Главная » Разработки уроков » География

Путешествие по природным зонам Африки

Цели урока:

 Образовательные:

 познакомить с  разнообразием природных зон Африки, показать особенности природы экваториальных лесов, саванн и пустынь, дать характеристику климата, почв этих зон,  познакомить с изменением природы Африки под влиянием человека.

Развивающие: 

 Формировать  познавательную активность учащихся; умения самостоятельно добывать знания;

 расширить кругозор детей формирование умений работать с картой, анализировать, делать выводы, составлять компьютерные презентации.

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, заинтересованное отношение к учёбе.

Актуальность и инновационность урока:

Одним из важнейших средств повышения эффективности обучения является развитие познавательного интереса к предмету. Систематически укрепляя и развивая познавательный интерес, можно добиться того, что он станет основой положительного отношения к учению, повлияет на результаты деятельности, на процессы мышления, воображения, памяти, чувств, которые под его воздействием приобретут особую активность и направленность. Использование компьютерных технологий – презентация учителя, карточки с заданиями.  Формирование самообразовательных умений учащихся
на уроках географии как способ организации учебно-познавательной деятельности в подготовки своих  презентаций по темам: экваториальные леса Африки, саванны и редколесье Африки, пустыни и полупустыни Африки, твердолистные леса и кустарники Африки.
Определение новой темы по типу разгадывания кроссворда.
Иллюстрации, картинки  и карты по теме.
Интересное задание в форме деление всего класса на группы: эксперты, климатологи, почвоведы, ботаники, зоологии и гости из Африки.
Творческое домашнее задание.

Практическое значение урока:

Проверка домашнего задания по индивидуальным карточкам с контурными вырезками.
Разгадывания кроссворда с использованием компьютерных технологий на экране презентации.
Разделение класса на группы экспертов, климатологов и почвоведов, ботаников, зоологов и гостей из Африки с индивидуальными презентациями для группы экспертов, ботаников, зоологов и почвоведов.
Практическое задание: заполнение таблицы «Природные зоны Африки» на протяжение всего урока.
Работа с картами атласа 7 класс (физическая карта Африки, климатическая карта, карта природных зон Африки), иллюстрированной картой природных зон Африки на экране проектора.

Урок по теме       "Путешествие по природным зонам Африки"

Цели:

Образовательные: закрепить понятие «природные зоны», показать разнообразие природных зон Африки, их зависимость от климата, показать особенности природы экваториальных лесов, саванн и пустынь, дать характеристику климата, почв этих зон, влияние человека на природу;
Развивающие: продолжить формирование познавательной активности учащихся, умения самостоятельно добывать знания, расширить кругозор детей, вовлечь в урок посредством игры, формирование умений работать с картой, анализировать, делать выводы;
Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, заинтересованное отношение к учёбе, формирование артистических способностей учащихся, развивать интерес к географии.

Планируемые результаты:

а) Личностные:

1.  Интеллектуальная активность — интеллектуальные навыки, позволяющие учащемуся самостоятельно работать с источниками информации, анализировать и делать выводы на основе полученной информации.
2.  Коммуникативные навыки — владение основными навыками работы в группе.
3.  Ответственность и адаптивность — личностные качества, позволяющие продуктивно действовать для реализации своих целей в соответствии с правами, потребностями и целями окружающих людей.

б) Меж предметные:

1.  Познавательные действия — включают действия исследования и отбора необходимой информации, ее структурирования.
2.  Коммуникативные действия — обеспечивают возможность сотрудничества — умение слышать, слушать и понимать товарища, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли в речи, слушать и принимать во внимание мнение других, дискутировать, выступать публично.
3.  Закрепление умений работать с информацией — находить, анализировать, управлять, оценивать и представлять информацию.

в) Предметные:

1. Освоение знаний о природных зонах Африки, их зависимости от климата, разнообразии растительного  и животного мира.
2. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей.
3. Овладение умениями работать с различными источниками информации (текст, учебник, карты атласа, схемы, таблицы), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты.

Тип урока: комбинированный. Изучение нового материала и творческое применение знаний.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, листы заданий и бланки с таблицей для групп (климатологи и почвоведы, зоологи, ботаники), жетоны, атласы 7 класса, карты природных зон мира и  Африки, учебник география материков и океанов 7 класс Пестушко В.Ю.

