Главная » Разработки уроков » Информатика

Операционная система

Цели урока:

помочь учащимся усвоить назначение и состав операционной системы компьютера, дать основные понятия, необходимые для работы на компьютере;

воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости;

развитие познавательных интересов, навыков работы с мышью и клавиатурой, самоконтроля, умения конспектировать.

Оборудование: доска, компьютер, компьютерная презентация, опорный конспект, карточки для работы в группе, таблица «Операционные системы».

План урока:

Орг. момент.
 Проверка
 Актуализация знаний.
 Теоретическая часть.
 Практическая часть.
 Итог урока.
Д/з

Ход урока:

I. Орг. момент.
Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.

II. Проверка  домашнего задания

Впиши пропущенные слова в предложения:  

Все используемые в компьютере программы называются ___________ обеспечением.
Компьютер без _________– это груда железа. И только_____________ делают его нашим помощником, другом, советчиком.
Программирование- деятельность человека по ­­­­­­­­_____________ программы.
Для обработки информации на компьютере необходимо иметь _________ - устройства компьютерной системы( “hardware”), но и ___________(software”). Которое наделяет компьютер мыслями и интеллектом.
___________ ПО –предназначено для выполнения конкретных задач пользователя.

 ІІІ. Актуализация знаний.
 

Вы когда-нибудь задумывались, как происходит в компьютере обработка команд?

Почему то или иное наше действие вызывает тот или иной результат?

Как именно происходит взаимодействие между человеком и компьютером?

Для того чтобы мы могли не думать о том, как в компьютере происходит работа процессора с программами, данными и с аппаратными устройствами, существует специальный комплекс программ, называемых операционной системой.

На этом уроке мы рассмотрим назначение и состав операционной системы компьютера.

III. Теоретическая часть.
Операционная система – это самая главная программа.
Операционные системы разные, но их назначение и функции одинаковые. Операционная система является основной и необходимой составляющей ПО компьютера, без нее компьютер не может работать в принципе.
Операционная система – комплекс программ, обеспечивающих взаимодействие всех аппаратных и программных частей компьютера между собой и взаимодействие пользователя и компьютера.

Операционная система обеспечивает связь между пользователем, программами и аппаратными устройствами. Операционная система обеспечивает совместное функционирование всех устройств компьютера и предоставляет пользователю доступ к его ресурсам.

ОС принимает на себя сигналы-команды, которые посылают другие программы, и «переводит» их на понятный машине язык. ОС управляет всеми подключенными к компьютеру устройствами, обеспечивая доступ к ним другим программам. Наконец, третья задача ОС — обеспечить человеку-пользователю удобство работы с компьютером.
Получается, что каждая ОС состоит как минимум из трех обязательных частей.

Функции:

Работа с файловой системой
Диалог между компьютером и пользователем
Поддержка однозадачного или многозадачного режима работы
Поддержка коллективного использования компьютера и распределение ресурсов между пользователями
Обеспечение эффективного взаимодействия процессора и устройств ввода-вывода
Защита и восстановление информации и вычислительных процессов в случаи ошибочных действий пользователя или в аварийных ситуациях.

При объяснение учителя ученики работают с опорным конспектом

См. Публикацию Опорный конспект

Заполнение Цветка решений (интерактивное упражнение) – оформление цветка «Функции ОС». Из предложенных лепестков выбрать лепестки с правильными функциями.

Структуру и загрузку ученики изучают самостоятельно в парах с объяснением изученного друг другу, в конце отвечают на вопросы учителя.

Структура операционной системы:
 

Состав ОС

Операционная система является достаточно сложно организованно программой, и более уместно будет говорить о ней, как о целом комплесе программ. Таким образом, в состав ОС входят следующие модули:

Модуль

Назначение

Управление файло­вой системой

Управление хранением информации на дисках внешней памяти

Командный про­цессор

Специальная программа, которая запрашивает у пользова­теля команды и выполняет их

Драйверы уст­ройств

Программы для работы с устройствами компьютера. К каж­дому устройству прилагается инструкция (программа-драй­вер), в которой описывается, как с ним должна работать ОС

Графический ин­терфейс

Благодаря графическому интерфейсу пользователь вводит команды с помощью мыши, что позволяет ему избегать ошибок при формировании текста команд, возникающих при вводе последних с клавиатуры                                   

Сервисные про­граммы

Программы-утилиты, позволяющие обслуживать диски,    выполнять операции с файлами, работать в сетях и т.д

Справочная сис­тема

Позволяет оперативно получать необходимую информацию о функционировании ОС в целом, так и о работе ее отде­льных модулей

Этапы загрузки.
Включение или запуск компьютера — это самый ответственный момент егоработы. В первую очередь необходимо загрузить операционную систему в оперативную память. Но сделать это процессор может только тогда, когда получит соответствующие команды. Где взять эти команды, если при включении компьютера оперативная память пуста, внешние устройства бездействуют , а прямого доступа к дискам внешней памяти процессор не имеет? Где взять самую первую, стартовую команду?

