Главная » Разработки уроков » География

Австралия. Своеобразие географического положения. История открытия. Геологические строение. Рельеф и полезные ископаемые

Цель:  Сформировать у учащихся общее представление  о своеобразии и особенностях ГП и природы Австралии; продолжить формировать навыки характеристики ГП материка по типовому плану; ознакомить с историей открытия и исследования материка, сформировать знания о закономерностях формирования рельефа и полезных ископаемых.

Оборудования:   Физическая карта мира, физическая карта Австралии, атласы, учебники, портрет Дж. Кука.

Тип урока:   Изучение нового материала.

   Опорные и базовые понятия: ФГП, рельеф, формы рельефа, полезные ископаемые, тектоническое строение, горы, равнины.

Ход урока

Организационный момент.

Задача нашего урока: познакомиться с ГП, историей открытия и рельефом Австралии, знать имена путешественников, научиться находить на карте объекты береговой линии, формы рельефа, полезные ископаемые, определять ГП, крайние точки.

Тему «Австралия» мы изучим за 4 урока.

Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

Ребята, давайте постараемся работать так, чтобы все узнали много нового и интересного об этом удивительном материке.

Прием «Интеллектуальная разминка»

- Вспомните, какой материк мы уже изучали? (Африку)

- Что такое материк?

- Сколько материков на Земле? Перечислите их.

- На каком материке мы живем? (Евразия)

- Какие материки относятся к южным?

- В состав какого материка они входили в геологическом прошлом?(Гондвана)

- По какому плану мы изучаем материк?

- Почему изучение любой территории начинается с изучения ее ГП?

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

а)Прием «Удивляю всех»

- Ребята послушайте отрывок из стихотворения Г. Усовой

Она располагается под нами.

Там, очевидно, ходят вверх ногами,

Там наизнанку вывернутый год,

Там расцветают в октябре сады,

Там в октябре, а не в июле лето,

Там протекают реки без воды

(Они в пустыне пропадают где-то).

Там в зарослях следы бескрылых птиц,

Там кошкам в пищу достаются змеи,

Рождаются зверята из яиц,

И там собаки лаять не умеют,

Деревья сами лезут из коры.

Там кролики страшней, чем наводненье…

Итак, о чем идет речь? О материке Австралия – самом маленьком материке на Земле.

(Идет разбор содержания стихотворения с целью раскрытия особенностей загадочного материка).

Расположен в Южном полушарии, когда у нас лето, там зима. Временно пересыхающие реки. Ехидна и утконос вылупляются из яиц. Кролики подавляют местный органический мир, уменьшается количество сумчатых, деревья зимой сбрасывают не листья, а кору. Это материк тайн и неожиданностей.

б) Ребята! Нам прислали письмо из самой Австралии наши друзья-географы. Вот его содержание: «Дорогие ребята из далекой Украины! Мы очень любим свою страну и хотим, чтобы вы узнали об Австралии много нового и интересного. Приглашаем вас совершить воображаемое путешествие по материку Австралии. Желаем вам успехов в изучении природы и населения нашей замечательной страны. С уважением ваши друзья».

Ребята, вы любите путешествовать?

Тогда в путь. Начинаем путешествие по загадочному «материку – наоборот»

Изучение нового материала.

Физико-географическое положение (ФГП) материка

      - Ребята, с чего нужно начать знакомство со страной, в которую мы отправляемся? (С ФГП)

-   По какому плану мы даем характеристику ФГП (положение по отношению к экватору, 0° меридиану, полярным кругам, тропикам, др. материкам, океанам; крайние точки).

а)  Прием «Творческая лаборатория»

        Учащиеся работают в группах, пользуются планом, текстом учебника и картами атласа: после выполнения работы каждая группа дает ответ на один из пунктов плана. Учащиеся с помощью учителя делают общий вывод: по отношению к экватору в Южном полушарии, по отношению к 0° меридиану в Восточном, тропик пересекает почти посередине,

поэтому:

- Австралия самый сухой материк

- Материк-пустыня

     б) прием «Картографический практикум»

     1. Определить координаты крайних точек материка, нанести их на контурную карту, определить протяженность материка с севера на юг и с запада на восток.

