Главная » Разработки уроков » Биология

Органы кровообращения: сердце и сосуды. Строение и функции сердца. Регуляция кровоснабжения органов

ЦЕЛЬ:

- обучить учащихся особенностям строения и работы сердца механизму  регуляции кровоснабжения;

-    умениям ориентироваться в понятиях и терминах;

- активизировать познавательную активность учащихся путем  решения проблемных вопросов и ситуаций;

-  сформировать у учащихся необходимость в получении знаний о сердце для сохранения и укрепления здоровья;

-   воспитывать социальные  и коммуникативные компетентности.

ТИП УРОКА: комбинированный.

ОБОРУДОВАНИЕ: видеофильмы, компьютерная презентация, муляж сердца, таблицы. 

ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ: систола, диастола, клапаны, сердечный цикл, перикард, эпикард, миокард, автоматия, возбуждение, торможение, проведение, коронарная система, кардиограмма, дефибриллятор.        

                                 

Структура  урока и хронометраж:

1.Оргмомент ---------------------------------------------------------2  мин.

2.Актуализация и мотивация учебной деятельности----------5  мин.

3.Изучение нового материала ------------------------------------40 мин

                                  а) эволюция сердца;                                   

                                  б) расположение и величина сердца;

                                  в) строение и функции сердца;

                                  г) особенности сердечной мышцы

                                  д) работа сердца;

                                  е) коронарное кровоснабжение;

                                  ж) кардиограмма;

                                  з) регуляция работы сердца;

                                   и) система органов кровообращения;

                                   к) реанимация.

4.Осмысление изученного ---------------------------------------12 мин.

5.Самостоятельная работа ---------------------------------------25 мин.

6.Подведение итогов (рефлексия)------------------------------ 2   мин.     

7.Домашнее задание ----------------------------------------------3   мин

ХОД УРОКА

1-я 30 мин.

I.    ОРГМОМЕНТ

II.  АКТИВИЗАЦИЯ И МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Какую тему мы с вами изучили? (кровь)

Вспомним несколько понятий по этой теме: капилляры, сыворотка, фибриноген, печень, плазма, антитело, лимфа, гомеостаз.

Кровеносная система – это водопроводная сеть. Как человек не может жить без воды, так и его организм без крови. (Почему?)

Она движется ко всем органам и тканям, принося питательные  вещества и уносит продукты обмена. Все мы знаем, что движение крови обеспечивает сердце. Что мы знаем о нем? (работа в группах - ассоциации).

Новые знания, полученные на уроке, помогут ответить на вопрос:

Почему же сердце является самым совершенным и неутомимым мотором в мире - не перегревается, не ремонтируется и  пока ученым не удалось создать что-то подобное?

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

а) Объявление темы и  задач урока.

Сердце сформировалось в процессе эволюции (работа с таблицей).

Впервые - у кольчатых червей (пульсирующий сосуд - спинная артерия). Мышечное сердце у моллюсков (двухкамерное).

У позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. У нас, по сути, сердце состоит из двух сердец - правого и левого. Какая основная функция сердца? Как Солнце является центром Вселенной, так и сердце является центральным органом жизнедеятельности человека.

б) Сердце, его расположение и строение

Средостение, середина (слайд №1). Оно расположено между двумя легкими.

Найдем место расположения сердца на себе - от конца кости грудины, параллельно земле (на 3-4 см), подняться вертикально вверх (на 2-3 см) - это верхушка сердца (суженная его часть).

Ось сердца наклонена и смещена от средней линии, а верхушка смещена влево и вперед; основание (расширенная часть его, отсюда отходят кровеносные сосуды) - вправо и назад.

2/3 сердца расположено в левой части грудной клетки, а 1/3 - в правой. Сердце наглухо окружено крепкой кожистой оболочкой - это перикард, он защищает сердце (слайд №2), уменьшая силу трения (стенки выделяют серозную жидкость).

Длина сердца 12-15 см, в поперечном сечении оно составляет 8-11 см, масса - 1/215 от массы тела у мужчин и 1/250 - у женщин                 (слайды №  3).

в) Просмотр фрагмента видеофильма «Строение и работа сердца».

Вопросы к фильму:

-внешнее строение (слайд №3);

-верхушка сердца;

-основание (слайд № 4);

-клапаны сердца (слайд №5);

-артерии (слайд № 6);

-вены;

-стенки сердца;

- предсердие (передний двор);

- клапаны - «клеппе» (немец.), (слайд № 7).

- почему кровь в сердце течет в одном направлении? 