Форма проведения: виртуальное путешествие по природным зонам Африки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Настроить учащихся на работу - 4 минуты (Просмотр презентации. Слайд 1,2. Сопровождение музыкой).

Слова учителя:

– Здравствуйте, ребята.
Я рада  приветствовать вас.

С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и искать.

– Я желаю вам плодотворной работы. Думаю, что сегодня урок  позволит вам подняться на ступеньку выше. Успехов вам и удач!
      Сегодня у нас с вами очень интересное событие. Во-первых, к нам в гости приехало много гостей:

- Это дорогая нам администрация школы и любимые учителя.

- Гости из Африки.

- Эксперты по природным зонам Африки.

     Мы должны показать свое гостеприимство, поэтому давайте повернемся к гостям и им улыбнемся. Видите, какие они совсем не страшные, поэтому мы ничего не боимся и работаем как обычно на уроке.
– А чем еще интересен сегодняшний день? Да, сегодня был объявлен конец света. И как бы страшно нам не было, мы живы, работаем и еще принимаем гостей. Вот так все замечательно у нас складывается.
– Что же, предлагаю начать нашу работу (Слайд 3).
– Ребята, мы продолжаем изучать во всем величии и красоте волшебный, а зачастую и экзотический мир Африки. И сегодня на уроке вы встретитесь лицом к лицу с этим необычным континентом.
Слова Николая Гумилева (Слайд  4)
– Говорят: «Кто хоть раз вдохнул пыль его красной земли, услышал бой тамтамов, увидел в отблеске ночных костров мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, тому трудно будет возвращаться из этого таинственного мира».

II. Деление на группы

– Для работы на сегодняшнем уроке вы заранее разбились на пять групп:

1 группа: Экспертов.

2 группа – Климатологи и почвоведы.

3 группа – Биологов.

4 группа – Зоологов.

5 группа – Гости из Африки.

     Для каждой группы лежат бланки-листов с заданиями, которые нужно заполнить в течении всего урока, и в конце урока каждая группа отвечает, не обычным способом, приклеит правильный написанный ответ к соответствующей природной зоне на карте у доски, а эксперты по природным зонам дополняют ответ.

     К этим листочкам мы с вами еще вернемся.

    Сегодня у нас еще есть одна причина считать урок необычным (Слайд  5)
Ведь мы сегодня совершим увлекательное виртуальное путешествие по материку … АФРИКА.
– Давайте вспомним, что нам известно об этом уникальном материке? (Слайд  6)

III. Проверка домашнего задания

1. Работа с мульти проектором.

    Группы выбирают себе карточку с заданием, после минутного обсуждения, выходят к доске и выполняют задание (по одному представителю из группы). (Приложение № 1. Слайд 7). Учащимся раздаются индивидуальные карточки. Проверка домашнего задания по теме «Климат Африки».

Вывод:

Климатические особенности этого материка однообразны или разнообразны?
2. О чем это свидетельствует? (О разнообразии растительного и животного мира).

2. Работа с мульти проектором. Разгадывание кроссворда, определив тему сегодняшнего урока (Приложение 2, 3.  Слайды  8, 9, 10).

– Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, мы должны разгадать кроссворд, показав знание теоретического материала. Команды по очереди выходят к доске и заполняют кроссворд.

Вопросы к кроссворду:

Недалеко от этого города, который является столицей государства Ливия, была зарегистрирована самая  высокая температура + 58 градусов. (Триполи)
2. Благодаря тому, что материк расположен между Северным и Южный тропиков, он считается самым … (жарким)
3. Этот замечательный исследователь уехал в Африку в качестве врача и миссионера, и провел в непрерывных экспедициях почти 30 лет. (Ливингстон)
4. Раздел географии, который посвящен описанию различных видов водоемов: рек, озер, болот, водохранилищ.
5. Самая полноводная река мира? (Конго)
6. Единственный крупный остров у берегов Африки. (Мадагаскар)
7. Американский журналист, в честь которого был назван водопад на реке Конго. (Стэнли)
8. Один из очень распространенных видов хозяйственной деятельности многих водных районов материка. (Рыболовство)
9. Именно в этом поясе находится полюс жары, а также самая большая пустыня мира. (Тропический)
10. Островки зелени в негостеприимном пустынном краю. (Оазисы)
11. Один из самых красивых водопадов планеты, открытый и названный Ливингстоном в честь тогдашней королевы Великобритании. (Виктория)
12. Самая высокая вершина материка. (Килиманджаро)
13. Постоянные ветры, господствующие над большей территорией Африки, дующие от тропиков на экватор. (Пассаты)