Решение этой проблемы состоит в последовательной, поэтапной загрузке ОС.

1. Первую свою команду компьютер получает от ПЗУ — микросхемы, которая расположена на материнской плате, питается от батарейки, и поэтому записанные в ней программы не стираются после выключения -компьютера. Именно к ПЗУ обращается процессор в момент включения и делает это всегда и автоматически. В ПЗУ находится про­граммы тестирования компьютера ВIOS. Работа  ВIOS отображается на экране белыми бегущими строками. В этот момент компьютер проверяет свои устройства — оперативную память, жесткий диск и дисководы других дисков, наличие клавиату­ры и др. устройств. Если что-то не работает, ВIOS  докладывает о неис­правности, иначе заканчивает свою работу и дает команду загрузить с жесткого диска в оперативную память специальную программу.

2.  Эта программа находится в специальном загрузочном секте и называется Маster Boot (загрузчик ОС). Основное назначение — считать в ОЗУ операционную системного диска. Если системные диски отсутствуют в компьютере, на экране монитора появляется сообщение Non system disk и загрузка прекращается, компьютер остается неработоспособным. Сле же все в порядке, загрузчик считывает ОС с диска в оперативную  память.

3.  После окончания загрузки ОС управление передается командному процессору и на экране появляется графический интерфейс. Все, что мы делаем с компьютером, происходит под управлением операционной системы.

Вопросы:

1.Как называются программы для работы с устройствами?

2.Откуда получает свою первую программу компьютер?

3.Для чего предназначены утилиты?

4.Какая программа загружает ОС в ОЗУ?

5.Какая часть ОС запрашивает команды и отвечает на них?

 После загрузки ОС управление передается …?

      Операционная система Windows

Операционная система, с которой вам предстоит научиться работать, называется Windows

Название «Windows» эта операционная система получи­ла в связи с тем, что основным средством общения с пользователем в ней являются различные типы окон. Сегодня она считается «системой номер один» во всем мире. Ее повсеместное признание в качестве стандартной благоприятно сказывается на интересах конечных пользователей. Программы, которые работают под управлением Windows называются приложениями.

Пояснение: дальнейший рассказ об этой ОС учитель ведет параллельно с демонстрацией.

Некоторые принципы ОС Windows

1. Windows «умеет» работать со всеми современными и менее использу­емыми устройствами и программами. Подключение таких устройств происходит автоматически. Операционная система сама «узнает», чте установлено в компьютере, и настраивается на работу с новым обо­рудованием. Такой принцип работы получил название  (подключи и используй).

2. Другим достоинством этой ОС является унифицированный поль­зовательский интерфейс (способ общения), благодаря которому в различных программах сохраняются одинаковые принципы управления их работой, а также выполнять операции можно не­сколькими способами, среди которых можно выбрать лично удоб­ный.

Продемонстрируйте, например, несколько способов изменения размера окна

(кнопки Развернуть и Восстановить, протягивание за рамки окна, эйной щелчок на заголовке окна).

        3.  Можно продолжить говорить о достоинствах интерфейса, а именно программного и пользовательского. Единый прогграммный интер­фейс позволяет создавать информацию в одних приложениях и пе­реносить ее в другие. Пользователь же, разобравшись, как работает одно приложение, без проблем разберется, как работает другое, также написанное для   Windows.

Откройте  Paint Word  Ехсе1 и укажите на схожие панели инструментов, пояснив, что основые инструменты в разных программах работают одинаково.

       4. Следующий принцип, заложенный вWindows  — это принцип, за счет которого на принтере формируется такое же изображение, как на эк­ране монитора.

Покажите текст на экране монитора и на листе бумаги и укажите на их идентичность.

       5 Многозадачность. Windows обеспечивает возможность одновременного выполнения или запуска нескольких задач. Откройте несколько приложений и расположите их окна так, чтобы они закрывали друг друга, и покажите переключение между приложениями.

Интерактивное упражнение  «Суд над ОС Windows»

   Плюс

Минус

Удобный интерфейс

Уровень надежности

многозадачность

Уровень защиты информации

Принцип подключи и используй

Практическая работа

 Отработка приемов управления мышью.

 Подготовьте и заполните следующую таблицу по ходу выполнения ра­боты:

Прием

Назначение

Зависание

Щелчок

Двойной щелчок

Щелчок правой кноп­кой

Перетаскивание

Протягивание

Специальное перетас­кивание

.

1. Зависание. Слева на Панели задач имеется кнопка Пуск. Наведите на ее указатель мыши и задержите на некоторое время — появится всплывающая подсказка: Начните работу с нажатия этой кнопки.

В правом нижнем углу панель индикации. На этой панели, в частности, гположен индикатор системных часов. Наведите на него указатель мыши задержите на некоторое время — появится всплывающая подсказка с по­лями системного календаря.

