Главная » Разработки уроков » Биология

Заболевания органов дыхания, их профилактика. Оказание первой помощи при остановке дыхания

     Цель: ознакомить с основными заболеваниями дыхательной системы и причинами их возникновения; определить основные пути профилактики заболеваний дыхательной системы; предложить формирование основ гигиены; обосновать целесообразность ведения здорового образа жизни и соблюдения личной гигиены; обосновать способы профилактики и научить оказывать первую медицинскую помощь при остановка дыхания.

     Оборудование: схемы, таблицы, презентации учащихся, интерактивная доска, таблица «Органы дыхания», «Гигиена дыхания», «Профилактика воздушно – капельных инфекций», стенд «Лекарственные растения», куклы, бинт.

     Тип урока: комбинированный.

     Методы: активные (групповая работа), интерактивные (ромашка, презентации), наглядно - демонстрационные (демонстрация таблиц, демонстрация слайдов), объяснительно-иллюстративные беседа, репродуктивные, практические – выполнение упражнений по оказанию первой помощи.

 

ХОД  УРОКА

I. Организационный этап

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку. Создание положительной атмосферы и настрой учащихся на активную продуктивную деятельность во время урока.

    II. Актуализация опорных знаний учащихся.

     Интеллектуальная игра - «Ромашка».

     (На доске расположены листики в виде ромашки, с обратной стороны написаны вопросы. Учащиеся по очереди выходят к доске  открывают лист ромашки читают вопрос и отвечают на него).

    Вопросы:

1. Где расположен дыхательный центр?

2. Место газообмена между легкими и кровью?

3. Место образования CO2 в организме?

4. Где находятся голосовые связки?

5. Причина увеличения  грудной клетки?

6. Наибольшее количество  выдыхаемого воздуха после самого глубокого вдоха?

7. Место окисления органических веществ?

8. Тонкая пленка на поверхности легких?

9. Какие мышцы берут участие в дыхательных движениях?

10. Орган, который  очищает и увлажняет воздух при дыхании?

11. Самая продолжительная часть дыхательного пути?

12. Дыхательные рефлексы – это..

13. Что такое дыхательный пигмент и где он находится?

14. Количество долей в легких?

     III. Мотивация учебной деятельности

Как объяснить выражение «Здоровье дороже золота»?

     IV. Изучение нового материала

     «Заболевания органов дыхания, их профилактика. Оказание первой помощи при остановке дыхания».

1. Инфекционные и хронические заболевания органов дыхательной системы. (На мониторе высвечиваются слайды и необходимый материал по уроку).

               Органы дыхания                    Вдох                    Выдох

 Факторы вызывающие негативное воздействие на органы дыхания:

1. Курение: рак легких, туберкулез, эмфизема легких.

2. Попадание инородных предметов в дыхательные пути: травмы, удушья.

3. Экологическое загрязнение атмосферы химическое поражение дыхательных путей.

4. Вирусы: ОРВИ, грипп, корь.

5. Бактерии: бронхит, воспаление легких, туберкулез.

6. Аллергия на пыль, шерсть животных и т.д.: бронхиальная астма, аллергический ранит. 

     Групповая работа. Задания даются заранее.

     (Учащиеся класса объединяются в 5 групп. Каждая группа получает задание. Готовит презентации, сообщения используя учебник, параграф 34, дополнительную литературу, Интернет. Спикеры групп контролируют сбор материала по данной теме).

     Задания для групп 1. Краткая характеристика заболеваний, вызванных бактериями и вирусами.

Симптомы вызванные такими заболеваниями как грипп, гайморит, фронтит, миндалины, тонзиллит, аденоиды, бронхит, ангина.
Возбудители вызываемые эти заболевания.

     Задания для группы 2. Краткая характеристика заболеваний, вызванных бактериями, вирусами и влияниями вредных привычек.

Симптомы вызванные такими заболеваниями как туберкулез и рак легких.
Причины, вызываемые эти заболевания.

     Задания для группы 3. Краткая характеристика заболеваний вызванных аллергенами, бактериями.

Симптомы вызванные такими заболеваниями как бронхиальная астма, пневмония, дифтерия.
Причины этих заболеваний.

     Задания для группы 4. Краткая характеристика предупреждения и лечение заболеваний органов дыхания.

Основные лекарственные растения, применяемые для лечения болезней органов дыхания.
Народные рецепты и их приготовления.