Крайние точки Австралии:

Северная – м. Йорк 10° с.ш. 142° в.д.

Южная – м. Юго-Восточный 39° ю.ш. 147° в.д.

Западная – м. Стип-Пойнт 26° ю.ш. 113° в.д.

Восточная – м. Байрон 28° ю.ш. 153° в.д.

в) Измерить протяженность Австралии в градусах и километрах:

1) с севера на юг по меридиану 142°в.д.

39°-10°=29° - расстояние  в градусах

111км*29=3219км – расстояние в км

2) с запада на восток по параллелям 26°ю.ш.

153°-113°=40° (длина 1° на параллели 26°≈100км)

100км*40=4000км

сравнить Австралию по площади с другими материками. Установить во сколько раз Австралия меньше Евразии (в 6 раз), Африки (меньше, чем в 3 раза)

Практическая работа №8

Нанесение географических объектов на контурную карту материков. На контурной карте надписывают название перечисленных объектов.

Ряд: Моря – Тасманово, Тиморское, проливы – Торресов, Басов, м.Йорк., Большой Барьерный риф.
Ряд: Моря – Коралловые, Арафурское, м. Байрон, заливы – Большой Австпралийский, Карпентария.
Ряд:  Острова – Тасмания, Новая Зеландия, Новая Гвинея, полуострова – Кейп -Йорк, Артемленд, м. Стип-Поинт.

Проверка: Показ объектов на стенной карте.

г) Краткое описание Большого Барьерного рифа (отрывок из хрестоматии). У восточных берегов Австралии в теплой воде на небольшой глубине живут кораллы – колонии небольших морских животных. Отмирающие кораллы оставляют известковые скелеты, из которых и состоят многочисленные острова и выступы Большого Барьерного рифа. Риф отделен от берегов Австралии проливом шириной до 150 км и служит волноломом, о который разбиваются громадные волны Тихого океана. В проливе вода постоянно спокойная и суда без качки скользят по его гладкой поверхности. На Большом  Барьерном рифе выступает 600 островов и более 2000 рифов. (Учащиеся рассматривают экспонаты кораллов).

2. История открытия

В ХVI в картографы изображали на картах и глобусах в южном полушарии  огромную «неведомую Южную Землю» (по латыни – Тэрра Аустралис Инкогнита). Название Австралия переводится как «южный». Такое название предложил М. Флиндерс, который первый обошел вокруг неведомого материка «Australis terra incognita».

Опережающие задания учащихся об открытии материка.

    Первый учащийся: В 1606 г. испанец Торрес открыл самую северную оконечность австралийского полуострова Кейп-Йорк, а пролив, отделяющий Новую Гвинею от Мыса Йорк, назвал Торресовым. Когда Торрес сообщил испанским властям на Филиппинах о своем открытии, было решено держать это открытие в секрете, и свыше 150 лет об этом никто не знал. Только после захвата Манилы англичане нашли в архивах сообщение Торреса. Его опубликовали лишь после того, как Джеймс Кук в XVIII в. вторично прошел проливом между Австралией и Новой Гвинеей. Почти в одно время с Торресом голландский мореплаватель Янсзон также видел северный берег Австралии, зайдя в залив Карпентария.

В первой половине XVII в. голландцы открыли северный, западный и часть южного берега Австралии, которую до начала XIX в. называли Новой Голландией. Этот массив суши сначала объявили частью Южной Земли, но в 1642-1643 гг. голландец Тасман, обойдя Новую Голландию по кольцевому маршруту, доказал, что она представляет собой особый континент. Тасман не видел восточных берегов, так как шел слишком далеко от них, но он открыл участок побережья Новой Зеландии.

Второй учащийся: В XVIII в. между Англией и Францией началось соперничество за первенство открытия нового континента.

