, Эстонии к СССР; 27 сентября 1940 г. - заключение Тройственного пакта между Германией, Италией и Японией.

Ход урока:

1.   Организационный момент:

-   подготовка рабочего места,

-   приветствие,

-   проверка отсутствующих,

-   проверка подготовки учащихся к уроку

2.   Актуализация опорных знаний, умений и представлений учащихся.

-   Короткое вступительное слово учителя

-     Составьте представление на основе рекомендованных слов: агрессия, оккупация, «блицкриг», Вторая мировая война, пакт Молотова - Риббентропа

1)  Записать слова на доске;

2)   Учитель предлагает ученикам составить рассказ из этих слов;

3)   Заслушать несколько учеников;

4)   Затем учащимся рекомендуется внимательно выслушать характеристику этих понятий, данную учителем;

5)   Сравниваем рассказы учеников с тем, что они услышали от учителя;

6)   Отмечаем лучшие ответы учеников, /которые ближе всего к к ответам учителя/

3.   Мотивация учебной деятельности:

-   Вступительное слово учителя. Исторические факты.

Вступительное слово учителя:

История человечества знает великое множество войн. Но две из них по масштабам разрушений и человеческих потерь не имеют равных. Обе войны произошли в XX в., ив них принимали участие все крупные государства мира. Войны пришли из Германии; основные боевые действия; разворачивались в Европе.

Во 2 мировой войне принимало участие более 60 стран, на территории которых проживало более 80% населения земли. Боевые действия происходили в Европе, Азии, Африке, Океании на площади 22 млн. кмг на просторах Мирового океана. За годы войны в армии воюющих государств было призвано 110 млн. чел.

По разным источникам на фронтах 2-ой мировой войны погибло от 50 до 65-67 млн. человек, 90 были ранены или изувечены; около половины погибших составляло мирное население. Материальный ущерб достиг 4 трлн. долларов.

4.   Объявление, представление темы и ожидаемых результатов;

A.   - Объявление темы урока;

Б.-                                   План урока;

1)  Причины, характер, периодизация 2 мировой войны;

2)     Начало Второй мировой войны. Боевые действия в 1939-

1941г.г

B.   - Выписать с доски новые понятия в конспект; Г. - Ожидаемые учебные результаты:

После этого урока

*   вы будете знать причины, характер и периодизацию 2 мировой войны;

*   вы сможете характеризовать причины изменения характера войны после вступления в нее СССР; давать оценку исторической особенности И.Сталина в нач. 2 мировой войны;

*   вы сможете высказывать личную оценку такому историческому явлению, как война

Напомнить ученикам, что в конце урока будет проверено, насколько они достигли таких результатов.

5.  Изучение нового материала:

1). Причины, характер, периодизация Второй мировой войны.

А. Причины войны;

/ Чтение с маркировкой текста учебника. Выделить карандашом в тексте 1 причины войны/

Б. Характер войны; (рассказ учителя)

Агрессивные государства стремились к расширению собственных территорий, завоеванию рынков сбыта и источников сырья - то есть достижению мирового господства и установлению «нового порядка». Со стороны этих государств война носила захватнический характер.

Для стран, которые подверглись агрессии и были оккупированы, война была справедливой.Сложнее определить характер войны относительно СССР. В период с 17 сентября 1939 г. по 22 июня 1941 г. он сам выступал в роли агрессора, присоединив к себе значительные территории, к тому времени принадлежали Польше, Румынии, Финляндии, а также Прибалтийские государства /Эстония, Латвия, Литва/. Но после нападения Германии СССР вынес на себе основное бремя борьбы с фашистской Германией и для него война носила справедливый характер. Ее по праву назвали Великой Отечественной войной.

В. Периодизация Второй мировой войны /школьная лекция/

Существует несколько вариантов периодизации Второй мировой войны.

Мы с вами запишем один из них:

Вариант I. I этап. 1 сентября 1939 г. - 19 ноября 1942 г. Стратегическая инициатива принадлежит агрессивным государствам. Германия,Италия, Япония и их союзники сумели завладеть значительными территориями в Европе, Азии, Океании.

II      этап. 19 ноября 1942 г. - 9 мая 1945 г. Стратегическая инициатива полностью переходит к странам Антигитлеровской коалиции, которая разгромила войска Германии и ее союзников в Европе и заставила их капитулировать.

III       этап. 9 мая 1945г. - 2 сентября 1945 г. окончание войны на Тихом океане и разгром милитаристской Японии. Окончание Второй мировой войны.

6.   Осмысление новых знаний и умений.

/фронтальная беседа по основным пунктам учебной темы/

-   Когда началась Вторая мировая война?

-   Назовите причины Второй мировой войны?

-   Какой характер имела 2 мировая война?

-      Почему Германии удалось относительно быстро захватить Данию, Норвегию, Голландию, Бельгию, Францию?

-    Какие территориальные приобретения осуществил СССР в 1-й период войны? Как Вы их оцениваете?

7.         Систематизация и обобщение новых знаний и умений на преобразующем и творческом уровне:

-   /историческая задача/

В 1939 г. Л. Мехлис говорил: «Товарищ И.Сталин поставил задачу: на случай войны увеличить количество советских республик». Как это задание И.Сталина реализовывалось на протяжении 1939-1941 г.г.?

-   /дискуссия по проблемному вопросу/

Можно ли утверждать, что СССР в 1939-1941 г.г. был союзником Германии?

8.   Подведение итогов урока:

-   Прояснить содержание изученного;

-   Сопоставьте реальные результаты с ожидаемыми;

-   Проанализировать, почему произошло так, а не иначе?

-   Сделать выводы;

Закрепить и откорректировать усвоение информации или соответствующих умений и навыков.

9.   Инструктаж домашнего задания:

-   Проработать текст учебника - стр. 11-12;

-   Выписать в тетрадь новые понятия и выучить них;

-   Подготовьте рефераты по темам:

«Разгром Франции», «Воздушная война над Англией», «Битва за Атлантику», «Фашистская агрессия на Балканах», «Советско-финская война», «Сотрудничество СССР и Германии в 1939-1941 г.г.» « Присоединение Прибалтики к СССР».

Приложение I:

Продолжительность военных кампаний Германии против стран Европы в 1939-1941 г.г.

Страна

Год

Период

К-во дней

Польша

1939

1 сентября - 5 октября

35

Дания

1940

3 апреля

1

Норвегия

1940

3 апреля - 10 июля

63

Люксембург

1940

10 мая

1

Нидерланды

1940

10-14 мая

5

Бельгия

1940

10-28 мая

19

Франция

1940

10 мая - 28 июня

44

Югославия

1941

6-18 апреля

13

Греция, о-ва Крит

1941

6 апреля- 1 июня

52

 

Примерный ответ: Причины побед Германии в 1939-1941 г.г.

1       - Применение Германией концепции «блицкрига» /«молниеносной войны»/, что давало ей преимущества, если противник значительно превосходил нападающую сторону в военной силе и технике.

2    - Четкое взаимодействие родов войск германской армии, в особенности танков и авиации.

3    - Англия и Франция, надеясь достичь мирних договореностей, уступили стратегическую инициативу Германии, отдавая предпочтение оборонительным действиям.

4  - Германии удалось избежать войны на два фронта.

5  - Мобилизация всех ресурсов Германии на войну.

Причины и начало Второй мировой войны. События 1939-1941 гг.

Скачать конспект (14.4 Kb)



Автор разработки: Голиков Валерий Николаевич

Учебный предмет: История

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 1732 | Загрузок: 212 | Комментариев: 7

Ключевые слова: Вторая мировая война

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»