     Задание для группы 5. Изучить основные причины загрязнения атмосферы, которое вызывает заболевания органов дыхания.

Загрязнение воздуха выбросами тяжелой промышленности, сжигании топлива, выбросами автотранспорта.
Влияние вредных привычек на органы дыхания. 

      Учитель.

      Человек – царь природы, но в тоже время наиболее беззащитным чувствует себя перед микроорганизмами, которые появились намного раньше его. Через органы дыхания вместе с воздухом в организм могут проникнуть микробы и вирусы, многие из которых являются возбудителями инфекционных заболеваний. Происходит заражение. Заражение – это проникновение в организм бактерий или вирусов, которые в процессе своей жизнедеятельности быстро размножаются. Источником распространения возбудителей заболевания является больной человек: при разговоре, кашле, чихании больного вместе с капельками его слюны и слизи возбудители попадают в воздух, а затем на слизистую оболочку дыхательных путей находящегося рядом здорового человека. Для иллюстрации рассказа необходимо использовать рисунки приведенные в таблице «Профилактика воздушно – капельных инфекций».

     Предоставляется слово учащимся в роли специалистов: терапевтов и отоларингологов.

     Презентация учащихся группы 1. (Демонстрация слайдов.)

     Грипп – это острая вирусная инфекция. Вызывает повышенная t тела, озноб, слабость, насморк, чихание, возможен кашель. Вызывается вирусом, при чихание и кашле вирус попадают в воздух.          

                    

       Больной на грипп                  Вирус гриппа

     Грипп, ангина, ОРЗ (острое респираторное заболевание) могут вызвать воспаление слизистой оболочки околоносовых пазух. Чаще страдают гайморовы пазухи. Их воспаление – гайморит. Нередко бывает и воспаление лобной пазухи – фронтит. При гайморите и фронтите наблюдается нарушение носового дыхания, выделение из полости носа слизи, нередко гнойной. Иногда повышается температура. Работоспособность человека снижается. Необходимо лечение у отоларинголога – специалиста, занимающегося лечением людей с заболеваниями уха, горла и носа. (Демонстрация слайда «Околоносовые пазухи».)

            Гайморит                                                        Фронтит
 

    Миндалины. Из носовой полости воздух попадает в носоглотку, потом в глотку и гортань. За мягким нёбом, а также у входа в пищевод и гортань находятся миндалины. Они состоят из лимфоидной ткани, подобной той, которая находится в лимфатических узлах. Миндалины содержат множество лимфоцитов и фагоцитов, задерживающих и уничтожающих микробов, но при этом иногда они сами воспаляются, становятся отёчными и болезненными. Возникает хроническое заболевание – тонзиллит.
    Тонзиллит и разросшиеся аденоиды необходимо своевременно лечить: оперативно или консервативно (т.е. без операции).    

                        

                         Тонзиллит                                                     Ранит

     Ранит -  воспаление слизистой оболочки носа в результате  охлаждения, инфекции, аллергии.

     Аденоиды - опухолевидное разрастание лимфоидной ткани у выхода из носовой полости в носоглотку. Иногда увеличенные аденоиды перекрывают проход воздуха и носовое дыхание затрудняется.

     В период заболеваний больные часто кашляют или чихают. Это происходит защитный рефлекс организма.

    Чихание – резкий рефлекторный выдох через нос.

    Кашель – резкий рефлекторный выдох через рот, при     котором слизь удаляется из дыхательных путей.

    Бронхит – одно с самых распространенных заболеваний. Чаще всего развивается после воспаления трахеи это ларингит. Он является одним из острых респираторных инфекционных заболеваний.  Воспаление бронхов с преимущественным с поражением их слизистой оболочки. Характерен кашель с выделением мокроты, одышка, боль в груди, хрипы в легких.t тела может быть нормальной.      Возникает как осложнение после

 инфекционных болезней, или в связи с переохлаждением, понижением иммунитета. Возникает кислородное голодание. Со временем развивается пневмония.  

    Ангина острое инфекционное заболевание, характеризующееся воспалением небных миндалин. Возбудителями заболеваний являются стрептококки – и стафилококки. Боль в горле при глотании, повышение температуры тела. Возможны местные (абсцесс) и общие (поражение суставов, почек, сердца)  осложнения.

      Учитель. Украина находится на первом месте среди стран Европы по количеству больных на туберкулез. Это заболевание известно с древних времен. Ее называли белой чумой, сухотой. Известно много известных людей, которые помирали от этой болезни.