Летом 1768 г. от берегов Англии на поиски нового континента на корабле "Индевор" ("Попытка") отправилась экспедиция под командованием уже известного к тому времени мореплавателя Джеймса Кука. В инструкциях, которые Кук получил перед уходом в плавание, ему предписывалось для поисков Южного материка проследовать от берегов Таити до 40° ю.ш. Если континент не будет открыт, Куку предлагалось отправиться на его поиски к западу, следуя между 40° и 35° ю. ш. до тех пор, пока экспедиция не откроет его или не достигнет восточного берега земли, открытой Тасманом. В октябре 1769 г. с "Индевора" заметили на горизонте землю. Это был новозеландский берег. Здесь Кук определил, что Новая Зеландия представляет два острова. Таким образом, программа исследования была выполнена. Обратный путь Джеймс Кук предложил пройти через мыс Доброй Надежды; следуя на запад. 1 апреля 1770 г. "Индевор" взял курс на запад, а 19 апреля экспедиция достигла восточного берега Австралии у самой южной оконечности. 28 апреля на 34° ю. ш. состоялась первая высадка на побережье. Небольшая группа темнокожих аборигенов при виде пришельцев скрылась в лесу. 29 апреля был обнаружен большой залив. Местность вокруг была замечательная: на берегу рос густой лес, воздух в нем был удивительно свеж, и крепкий смолистый запах чуть кружил голову. Деревья в этом лесу были эвкалиптами, а залив был назван Ботаническим.   До конца мая корабль шел вдоль центрального участка восточного побережья. В конце мая "Индевор" вошел в опасную зону коралловых рифов и мелей. Здесь корабль сел на мель и распорол днище. В устье реки (она была названа Индевор) пришлось остановиться для ремонта. "Индевор" очень медленно шел среди рифов и мелей, которые Кук назвал Лабиринтом. В рифах был найден проход, который Кук назвал проходом Провидения. Следуя этим узким проливом, экспедиция 21 августа 1770 г. вышла к северной оконечности пятого материка, которому Кук дал название Кейп-Йорк. На следующий день Кук вступил в пролив, отделяющий Австралию от Новой Гвинеи.                                                                                    22 августа 1770 г. Кук высадился на небольшом острове в Торресовом проливе и ввел во владение британской короны все восточное побережье Новой Голландии, которое он назвал Новым Южным Уэльсом.

Так завершилось открытие пятого континента Земли - Австралии.

Учитель: Д. Кук был великим мореплавателем VIII века! Он совершил три кругосветных плавания. Во время его плаваний ни один моряк не болел цингой (мучительная болезнь от нехватки витаминов), так как Джеймс Кук всегда запасался большим количеством квашеной капусты. А в ней, как известно, содержится целая кладовая различных витаминов - очень полезно для здоровья! Но, к сожалению, жизнь великого первооткрывателя Австралии трагически оборвалась на Гавайских островах при схватке с туземцами (стр. 3 в атласе).

Найдите место гибели Кука на карте и укажите дату.

Учащиеся  заполняют таблицу по истории открытия Австралии.

Путешественники и исследователи

Даты путешествий и исследований

Открытия и результаты исследований

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Рельеф, его связь со строением земной коры.

 - Каков рельеф характерен для Австралии? (равнинный).

- Чем это объяснить? К какой карте необходимо обратиться?

- Сопоставив физическую карту Австралии и карту «Строение земной коры» (тектоническую), ответить на вопросы:

Какие части материка самые древние? Каков рельеф этих частей?
Какие части материка менее древние и какой рельеф им соответствует?

Учитель отмечает: Наиболее приподнятая западная часть кристаллического фундамента. В рельефе она выражена плоскогорьем, именно здесь близко к поверхности залегают кристаллические породы. К востоку кристаллический фундамент понижается и там простирается низменность. На востоке тянется Большой Водораздельный хребет, средняя высота которого не превышает 1000 м. Наивысшая вершина – г.Косцюшко.

Какие особенности рельефа можно выделить?

(отсутствие высоких и молодых гор, действующих вулканов и современного оледенения. Самый низкий материк, его средняя высота приблизительно 215м).

В результате сравнения рельефа Африки и Австралии учащиеся выделяют черты сходства:

В рельефе обоих материков  большое место занимают плоскогорья;
В основе их залегает древний кристаллический фундамент;
В далеком прошлом фундаменты материков входили в состав Гондваны;
Во многих местах материков близко к поверхности подходят древние кристаллические породы.