IV. Изучения нового материала.

– Итак, тема сегодняшнего урока – «Природные зоны Африки».
– А какие природные зоны вы знаете?
– Посмотрите на листочки, которые вы брали при делении на группы. Догадаетесь ли по цвету, с какой природной зоной вы будете работать? Почему? (Приложение 4. Слайд  11).

Зеленый и голубой– вечнозеленые влажные экваториальные леса. Гилеи.
Оранжевый – пустыни и полупустыни
Красный– саванны и редколесья.
Коричневый - Жестколистные вечнозелёные леса и кустарники

Учитель: При выступлении гостей из Африки, каждая группа будет использовать цветной листочек (каждый цвет соответствует его природной зоне), после выступления каждого гостя группа отлаживает в сторону столько цветных листочков (соответствующий его зоне) сколько посчитает нужным, для оценивания гостей, чем больше отложите листочков тем выше будет их оценка.

Задание: КАЖДАЯ ГРУППА НА КОНТУРНОЙ КАРТЕ 7 КЛАСС  ОБВОДЯТ ГРАНИЦЫ ПРИРОДНЫХ ЗОН АФРИКИ.

IV. Определение целей урока (СЛАЙД  12)

– Определив тему урока, попробуйте сформулировать, что сегодня на уроке мы должны будем узнать?

Какие природные зоны есть на материке Африка;
Постараться понять существующие закономерности между климатическими поясами и природными зонами;
Определить, какие климатические условия характерны для каждой природной зоны;
Определить тип почв и разновидности растительного и животного мира природных зон;
Приспособленность растений и животных к различным условиям;
Использование природных зон человеком.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС (Слайд 13) – СМОГУТ ЛИ РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ СВОЕЙ ПРИРОЗНОЙ ЗОНЫ И КЛИМАТИЧЕСКОГО ПОЯСА, ПРИСПОСОБИТСЯ К ЧУЖОЙ ПРИРОДНОЙ ЗОНЕ ДРУГОГО КЛИМАТИЧЕСКОГО ПОЯСА.

– Обратите внимание, у вас на столах находятся листы самооценки. (Приложение № 5. Слайд 14).

     Оцените себя в разделе «Домашнее задание», и в течение 1 минуты,  обсудите и поставьте коллективную оценку каждому члену экспедиции за этот вид работы.

    На протяжение всего урока каждый ученик 7-Б в своей группе заполняют таблицу №1. Характеристика природных зон Африки, в рабочих тетрадях. И в конце урока сдают учителю  (Слайд 15. Приложение 6).

     Проведение физминутки (Слайд 16).

    Просмотр видео фрагмента из мультфильма «Айболит», 2 минуты  (Слайд 17).

   Выступление гостей из Африки со своими презентациями о каждой из природных зон Африки (Слайд 18, 19).

Внимание экспедициям!

Выступление групп по проделанной работе.

 Слова учителя: А сейчас мы отправляемся в  путешествие по природным зонам  Африки, которые занимают наибольшую площадь на материке. Провести мне его помогут сегодня мои помощники, которые собрали и исследовали материал о ПЗ, и составили отчёт о своей работе в виде презентаций. Вы внимательно слушаете их отчёт и заполняете таблицу, которую мы начертили на прошлом уроке. В конце урока я выборочно возьму тетради для проверки.

     Во время каждого выступления гостей, показывают свои презентации о природной зоне, чтобы создать зрительный образ у учащихся групп зоологов, климатологов, ботаников.

      А начнём  мы с вами, наше путешествие с влажных экваториальных лесов (презентация – Марченко Кристины. Влажные экваториальные леса Африки).

Слово гостье, которая занималась изучением влажных экваториальных лесов  Африки.

    Отчет о проделанной работе (приложение № 7).