    Жертвами туберкулеза были Антон Павлович Чехов, Русский писатель; Людмила Федоровна Мечникова – супруга известного микробиолога Ильи Ильича Мечникова; Лариса Петровна Косач, в народе Леся Украинка, которая народилась в 1871 году, а на 12 году жизни заболела на сухоту (или туберкулез). Из – за болезни ее не отдали в школу. Дети ее боялись, называли сухотой. Свое одиночество она заполняла обучением.

      Презентация учащихся группы 2. (Демонстрация слайдов.)  Предоставляется слово учащимся в роли врачей фтизиатров.

     Туберкулез уничтожает человечество. Врачи, работники системы охраны здоровья оснащены современными достижениями медицины: флюорографами, вакцинами, антибиотиками.                    

      Туберкулез – болезнь, возбудителем которой есть туберкулезная палочка, или палочка Коха.

      Инфекционная  болезнь, при которой разрушается ткань легких, что может привести к смерти человека. Возбудитель  попадает в организм воздушно-капельным путем, может длительное время находиться в организме человека, и не вызывая болезни. В неблагоприятных   условиях (плохое условие жизни, питание, переохлаждение организма) возбудитель активизируется и человек заболевает.

     Наличие возбудителя в организме проверяют при помощи пробы манту. Ее положительная  реакция  говорит о присутствии  возбудителя этой болезни в организме. На начальной стадии заболевания палочка проникает в оболочку легких. В этот период болезнь можно вылечит без последствий. На второй стадии бактерии оказываются в легких. В большинстве случаев лечение может быть эффективным, однако на легких остаются рубцы. В больного на туберкулез наблюдается высокая температура тела, повышенное потоотделение, плохой аппетит, человек худеет, угнетает.

     Туберкулез.

                               Туберкулез легких

                                Рак легких

       Презентация учащихся группы 3. Сообщение учащихся в роли врачей пульмонологов. (Используя слайды)

                                                                                       Здоровые люди – ценность          

                                                                                       человеческой цивилизации

     Аллергическое заболевание, характеризуется периодическими приступами удушья и кашля связанными с нарушением бронхиальной проходимости. Эти нарушения вызываются накоплением в крови и тканях аллергенов, которые приводят к спазмам бронхов. Причина – наследственная предрасположенность, загрязнение окружающей среды, продуктов питания, воды.

      Бронхиальная астма.

     Острое инфекционное заболевание, характеризуется внезапным повышением t тела (38-390с), ухудшение общего состояния, появление одышки, болей в боку, кашель.

      Осложнение бронхита или различные виды бактерий, переохлаждение организма, перегрузки, курение, недостаточное питание, вызывают тяжелое заболевание -  пневмония.

       

                             Пневмония

     Дифтерия – инфекционное заболевание, распространяющееся воздушно-капельным путём. Продуктом её жизнедеятельности является ядовитое Возбудитель дифтерии – дифтерийная палочка. вещество – дифтерийный токсин, который поражает проводящую систему сердца и сердечную мышцу. Возникает тяжёлое и опасное заболевание сердца – миокардит. Чаще дифтерия поражает детей, но болеют ею и взрослые. Начинается она как обычная ангина. Повышается температура тела, и на миндалинах появляются серовато-белые налёты. Шея опухает из-за воспаления лимфатических желёз. Тяжелое инфекционное заболевание, поражается слизистая оболочка горла, происходит его отек, наблюдается повышенная t тела (до 400с), сильная интоксикация (отравление) всего организма.  Болезнь протекает очень быстро, поэтому  для лечения этого заболевания людям вводят сыворотку. Взрослым и детям для предупреждения этой болезни делают прививки.     Дифтерия.

     Учитель. Современная медицина обладает большим количеством эффективных лекарственных средств, при помощи  которых можно лечить заболевания органов дыхания. Но все чаще врачи начинают  обращаться к народным методам лечения при помощи  лекарственных растений, признавая их высокую эффективность.

     Сегодня для вас выступят врачи-гомеопаты, которые расскажут о народных методах лечения дыхательной системы.

     Презентация учащихся группы 4. Демонстрируя стенд «Лекарственные растения», книги «Лекарственные растения», картинки, иллюстрации.

                                                                              Стань здоровым получишь                      

                                                                               полноценную жизнь.