Черты отличия:

В Африке есть высокие горы, вершины которых покрыты вечными снегами; в Австралии горы средней высоты, сильно разрушенные;
В Африке много вулканов, в Австралии их нет;
В Африке есть молодые складчатые горы, в Австралии их нет;
По сравнению со всей площадью материка низменности в Австралии занимают большую площадь.

- Чем объяснить эти различия? (Разной историей формирования рельефа материков).

- Какими полезными ископаемыми богата Австралия? (Бокситами, железными рудами, урановыми рудами, есть каменный и бурый уголь, нефть, газ и др.).

Работа с картой, показ основных форм рельефа.

Закрепление.

1) Прием «Да – Нет».

Австралия – наименьший материк Земли? (Да)
На материке есть действующие вулканы? (Нет)
Материк не имеет территорий с современным оледенением? (Да)
Вдоль северо-восточной части материка протянулся Большой Барьерный Риф. (Да)
Австралию открыли китайцы? (Нет)
В Австралии много месторождений нефти и газа? (Да)

Учитель:

Что делает Австралию Австралией: пыль и зной пустыни или яркие краски Большого Барьерного рифа, «плюшевые медвежата» коала или замечательные прыгуны кенгуру, одичавшие кролики или бесчисленный стада овец. Но главное, конечно, сами австралийцы, их жизнь, быт, нравы и характеры. В книге английского писателя-юмориста есть любопытные строки: "Семь - слышите, не шесть, не восемь, а именно семь! - семь универмагов, в различных городах Австралии были показаны мне с аттестацией "самого большого магазина во всем южном полушарии". Я насчитал пять стадионов, каждый из которых был "самым крупным в южном полушарии". Меня познакомили с очень высоким рыжеволосым джентльменом, владельцем фабрики консервированных бобов. Когда он ненадолго отлучился, мой спутник заметил, что он самый высокий рыжий директор во всем южном полушарии..." (Дж. Микеш).

Шутка, но она передает колорит пятого континента: ведь во многом Австралия, вправду, самый-самый материк. «Самый... Какой?»

VI. Прием « Делаю выводы»

Во-первых, самый маленький материк. Площадь Австралии с Океанией составляет всего 9 млн. км2, что, например, в б раз меньше Евразии (54 млн. км2). Однако Австралия - единственная в мире страна, занимающая целый материк. И как страна она примерно в 33 раза крупнее Великобритании. Материк-остров!

-Во-вторых, самый сухой материк: ведь большую часть его территории занимают пустыни. Материк-пустыня!

-В-третьих, самый удаленный материк, именно поэтому Австралия позже других была заселена и освоена европейцами.

-В четвертых, самый малонаселенный материк, т. к. численность населения материка сопоставима с численностью крупнейших городов мира: в Австралии проживает приблизительно 20 млн. человек, в Токио -12 млн. человек. И, наконец, самым удивительный материк с точки зрения своего органического мира: ведь там обитают многие виды животных и растений, которых не встретишь больше нигде на земном шаре. Австралия - материк реликтов- животных и растений, сохранившихся от прошлых геологических эпох.

          -    Самый низкий.

    -    Самый спокойный - здесь нет действующих    вулканов.

    -    Самый плоский.

А сейчас, ребята, я попрошу вас дать оценку нашей совместной деятельности на уроке, используя цветовую гамму   сигнальных фонариков:

красный - тему урока понял, могу рассказать родителям, друзьям;
зелёный - тему урока понял, но расскажет с помощью учителя;
  жёлтый  - тему урока не понял.

-     Ребята, что вам запомнилось больше всего на уроке? Какой образ запомнился вам лучше всего?

Домашнее задание. Желающие могут составить рекламу об Австралии для туристов: Изучить §21-22, стр.126, ответить на вопросы, на контурной карте нанести изученные на уроке географические объекты.

Австралия. Своеобразие географического положения. История открытия. Геологические  строение. Рельеф и полезные ископаемые

Скачать конспект (16.1 Kb)



Автор разработки: Юрченко Зинаида Семеновна

Учебный предмет: География

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 2393 | Загрузок: 269 | Комментариев: 0

Ключевые слова: Австралия

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»