- легочный ствол, коронарные артерии, дуга аорты.

г) Особенности сердечной мышцы (миокарда):

         1) возбудимость (факторы физической и химической природы);

2) проводимость (распространение возбуждения по всей сердечной мышце, сросшиеся клетки поперечно-исчерченной сердечной мышцы);

3)   сократимость.

В 1902 г. Врач Кулябко оживил сердце ребенка, умершего от воспаления легких, вырезав его из трупа через 20 суток после смерти. Он пропустил через сердце питательный раствор Рингера (физ.раствор+NaCI+CaCI2=NaHCO3), глюкоза – при t +37 – это среда клеток. А профессор С.Брюховенко восстановил работу сердца мальчика по истечению 100 часов после его смерти (сердце все это время хранилось на холоде).

Врач эпохи Возрождения Андреа Везалий однажды вскрыл труп, чтобы установить причину смерти и пришел в ужас - он увидел слабо сокращающееся сердце. Неужели он ошибся и человек был еще жив? В сердце есть собственные механизмы возбуждения и сокращения мышечных волокон. Это 4-я особенность мышечных клеток сердца –­­­­ автоматия, это способность мышечных клеток сердца к самовозбуждению без каких-либо воздействий извне (слайд №9).

У плода человека сокращение сердца возникает на 19 или 20 неделе внутриутробного развития. Что же заставляет сердце сокращаться? Этим управляет узел, состоящий из видоизмененных веретеновидных клеток миокарда - это и есть водитель ритма, который расположен  в правом предсердии сердца в месте впадения верхней полой вены - синусоидальный узел. Он продолжается в виде пучка волокон Гисса и волокон Пуркине (видоизмененные мышечные волокна и нервные клетки, которые  находятся в стенках желудочков. Синусоидальный узел обеспечивает сердечный ритм - 60-70 раз в мин. Если перерезать водитель ритма, то сердце остановится.

д) Просмотр видеофильма «Работа сердца».

Вопросы к фильму:

-     как происходит движение крови из предсердий в желудочки;

-  движение крови из желудочков в большой и малый круги   кровообращения;

-     понятие «сердечный цикл» (систола, диастола, расслабление);

(После просмотра фильма опрос идет по «цепочке»).

От чего же зависит продолжительность сердечного цикла? За сутки сердце человека совершает работу в 270 лошадиных сил            (за 1 сек. - 100г крови, за сутки - 10 тыс.литров). За 24 часа оно совершает работу целой бригады грузчиков, укладывающих в товарный вагон 12 т. любого груза.

Как это возможно? (сердечный цикл).

Решим задачу: определить продолжительность работы сердца в течение суток:

1 вариант - работы предсердий;

2 вариант - работы желудочков;

3 вариант - общего расслабления сердечной мышцы.

е) Коронарное кровообращение  (слайд №8).

От основания аорты отходят 2 артериальных ствола, левый и правый – разветвление на артериолы – на капилляры – венулы – вены – полость правого желудочка.

Кровоток осуществляется во время диастолы (во время систолы сердечная мышца сжата, равно как и сосуды миокарда).

Отток крови от сердечной мышцы осуществляется в полость правого предсердия. Капиллярная сеть сердца развита в 2-3 раза сильнее, чем в скелетных мышцах - на 1мм/кв сердечной мышцы приходится 2500 капилляров.

При физической нагрузке кровоток может усилиться в 4-5 раз, и еще - очень высокая степень усвоения (две третьей от общего содержания кислорода в крови, притекающей к сердцу).

2-я 30 мин

ж) Кардиограмма.

Работа сердца создает слабые биотоки, (слайд №10) которые проводятся по всему телу.

Если зарегистрировать их от грудной клетки, запястья и щиколоток, то получится кривая линия - это электрокардиограмма,

она отображает состояние сердечной мышцы и ее деятельность.

Самостоятельная работа с учебником (стр.71, рис.61). Зубцы PRQS – изобразить  на доске и объяснить по памяти

з) Регуляция работы сердца.

Почему же сердце ведет себя по-разному: то мы его не слышим, то отзвуки его звенят в ушах, то оно готово вырваться из груди…  «Сердце матери – вещун»?

 Сердце чутко реагирует на разнообразные эмоциональные воздействия и его  работа (сердцебиение, ритм, болезненное состояние) связывают с житейскими радостями  и бедами; реакция сердца и сосудов – результат влияния регуляторных функций организма. А восстановлению деятельности сердца способствуют положительные эмоции, оптимизм, режим дня, положительный психологический  микроклимат.