     Как уже, известно, что народная медицина использует растения для лечения органов дыхания. Каждый зеленый листик выделяет в воздух кислород, Хвоинки сосны, смолистые тополиные почки, чеснок, лук выделяют фитонциды. Ива, береза, ромашка, шалфей, чабрец – отличные антисептики. Лечат туберкулез легких настоями почек сосны, тополя березы. Малина, калина, рябина – источник витаминов. Так вот любите природу, охраняйте ее и обращайтесь к ней за помощью.

     Здесь на стенде в мешочках собранные коллекции трав, а в корзине чеснок, лук, хвоя, редька, калина, малина, мед.

    Рецепты для лечения многих болезней:

   1) Для облегчения дыхания при простуде, бронхите необходимо делать ингаляции. Можно, покрывшись махровым полотенцем, подышать над кастрюлей с варящим картофелем или отваром из эвкалипта, шалфея, почек сосны.

     2) Во время заболевания важно употреблять во внутрь отвары растений: анис, мать-и-мачеха, фиалка трехцветная, багульник, почки сосны, ивы, березы, тополя, калины, малины, рябины,  пить молоко с маслом и медом.

    3) При сухом кашле эффективен сок редьки или лука с медом или с сахаром. Эти овощи режут на мелкие кусочки, засыпают сахаром и помещают в теплое место на 2-3 часа. Затем сок процеживают и пьют по 1-2 чайной ложке 3 раза в день.

   4) При заболеваниях верхних дыхательных  путей можно полоскать горло отваром ромашки аптечной, шалфея или раствором питьевой соды.

   5) Ставить горчичники если нет температуры.

   Для повышения иммунитета нужно есть побольше лимонов и апельсинов (из-за высокого в них содержания витамина С).

 Учитель. (Спасибо за полезные советы. А что нам посоветуют экологи и гигиенисты).

Презентация учащихся группы 5. Сообщение учащихся в роли экологов гигиенистов. Используя рисунки, картинки.

                                                                                                Нельзя человека

                                                                                                Закупорить в ящик.

                                                                                                Жилище проветривай

                                                                                               Лучше и чаще.

        Все вы знаете, что для дыхания человека необходим чистый воздух без вредных газов и пыли, поэтому прогулки на свежем воздухе идут  всем на пользу. Когда воздух чист, все дыхательные пути широко раскрыты и воздух обильно поступает в легкие. При этом ход всех процессов в организме улучшается, появляется бодрость и прекрасное самочувствие. Но за чистый воздух надо бороться. Прежде всего – это борьба с пылью. Конечно, воздух загрязняется и выхлопными газами автомашин, и газами промышленных предприятий, и другими веществами, отравляющими наш организм. Всем этим особенно загрязнен воздух больших городов. Ученые – гигиенисты, экологи многих стран мира работают над вопросом очистки воздуха городов от вредных примесей. Но больше всего воздух загрязняет пыль. Пыль в воздухе есть почти везде. Только в море от берега в 1000 – 1200 км и на очень большой высоте пыли нет.

     Ведь в воздухе, кроме пыли и вредных примесей, много бактерий. Несмотря на то что люди вдыхают так много бактерий, заболевают лишь немногие. Это объясняется тем, что большая часть бактерий не опасна для человека и лишь некоторые могут вызвать заболевание. Но и против них в организме есть защитные приспособления, и человек заболевает только в том случае, если организм ослаблен и болезнетворных бактерий попадает слишком много.

     Очень большое значение имеют зеленые насаждения не только по тому, что они украшают наши города и села, но и потому, что они берегут наше здоровье. Растения задерживают пыль, обезвреживают и очищают воздух. Мы призываем всех посадить и вырастить хотя бы по одному деревцу.

      Особую тревогу вызывает курение табака. Сегодня в мире насчитывается 1,2 млрд. курильщиков. По прогнозам, до 2020 года их будет 1,6 млрд. Курильщики в 14 раз чаще болеют на рак легких.

     Вместе с воздухом в легочные пузырьки попадают вредные газообразные вещества. Все эти газы проникают в кровь через капилляры и разносятся по всему организму, оказывая вредное воздействие на сердце, печень, почки и другие органы человека. Поэтому экологическое состояние внешней среды очень важно для здоровья человека. Курение – вредная привычка, которая приводит к нарушению не только органов дыхания, но и всего организма в целом. Отказ от курения важное правило гигиены.

             Факторы, влияющие на органы дыхания:

   

               Курение                          Пассивное курение

       (Рассказ учителя с элементами комментариев учащихся по таблице «Профилактика воздушно – капельных инфекций»).