   Слово учителя о проведенной работе гостьи. Мы с вами побывали в необычном лесу. Необычны для нас такие громадные деревья, животные, природные явления, где царствует вечное лето, вечное равноденствие. Эти леса являются родиной ценных пород деревьев, которые вырубаются в большом количестве и вывозятся за пределы материка. Поэтому необходимо проводить мероприятия по сохранению этих лесов, которые являются «зелёными лёгкими» для нашей планеты.

    Учитель. Стоя спиной к зловещей, чёрной стене леса, от которой до вас ещё будут доноситься удушливые испарения, вы в первый раз выпрямитесь во весь рост, и будете вдыхать полной грудью здоровый воздух САВАННЫ и жадно вглядываться вдаль. Мы с вами, продолжаем наше путешествие, и следующая природная зона Африки будет саванна. Следующий гость из Африки Ипатова Марина (презентация – Саванны и редколесье Африки).

    Слово гостье, которая изучала саванны и редколесье  Африки (приложение № 7).

    Вывод учителя о саваннах и редколесье.  Мы с вами увидели, что саванна и экваториальные леса это два различных мира. Саванна это открытое пространство, где много света. Мы узнали много интересного о растениях, животных этой зоны. Но и здесь природа изменена человеком. Площадь саванн сокращается, увеличивается площадь пустынь.

                 

Учитель. Самая  большая пустыня на земле? (Сахара) и следующая природная зона, в которой мы побываем эта зона пустынь и полупустынь.                                                                                                                                                                       Слово гостье Билаловой Дарьи (приложение № 7).

Вывод учителя об этой зоне.  Много интересного мы узнали и о этой зоне, о удивительных растениях, которые растут в пустыне, о стреляющих камнях и для этой ПЗ тоже характерны экологические проблемы.

Слово гостю Альперу Максиму, который приготовил свою презентацию о природной зоне  жестколистные вечнозелёные леса и кустарники Африки (приложение № 7).

Учитель. Вот и закончилось наше виртуальное путешествие. Группы  собрали интересный материал о природных зонах Африки! Мы увидели, что растительный и животный мир Африки разнообразен и удивителен. Работу групп я оцениваю сегодня высокой оценкой «отлично»

V. Подведение итога урока.

   Учитель. Что нового вы узнали во время нашего путешествия?

   Итог подводят эксперты, которые наблюдали за работой учащихся, и задают свои вопросы учащимся групп зоологов, климатологов и ботаников (Слайд 20,21,22. Приложение 8).

Учащиеся группы отвечают на вопросы и выполняют задания 1,2,3,4,5.

VI. Закрепление урока.

   Каждая группа подводит итог, выходят к карте приклеивают соответствующий ответ природной зоны. Группа климатологов и почвоведов приклеивает на карту листочки с ответом про климат и почвы Африки, группа ботаников приклеивают листочки с ответом про растения Африки, группа зоологов – о животных Африки.

Учитель подводит итог.

Задание: найти соответствие зона и характеристика. На доске висит лист ватмана, на котором с левой стороны – природная зона, а справой стороны – характеристика. Ученики пожеланию подходят к листу ватмана и фломастером правильно соединяют зону и характеристику (Приложение 9).

Влажные экваториальные леса. Гилеи.

Каменистая песчаная                                    

Саванны и редколесье.

Испепеляет, обжигает, иссушает

Пустыни и полупустыни.

Желтая, зелёная

Жестколистные леса и кустарники.

Непроходимая многоярусная

 

Поражает, удивляет, обвивает,                                     засыхает, выгорает расцветает

Страна жажды, палящего зноя                  

Родина ценных растений   

Высокотравная степь

 VII. Выставление оценок.

Учитель проверяет листы самооценки (приложение 5). Опрашивает группы, как они оценили выступление гостей. Опрашивает экспертов, как они оценили группы зоологов, ботаников, климатологов и почвоведов.

VIII. Домашнее задание (Слайд 23. Приложение 10).

IX. Релаксация. Просмотр видео фрагмента из мультфильма «Мадагаскар».

Путешествие по природным зонам Африки

Скачать конспект (7.11 Mb)



Автор разработки: Рыбалкина Наталья Валерьевна

Учебный предмет: География

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 1706 | Загрузок: 237 | Комментариев: 0

Ключевые слова: Африка

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»