Какие способы регуляции жизнедеятельности существуют в нашем организме? (нервная и гуморальная).

Нервная.

К сердцу подходят две веточки ВНС - симпатическая и парасимпатическая ( запись в тетради в виде схемы).

Парасимпатическая, расширяет сосуды бронхов, брюшной полости, головного мозга, кожи, легких, но сужает венечные сосуды сердца, замедляет работу сердца, снижает АД.

Симпатическая, сужает сосуды брюшной полости, головного мозга, легких, бронхов, расширяет венечные сосуды сердца, усиливает работу сердца, его силу и частоту, повышает АД.

Гуморальная.

Ацетилхолин и норадреналин (вещества, выделяемые нервными окончаниями ВНС). Небольшие  дозы ацетилхолина вызывают возбуждение работы сердца - частоту и силу его, а большие действуют противоположно. Норадреналин действует как симпатическая н.с., а Адреналин (гормон надпочечников) действует как симпатическая н.с.

Запись в тетради:

Парасимпатическая н.с.+ацетилхолин+К  – замедляют деятельность сердца;

Симпатическая н.с.+ адреналин+Са  – усиливают деятельность сердца. 

и) Система  органов кровообращения

Просмотр видеофильма «Кровообращение».

Вопросы к фильму:

* малый круг – начало - … течет по сосудам - … в легких происходит - …;

*  кровь оттекает от легких по сосудам -…;

*  большой круг - начало в сердце - …;

*  вытекает из сердца, попадает в сосуд - …;

*  ответвления сосудов к органам - превращение крови - …;

* оттекает кровь от органов, собираясь в сосуды - … они, в свою очередь, в более крупные - …, эти сосуды впадают в - … сердца.

к) Реанимация.

В XVIII веке,1774г. в Лондоне аптекарь Сквайерс оживил              3-летнюю девочку, выпавшую из окна  дома.

Сообщение учащихся о дефибрилляторе. Понятие «Реанимация».

Как вы думаете, на чем основан процесс восстановления сердечной деятельности после воздействия на грудную клетку (область сердца) разрядом электрического тока? (Возбуждаются волокна миокарда, а затем запускается водитель ритма – синусоидальный узел, который вызывает восстановление сердечной деятельности).

3-я 30 мин

IV.  ОСМЫСЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО (ОБОБЩЕНИЕ)

1.Назвать части сердца, обеспечивающие:

-  движение крови в одном направлении;

-  движение крови в левый желудочек;

-  движение крови в правый желудочек;

-  движение крови в аорту и легочную артерию;

-  препятствие возвращению крови в правое предсердие;

-  движение артериальной крови в сердце;

-  регуляцию работы сердца

-  усиление деятельности сердца.

-  угнетение деятельности сердца;

-  автоматию сердца.

2.Какой путь пройдет лекарственный препарат, действующий на просвет коронарных сосудов миокарда, если он:

а) введен внутривенно (плечевая артерия);

б) в виде таблетки под язык (слизистая  оболочка).

3.Составить синквейн:

1 вариант - аорта;

2 вариант - сердце.

V.  РЕФЛЕКСИЯ

1. Считаете ли вы данную тему актуальной  в жизни современного человека?

2.  Какие вопросы темы были для вас  сложными?

3. Как вы оцениваете свою работу на уроке? (работа с сигнальными карточками)

4.  Оцените уровень усвоения вами изученного материала (работа с сигнальными карточками)

VI.  ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Прочитать параграфы №№ 24, 25, 26, подготовить сообщения:

   -  Работы профессора С.Брюховенко (искусственный аппарат сердца);

   -  Работы ученых по изучению движения крови по сосудам (история изучения вопроса);

   -  Подготовить презентацию на тему «Факторы  риска для сердечно - сосудистой системы человека»;

   -   Измерять свой пульс в течение 3-х дней, утром и вечером, записать показатели (для практической работы).

Органы кровообращения: сердце и сосуды. Строение и функции сердца. Регуляция кровоснабжения органов

Скачать конспект (746.4 Kb)



Автор разработки: Коломиец Алла Константиновна

Учебный предмет: Биология

Выставить рейтинг разработки урока:


Просмотров: 852 | Загрузок: 222 | Комментариев: 0

Ключевые слова: сердечно-сосудистая система

Похожие конспекты:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Достижения
Почтовый адрес
452750, Башкортостан, г. Туймазы,
ул. Луначарского, средняя школа
№ 4, ГК «РАЙМАНТАУ»