      В случае ощущения человеком недомогания, повышения температуры тела, появления симптомов того или иного заболевания, ему необходимо лечь в постель, вызвать врача, а окружающим его людям – обеспечить изоляцию больного.       В дальнейшем выбор профилактических мер, позволяющих ограничить распространение инфекции (дезинфекция, профилактические прививки и др.) будет определяться особенностями заболевания. Так, например, ребенка, заболевшего скарлатиной или дифтерией, по направлению врача немедленно госпитализируют, все его вещи (посуду, постельные принадлежности, книги и пр.) подвергают химической обработке (дезинфекции), так как возбудители этих инфекций могут длительное время сохранять свои патогенные свойства. При нестойких инфекциях, например, гриппе. Больного достаточно изолировать в домашней обстановке и обеспечит соблюдение необходимых санитарно – гигиенических условий. Больного помещают в отдельную комнату, помещение проветривают, делают влажную уборку с применением 2-процентного раствора хлорной извести.

      Важно проводить профилактические прививки, в результате которых в организме человека вырабатывается иммунитет. В нашей стране широко применяются прививки против туберкулеза, дифтерии, кори, коклюша и гриппа, благодаря чему резко сократилась заболеваемость населения этими болезнями (инекции против туберкулеза делают накожно и через рот, против гриппа – через нос, противогриппозной сыворотки или подкожно).

     (Работа с учебником, параграф 34, изучить подтекст – в чем заключается профилактика заболеваний органов дыхания?)

      Учитель. После полученной информации можно сделать общий вывод о том, какие профилактические меры направленные на предотвращение распространения воздушно – капельных инфекций. Что необходимо предпринимать, чтобы избежать заболеваний органов дыхательной системы (называют и записывают в рабочую тетрадь).

     2. Правила и профилактические меры гигиены дыхания. Работа в парах.

     Составьте правила гигиены дыхания. (Рабата с учебником и рабочей тетрадью, сделать записи о методах профилактики)

     Основные методы профилактики заболевания органов дыхания:

1. Проведение вакцинации.

2. Карантин (во избежание контакта с больными).

3. Соблюдение правил личной гигиены.

4. Регулярное диспансерное обследование

5. Повышение иммунитета (закаливание, сбалансированное питание и т.д.).

1. Соблюдать особые правила в период эпидемий ( делать прививки, как можно реже посещать многолюдные места, избегать контактов с больными людьми).

2. Соблюдать режим дня и правила личной гигиены, полноценное питание, не переутомляться.

3. Избегать переохлаждения организма, стрессовых и конфликтных ситуаций. 

4. Дышать через нос.

5. При чихании и кашле следует закрывать нос носовым платком.

6. Необходима регулярная влажная уборка помещений.

7. Не уклоняться от медицинских осмотров.

8. Повышать сопротивляемость организма к инфекционным болезням с помощью закаливания, физических упражнений.

3.Оказание первой помощи при остановке дыхания. Экстренная реанимационная помощь при остановке дыхания.

     Помощь при удушении и заваливании землей. Удушение может произойти при сдавливании горла, при западении языка. Последне часто случается при обмороках, когда человек внезапно теряет сознание. Поэтому прежде всего надо прислушаться к его дыханию. Если оно сопровождается хрипом или прекращается вовсе, надо открыть пострадавшему рот и оттянуть его язык вперед, либо переменить положение головы, откинув ее назад. Дать понюхать нашатырный спирт, который возбуждает дыхательный центр. После извлечения человека при завалах землей надо очистить рот и нос от грязи, затем начать искусственное дыхание, непрямой массаж сердца. Если пострадавший холодный, его необходимо согреть.

     Первая помощь утопающему. Прежде всего надо освободить дыхательные пути от воды. С этой целью пострадавшего кладут животом на колено и резкими движениями сдавливают живот и грудную клетку или резко встряхивают пострадавшего. После удаления воды при необходимости применяют искусственное дыхание. сопровождается хрипом или прекращается вовсе, надо открыть пострадавшему рот и оттянуть его язык вперед, либо переменить положение головы, откинув ее назад. Дать понюхать нашатырный спирт, который возбуждает дыхательный центр. После извлечения человека при завалах землей надо очистить рот и нос от грязи, затем начать искусственное дыхание, непрямой массаж сердца. Если пострадавший холодный, его необходимо согреть.