2. Щелчок. Наведите указатель мыши на кнопку Пуск и щелкните левой кнопкой — над ней откроется Главное меню Windows.

Однако у щелчка есть и другое назначение. Его применяют также для выделения объектов. Разыщите на Рабочем столе значок Мой компьютер и щелкните на нем. Значок и подпись под ним изменят цвет. Это произошло выделение объекта, Объекты выделяют, чтобы подготовить их к дальнейшим операциям.

Щелкните на другом объекте, например на значке Корзина. Выделение Мой компьютер снимется, а вместо него выделится значок Корзина, нужно снять выделение со всех объектов, для этого достаточно щелкнуть на  свободном от объектов месте Рабочего стола.

Двойной щелчок. Двойной щелчок применяют для использования обьектов. Выполните двойной щелчок на значке Мой компьютер, и на экране откроется одноименное окно Мой компьютер, в котором можно увидеть значки дисков и других устройств, подключенных к компьютеру, например принтеров.

Закрытие окна - надо щелкнуть один раз на закрывающей кнопке-находится в правом верхнем углу окна. Закрывающая кнопка — это управления, и для работы с ним достаточно одного щелчка.

Щелчок правой кнопкой. Щелкните правой кнопкой на значке Мой комьютер и рядом с ним откроется элемент управления, который назы контексным меню. У каждого объекта Windows  свое контекстное

Меню, а от его пунктов зависит от свойств объекта, на котором произошел щелчок. Для примера сравните содержание контекстного меню объеков – Мой компьютер и Корзина, обращая внимание на их различия.

Доступ к контекстному меню — основное назначение щелчка правой кнопкой. В контекстном меню приведены все действия, которые можно выполнить над данным объектом. Более того, во всех контекстных меню любых объектов имеется пункт Свойства. Он позволяет просматривать и изменять свойства объектов, то есть выполнять настройки программ, уст­ройств и самой операционной системы.

5.  Перетаскивание. Перетаскивание — очень мощный прием для работы с объектами операционной системы. Наведите указатель мыши на значок Мой компьютер. Нажмите левую кнопку и, не отпуская ее, переместите указатель — значок.

6.  Протягивание. Откройте окно Мой компьютер. Наведите указатель мыши на одну из рамок окна и дождитесь, когда он изменит форму, превра­тившись в двунаправленную стрелку. После этого нажмите левую кнопку и переместите мышь. Окно изменит размер. Если навести указатель мыши на правый нижний угол окна и выполнить протягивание, то произойдет изме­нение размера сразу по двум координатам (по вертикали и горизонтали).

Изменение формы объектов  — полезное, но не единственное использование протягивания. Нередко этот прием используют для группо­вого выделения объектов. Наведите указатель мыши на поверхность Рабоче­го стола, нажмите кнопку мыши и протяните мышь вправо-вниз — за указа­телем потянется прямоугольный контур выделения. Все объекты, которые окажутся внутри этого контура, будут выделены одновременно.

7. Специальное перетаскивание. Наведите указатель мыши на значок Мой компьютер, нажмите правую кнопку мыши и, не отпуская ее, перемести­те мышь. Этот прием отличается от обычного перетаскивания только ис­пользуемой кнопкой, но дает иной результат. При отпускании кнопки не происходит перемещение объекта, а вместо этого открывается так называе­мое меню специального перетаскивания. Содержимое этого меню зависит от перемещаемого объекта. Для большинства объектов в нем четыре пункта (Копировать, Переместить, Создать ярлык и Отменить). Для таких уникаль­ных объектов, как Мой компьютер или Корзина, в этом меню только два пункта: Создать ярлык и Отменить.

8. Отработка этапов выключения компьютера:

•  Пуск/ Выключение;

•  Щёлкнуть Выключение;

• Дождаться разрешения на выключение питания;

•  Выключить компьютер нажатием на кнопку на передней панели сис­темного блока.

VI. Итоги урока

Рефлексия

Элементы урока

Довольны

Разочарованы

Примечание

Простота и доступность материала

Были ли понятны задания?

Чувствовали ли Вы себя комфортно?

Был ли этот урок интересным?

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Оцените работу класса и назовите учащихся, отличившихся на уроке.

Домашнее задание

Уровень знания: выучить основные определения и понятия урока.

Уровень понимания: как вы считаете, с чем связано появление операцион­ной системы Windows, а именно графического способа общения с компью­тером?

Уровень применения: используя новые термины и понятия урока, составьте кроссворд.

Творческий уровень: Что придет на смену графическому интерфейсу? Можно пользоваться Интернетом.

Операционная система

Скачать конспект (97.8 Kb)



Автор разработки: Балашенок Любовь Федоровна

Учебный предмет: Информатика

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 868 | Загрузок: 257 | Комментариев: 0

Ключевые слова: операционная система

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»