    Первая помощь при поражении электрическим током

     Если удар был небольшой, человек самостоятельно пришел в себя, надо осмотреть место поражения. При тяжелых случаях происходит остановка дыхания. При этом применяют искусственное дыхание, а при остановке сердца - непрямой массаж. (Кукла).

V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся                                    Кроссворд «Органы дыхания»

В альвеолы воздух поступает благодаря…
Другое название легочных пузырьков. 
Органы состоящие из хрящевых колец.
Орган состоящий из полуколец.
Орган имеющий воронковидную форму.
Органы в которых происходит газообмен.
Сильный рефлекторный выдох через рот.

Ответы:

По вертикали: один из процессов жизнедеятельности организмов. (Дыхание.)

    По горизонтали: вдоху, альвеолы, бронхи, трахеи, гортань, легкие, кашель.

    Почему маленькие дети чаще болеют респираторными заболеваниями?

                     

1.Что вызывает грипп, как передается эта болезнь? Чем она опасна?

2.Что является возбудителем  туберкулеза, меры профилактики этой болезни?

3.Симптомы и методы лечения дифтерии.

4.Какие органы поражает бронхит и бронхиальная астма?

5.Симптомы пневмонии?

6.Профилактичские меры заболеваний дыхательной системы?

VI. Итог урока.

     Игра «Микрофон»

     Передавая микрофон друг другу, учащиеся высказывают свои мысли по поводу того, какой след оставил их сердце сегодняшний урок.

Понравился ли им урок?
Что больше всего понравилось?
Пригодятся ли знания полученные на уроке в жизни?
Для чего им эти знания?
Где их можно применить?

Игра – викторина «ПОЛЕ ЧУДЕС»

«Болезни органов дыхания»

     П о д г о т о в и т е л ь н ы й   э т а п

1. Изготавливается барабан, на который нанесены следующие зоны: баллы, переход хода, приз, банкрот, х 2.

    (Изготавливается черный ящик для призов. Изготавливается наборное полотно).

2) Ведущий готовит карточки с вопросами.

3) Организаторы готовят призы:

а) супер приз – книга «Лекарственные растения»;

б) для участников выигравших «приз», - диски с презентациями о здоровом образе жизни;

в) для финалистов – книга «Энциклопедия человека»;

г) для всех игроков – медали участников игры.

     У с л о в и я        и г р ы

     Играют три тройки игроков. Выигравшие становятся финалистами. Победитель финальной игры играет в супер игру. Вращая барабан участники «собирают» баллы. Зона барабана «х 2» позволяет умножить вдвое уже набранные баллы; «Б» - означает, что игрок теряет все набранные баллы; «ПЕРЕХОД» - ход переходит к следующему игроку; «П» - участник может взять приз и выбыть из игры или отказаться от приза и продолжить игру.

      З а д а н и я  и г р о к а м  п е р в о й  т р о й к и

     Тема сегодняшней игры – болезни органов дыхания. И в первом туре игроки должны будут отгадать общее название организмов вызывающих заболевания органов дыхания. (Микроорганизмы)

     З а д а н и я  и г р о к а м  в т о р о й  т р о й к и

    Очень тяжелая небезопасное заболевание унесшая тысячи людей, в том числе нашу поэтесу Ларису Петровну Косач. (Туберкулез)

    З а д а н и я  и г р о к а м  т р е т ь е й  т р о й к и

     Овощ этот очень крут!

     Убивает всех вокруг.

     Помогут фитонциды

     От оспы и чумы.

     И вылечить простуду

     Им тоже сможем мы.  (Лук)

     И г р а  с о  з р и т е л я м и. Зрителей я хочу спросить о самом распространенном остром вирусном заболевании с наступлением холодов. (Грипп)

     Ф и н а л. Вам необходимо назвать вещества, которые растения выделяют в атмосферу и они токсичны для многих микроорганизмов. (Фитонциды)

       С у п е р  и г р а. Ну а теперь давайте выясним, кому принадлежат такие слова «Главный клад жизни это здоровье, и чтоб его сберечь необходимо много чего знать». Подсказка. Средневековой персидский философ, врач живший примерно тысячи лет тому назад. (Авиценн)

Фото урока:

Заболевания органов дыхания, их профилактика. Оказание первой помощи при остановке дыхания

Скачать конспект (4.79 Mb)



Автор разработки: Ситничук Галина Павловна

Учебный предмет: Биология

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 2089 | Загрузок: 253 | Комментариев: 0

Ключевые слова: органы дыхания, Болезни органов дыхания

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»